Главная Культура 00:25 17 Мая 2019 2135
Лариса Садилова: Надеюсь на встречу с Тарантино в Каннах, а потом в Трубчевске

Фильм Ларисы Садиловой без всякой протекции заинтересовал главный кинофестиваль мира

Леонид Павлючик
Лариса Садилова начинала как яркая актриса, но по-настоящему нашла себя в режиссуре. Фото Геннадия Самохвалова

На Лазурном берегу стартовал 72-й Каннский фестиваль — главное кинематографическое событие года. В основном конкурсе российских картин нет. Но в "Особом взгляде«— второй по значимости программе — представлены сразу два наших фильма. Это «Дылда» Кантемира Балагова и «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой. Если Кантемир уже во второй раз едет в Канны со своей картиной (он был отмечен в «Особом взгляде» призом за фильм «Теснота»), то для Ларисы, получавшей награды на фестивалях в Роттердаме, Мангейме, Котбусе, Братиславе, Варшаве, это каннский дебют.

— Лариса, ваш учитель по ВГИКу, патриарх советского кино Сергей Герасимов говорил, что в каждом фильме должно быть какое-то открытие: или новой темы, или особого киноязыка, или необычного героя. Этим надо брать зрителей в плен, удивлять их. Чем намерены удивлять каннскую публику?

— Как говорят сами отборщики фестиваля, картина удивила их тем, что она светлая, добрая, не похожая на фильмы, которые обычно присылают в Канны из нашей страны. Если коротко, то наше кино о любви. О любви между мужчинами и женщинами. Говорю во множественном числе потому, что в центре фильма две семейные пары, связанные непростыми отношениями. Действие в картине происходит не в Москве или Санкт-Петербурге, а в самой что ни на есть глубинной, сердцевинной России. А точнее, в городе Трубчевске Брянской области. Думаю, каннский зритель этим обстоятельствам немало удивится. И почему-то уверена, что фильм публике понравится.

— Как ваше кино попало в Канны?

— Мы отправили диск с фильмом в отборочную комиссию на общих основаниях. И стали ждать. Долго не было никаких вестей. Потом мы узнали, что более 40 российских картин получили отказ. Потом была пресс-конференция устроителей Каннского фестиваля, где я не услышала название нашего фильма, и, естественно, расстроилась. Потом пришел официальный ответ, в котором нам выражали сожаление на этот счет, обещали рекомендовать наш фильм другим фестивалям. А через два дня позвонили и сказали, что фильм взяли в «Особый взгляд».

— Все ваши семь фильмов сняты в провинции. Съемочной площадкой в разное время становились Кашира, Орел, Брянск, тот же Трубчевск. Это ваша принципиальная позиция — снимать кино далеко от Москвы?

— Принципиальная. Я хорошо знаю провинциальную жизнь. Гораздо лучше, чем столичную. Я ведь сама родом из Брянска. Я практически оттуда не уезжала, несмотря на то, что живу сейчас в Москве. Но я часто бываю на своей малой родине. У меня там мама, сын, внучка, друзья. Я знаю эту жизнь изнутри. И в меру своих дарований рассказываю о ней.

Кадр из фильма «Однажды в Трубчевске»

— Провинциальная жизнь отличается от столичной?

— Отличается. Там большей частью живут бедные в материальном плане люди. Но зато искренние, веселые. Они умеют радоваться малому. И так же широко, как и в столицах, отмечают праздники. Один из них, снятый нами в документальной манере, будет показан в фильме.

— Трубчевск, насколько я догадываюсь, город небольшой?

— Да, его население составляет всего 14 тысяч человек. Из них 4 тысячи студенты, которые приезжают в Трубчевск учиться из близлежащих деревень и поселков. Город уютный, красивый, холмистый. Главное транспортное средство там велосипед. Все знают друг друга в лицо. Это обстоятельство, кстати, обыграно в нашем фильме: любовь, возникающая между героями, скоро становится всеобщим достоянием, ее трудно скрыть.

— Вас в Трубчевске, небось, тоже все знают?

