16 декабря в Минске прошло очередное епархиальное собрание. Трудно сказать насколько слово «очередное» применимо к событию, которое при предыдущем митрополите Филарете (Вахромееве) происходило, вопреки уставу, не чаще раза в десятилетие. Собрание было приурочено к 25-летию создание Белорусского Экзархата и 30-летию установления празднования Собора Белорусских святых.
Патриаршая стратегия дробления епархий коснулась, наконец, и Беларуси: митрополит Павел (Пономарев), возглавляющий Белорусскую Церковь, решился на реформы менее, чем через год после назначения. Минская епархия, включавшая ранее Минск и Минскую область, сузилась до Минска и Минского района. Оставшуюся часть поделили между собой новые три епархии. То, что было раньше Минской епархией, стало именоваться митрополией, и духовенство митрополии собралось в последний раз вместе. Собрание шло по обычному сценарию: доклад, выступления, ответы на вопросы…
И хотя уже доклад митрополита Павла содержал в себе много нового и интересного, самое интересное произошло позднее. Заканчивая ответы на вопросы, поступившие с мест, митрополит попросил «еще пять минут», чтобы ответить еще «на два вопросика». И вдруг в одном из «вопросиков» пресловутое «разукрупнение» епархий неожиданно предстало «формой эффективного управления, когда Белорусский Экзархат придет к самоуправлению по примеру Украины, Эстонии и т. д».
Эти необычные слова стали поводом для эпохального заявления митрополита Павла: «Смотрите – в Эстонии два епископа – самоуправляемая церковь, в Латвии два епископа – самоуправляемая, в Молдове пять епископов – самоуправляемая, у нас 16 епископов – мы не самоуправляемая… Где-то даже обидно становится… Так что я буду, наверное, подымать этот вопрос… Даже не знаю, какая будет реакция и решение, но поскольку мы…» И здесь слова митрополита буквально потонули в овациях.
Когда аплодисменты стихли, митрополит Павел еще увереннее продолжил: «Спасибо за поддержку… Двадцать лет назад меня это не задевало, сегодня меня это задевает, потому что здесь уже честь Белорусской Православной Церкви (снова апплодисменты) Сегодня Русская Православная Церковь, которая находится территориально в границах Российской Федерации это, сами понимаете, мощная церковь, Украинская Православная Церковь тоже мощная Церковь, а третья-то идет – Белорусская! Поэтому, конечно, если с вашей стороны будет поддержка, вопрос этот будем подымать, если с вашей стороны будут направлены еще и пожелания и письма, тогда будем обсуждать, тогда будем выносить этот вопрос на решение Синода. Я сторонник того, чтобы Белорусская Православная Церковь была мощная крепкая, но, как вы сами понимаете, здесь никто из нас не собирается выходить из-под омофора Русской Православной Церкви, ни в коем случае… У нас был патриарх, есть патриарх, поэтому давайте жить в тех условиях, исполняя дух и традиции нашей церкви… Но некоторые моменты будем все равно продвигать...»
Эти слова митрополита Павла, поддержанные собранием, не нашли отражение в Итоговом документе собрания: “Просить Высокопреосвященнейшего митрополита Павла поставить перед Синодом Белорусской Православной Церкви вопрос о возможности предоставления Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой церкви в составе Русской Православной Церкви”.
В завершение митрополит Павел вновь прокомментировал этот вопрос, «поскольку он действительно волнует многих, это не мой вопрос, не только моя озабоченность, а очень многих людей – и священников, и мирян, и руководителей государственных структур… Ну, вы знаете, здесь, видимо, проявляется такое вот щепетильное чувство, внутренне такое чувство достоинства нашей церкви, нашего государства: соседи получили такой самоуправляемый статус, а мы, Церковь большая, нет. То есть это не попытка какая-то узурпировать власть, себе что-то перехватить, нет, это достойное стремление занять достойное место в иерархии нашей Церкви».
Странно, что в Итоговом документе предполагается ставить вопрос перед Синодом БПЦ, а не сразу перед Синодом Русской Православной Церкви. Митрополит Павел может огласить и обсудить этот вопрос на Синоде РПЦ, что он, по его словам, собирается делать, но уставная процедура требует такой вопрос ставить официально от имени Синода Белорусской Церкви, поэтому сначала должно быть его согласие и постановление. Все решения и постановления Синода БПЦ вступают в силу только после утверждения их Синодом РПЦ. Синод РПЦ вправе не утвердить прошение Белорусской Церкви. Многое зависит от способности митрополита Павла убедить московский Синод благожелательно принять прошение о статусе самоуправления Белорусской Православной Церкви. Сделать это будет нелегко, поскольку экзархом БПЦ до сих пор остается митрополит Филарет (Вахромеев), практически отставленный в силу возраста (ему 79 лет) Синодом РПЦ от какого бы то ни было участия в делах Церкви.