Местом встречи гениев разных стилей, эпох и направлений отныне станет знаменитый доходный дом Любощинских-Вернадских на Зубовском бульваре. Еще недавно здание пряталось в строительных лесах, а сегодня здесь звучат голоса Есенина и Маяковского.
Уникальные аудиозаписи классиков прошлого, исписанные ими от руки черновики и тетради — основные экспонаты выставки под названием «Литература ХХ века. Шедевры коллекции ГМИРЛИ имени В.И. Даля». Рассказывает завотделом «Музей истории литературы ХХ века» Лариса АЛЕКСЕЕВА:
— У нас на столе под стеклом собраны главные автографы ХХ века. Авторство многих можно узнать по тексту: «Девушка пела в церковном хоре», выведенное изящным почерком, — это, разумеется, Блок. На соседнем листе знаменитое есенинское «Дай, Джим, на счастье лапу мне!». Автографы представлены в хронологическом порядке — мы начинаем с Серебряного века и заканчиваем 1930-ми, стихами Хармса. Изучать рукопись — все равно что наблюдать процесс рождения шедевра. Печатный формат никогда не передаст магию листка бумаги с извилистым чернильным узором...
Нервный, нитевидный почерк Мандельштама, летящая манера письма Пастернака говорят о характерах сочинителей не меньше, чем страницы биографий. Бурный темперамент Маяковского проступает не только в почерке, но и в иллюстрациях, которыми поэт дополнял тексты. Украшали рисунками свои черновики и Давид Бурлюк, Велимир Хлебников. Экзотическим артефактом стала манжета, исписанная автором в полном соответствии с названием известной повести Михаила Булгакова.
Аудиопространство выставки занимает целый зал. Отдельное спасибо Сергею Бернштейну, руководившему лабораторией при Институте живого слова и с помощью фонографа записывавшему великие голоса на восковые валики. После закрытия Института в 1930-е все это могло бы пропасть, но дело спас Маяковский, точнее — его большой поклонник филолог Виктор Дувакин. Он, чтобы не утратить голосовые записи основателя футуризма, поехал в Ленинград, нашел эту коллекцию и перевез в Москву в двух чемоданах на извозчике... Потом собирать звуковые валики продолжил сотрудник Литературного музея Лев Шилов. А в итоге мы имеем хор писательских голосов. Есть надежда, что из этого когда-нибудь вырастет музей звучащей литературы:
Кстати, сам дом Любощинских-Вернадских имеет уникальную судьбу. Он спроектирован и построен по указу тамбовского помещика Марка Любощинского. Это было одно из первых сооружений в Москве с централизованным горячим водоснабжением и лифтом. Каждый лестничный проем украсили скамейками, которые остались на своих местах до наших дней. Во время Первой мировой в этих стенах размещался лазарет. После революции помещение перешло к Совнаркому, его Центральной комиссии по улучшению быта ученых. В доме также собирались известные артисты, литераторы, адвокаты, врачи. Среди именитых посетителей — философ Сергей Булгаков, писатель Викентий Вересаев, ученый-востоковед (и муж Анны Ахматовой) Владимир Шилейко. А режиссер Лев Кулиджанов снимал здесь свой знаменитый «Дом, в котором я живу»... В общем, все здесь дышит историей — приходите убедиться лично!