— Ясчитаю себя местной жительницей. Мы с мужем даже купили там участок земли, но построиться пока не можем, денег нет. Думаю, все же соорудим со временем небольшой домик, будем чаще наезжать. Тем более что мы в Трубчевске проводим фестиваль, который называется «Наше кино». Он пройдет в этом году уже в третий раз. Заранее приглашаю вас.

— Спасибо, приеду. Скажите, то, что вас в Трубчевске знают, облегчает съемочный процесс?

— Еще как! Практически весь город работал на нашу съемочную группу. Если надо организовать, скажем, поливальную технику или перенести в другое место автобусную остановку, — вопросов не возникает. Люди помогают словом и делом, охотно снимаются в нашем кино. Знают, что мы не подставим, не выставим никого в плохом свете.

К слову говоря, жители города стали соавторами нашего кино. Я ведь сначала сняла короткометражный фильм, навеянный реальной историей про влюбленную пару, которая встречалась в фуре, перевозящей товары из Брянска в Москву. Показала это кино в Трубчевске, было горячее обсуждение, зрители стали предлагать свои варианты окончания истории. В итоге я решила короткометражку превратить в полный метр. Мне самой стало интересно, что же с моими героями будет дальше.

— Вглавных ролях, насколько я знаю, заняты отнюдь не медийные персоны...

— Главную роль играет Егор Баринов, сын народного артиста России Валерия Баринова, который снимался у меня в фильме «Ничего личного». Нельзя сказать, что Егор малоизвестный актер, но он и не мега-звезда. Надеюсь, что после нашего фильма он станет широко известным. Тем более что у него есть для этого все основания: он статный, харизматичный, умный, сам занимается режиссурой.

В главной женской роли снялась Кристина Шнайдер, известная по фильму Александра Митты «Шагал-Малевич». Я ее увидела на премии «Ника», она исполняла песню по ходу церемонии. Мне она запомнилась своей фактурой. У нас актрисы стремятся быть модельной внешности, а у Кристины типаж Натальи Гундаревой времен «Гражданки Никаноровой».

Еще в двух основных ролях снялись Мария Семенова, которую я запомнила по фильму Юсупа Разыкова «Стыд», и актер Брянского театра Юрий Киселев, который снимался у меня в трех фильмах. Вся наша великолепная четверка — это сильные, зрелые, но, скажем так, незатасканные актеры. По моему замыслу, они должны ничем не выделяться среди жителей города, которые составили живой фон фильма. Если бы у нас снимались звезды, это разрушило бы ткань картины.

— Насколько я знаю, ваш фильм снят без госфинансирования. Почему?

— Мне часто задают вопрос, почему у меня был большой перерыв в съемках. Я честно отвечаю, что последние пять лет подавала заявки в министерство культуры, присылала сценарии, но неизменно получала отказ. Причина мне до сих пор неизвестна. Поэтому в случае с фильмом «Однажды в Трубчевске» за господдержкой обращаться не стала. Показала сценарий продюсеру Ларисе Шнайдерман, он ей понравился. Денег было мало, но не в них счастье. Возможно, скромный бюджет даже помог фильму. У нас была недорогая камера, минимум операторской техники, света. В итоге этот вынужденный минимализм определил эстетику фильма.

— Лариса, перейдем от частного к общему. Вы закончили у Герасимова актерскую мастерскую, сыграли у него в фильме «Лев Толстой». Сегодня вы не снимаетесь в кино, зато стали режиссером, сценаристом, продюсером...

— Когда я заканчивала ВГИК, в стране грянула перестройка. У нас не было распределения, как в прежние годы. Герасимов умер, мы оказались, по сути, брошенными на произвол судьбы. Смею думать, я была неплохой актрисой, да и мой типаж хорошо подходил для того времени. Но на мои молодые годы пришелся развал отечественного кино. Когда в качестве режиссера я снимала свой первый фильм «День рождения», на студии имени Горького бегали только кошки, да еще бродила я. Больше никого там не было. Сегодня для самовыражения мне достаточно режиссуры, а актерский кураж я растеряла. Ничуть не переживаю по этому поводу.

— Ивсе-таки, как вы стали режиссером?

— Начну с того, что у Герасимова была режиссерско-актерская мастерская. И предмет «Мастерство» был общим для всех. Поначалу в свои 17 лет я даже не понимала половину того, о чем говорит мастер. И только на втором курсе мозги мои стали потихоньку становиться на место. О режиссуре в то время даже боялась думать. Режиссеры для меня были небожителями. Но я потихоньку стала учиться не только актерскому делу, а осваивала смежные специальности.

ВГИК я закончила в 1986 году, а свой первый фильм в качестве режиссера сняла в 1998-м. То есть путь к режиссуре оказался трудным и долгим. Учиться пришлось всему и сразу. Необходимо было организовать свою студию, научиться разбираться в бухгалтерии. Нужно было понять, как устроена система российского кино, которая постоянно менялась: то было министерство культуры, то агентство, то Госкино, то опять министерство. Можно сказать, что я всему научилась на собственном опыте. И этому опыту уже 20 лет.

— Кроме этих знаний необходимо еще руководить съемочным процессом...

— Когда я снимала первую картину и ставила задачи группе, то поначалу задавала себе вопрос: откуда я это все знаю? А потом поняла: Сергей Аполлинариевич вложил в нас столько ума, души, сил, что его уроки, наставления в нужный момент всплывали в моей бедной голове. Для него занятия во ВГИКе, его студенты были дороже собственного творчества. Он не пропустил ни одного занятия с нами. Даже когда работал над своим фильмом, то приостанавливал съемки, чтобы провести занятия, а потом возвращался на площадку.

Он учил нас ясно выражать свою мысль, просил, чтобы мы записывали впечатления о прочитанном, запоминали интересные сюжеты, характеры, почерпнутые из жизни. А главный его урок состоял в том, что он учил нас понимать, любить людей и четко отделять добро от зла. Без соблюдения этих простых, но важных заповедей режиссером не станешь.

— Вы пишете сценарии для себя сами. По чужому замыслу не хотели поставить кино?

— Уменя был опыт совместной работы над сценарием фильма «Она» вместе с Павлом Финном. Этот опыт мне в принципе понравился. И я ничего не имею против чужих сценариев. В свое время я их много читала, будучи в экспертном совете минкультуры. Но, во-первых, хороших сценариев вообще мало. А во-вторых, мне не попался такой, закоторый я готова была ухватиться двумя руками. Наверное, мне трудно присваивать чужое. Лучше уж я буду кропать потихоньку что-то свое...

— Знаю, что у вас есть замысел новогодней комедии под названием «Оливье». Это о чем?

— Побольшому счету, это рассказ о нашей некогда большой и единой стране. О том, что салат оливье под Новый год по-прежнему делают и в Грузии, и в Армении, и в Украине, и в Прибалтике. И это объединяет нас лучше всяких скреп. Когда-нибудь этот замысел, надеюсь, осуществится. А сейчас я вплотную занимаюсь сюжетом об одной одинокой бедной женщине, о том, как она выживает в наше непростое время. В главной роли вижу Валентину Теличкину, снимать буду, если найду продюсера, опять в Брянской области.

— Может, теперь и минкультуры расщедрится на бюджетное финансирование?

— Дай-то Бог. У них даже такой раздел специальный есть: «Авторское кино». У нас авторов можно по пальцам пересчитать. Возможно, это прозвучит самонадеянно, но если мне в последние годы не дают денег на кино, то, извините, кому их дают?

— Под конец давайте еще раз вернемся к каннскому сюжету. Вы уже наверняка знаете, что кроме вашего фильма «Однажды в Трубчевске» в Каннах будет представлен фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде»...

— Скажу больше. Мне из Канн пришел такой опросник: «Что бы вы хотели спросить у своего любимого режиссера, если бы у вас была такая возможность?» Я ответила, что, надеюсь, Тарантино успеет закончить к фестивалю свой фильм «Однажды в Голливуде». А у меня в России есть свой Голливуд, он находится в Трубчевске. И я бы очень хотела, чтобы Тарантино посмотрел наш фильм, чтобы он ему понравился. А я бы пригласила его в Трубчевск на фестиваль. Не исключено, что мы с Тарантино пересечемся в Каннах, и сюжет будет развиваться по рассказанному мною сценарию. И в сентябре мы встретимся в Трубчевске.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12413
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7808
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7541
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6831
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6597
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?