Но приходится это говорить и на сей раз. Ещё надо добавить, что радуют успехами чемпионы почти во всех дисциплинах, расширилась география элиты лёгкой атлетики. В беге на выносливость «выстрелили» не только традиционные лидеры – кенийцы и эфиопы, но и уроженцы других стран и континентов. А мужчин и женщин, имеющих результаты мирового уровня, сейчас так много, что в выходные и даже в будничные дни коммерческие соревнования проводятся одновременно в разных городах, везде показывают секунды и метры впечатляющие, а организаторы конкурируют между собой за право пригласить побольше ярких «звезд». И деньги лишь за факт участия платят громадные.
На минувших выходных легкоатлеты порадовали выдающимися результатами в Бриллиантовой и Континентальной лигах. Прыгун с шестом Арман Дюплантис в очередной раз поднял потолок человеческих возможностей, преодолев планку на высоте 6 метров 28 сантиметров. Неделей ранее норвежец Карстен Вархольм улучшил свой же мировой рекорд, пробежав 300 метров с барьерами за 32.67 секунд. Дисциплина не олимпийская, но специалисты потрясены. Тренеры по спринту сказали, что на данный момент вряд ли кто из россиян способен показать такое же время даже на гладких 300 метрах, то есть без барьеров.
По просьбе «Труда» авторитетнейший специалист по прыжкам с шестом Анатолий Чернобай прокомментировал очередной успех Дюплантиса и обрисовал перспективы россиян в этой дисциплине:
.jpg)
Из личной коллекции Анатолия Чернобая
«Есть ли у Дюплантиса ещё резервы для рекордов в будущем? Сейчас я разглядел у него запас высоты над планкой, минимум, 5 см. Учитывая, что он всякий раз прибавляет лишь по сантиметру, а рекорды удаются не в каждом старте, то на нынешний сезон у него резервов хватит. А на будущее он и его отец придумают что-то новенькое. Современные шесты за последние лет 30 почти не меняются, так что и в ближайшие годы прибавки к результатам не дадут. Но турниры шестовиков всё чаще проводят вне стадионов, и им для разбега монтируют специальный пружинящий настил. И если спортсмен удачно к нему адаптируется, то может немного увеличить скорость разбега. Кроме того, когда устраивают шоу прыгунов с шестом за пределами стадиона, дорожку для разбега укладывают согласно преобладающей розы ветров в этой местности. А ветер для нас – тоже значимый фактор для высокого результата.
У Дюплантиса очень быстрый разбег. Даже не умея стартовать с колодок, он показал выдающийся результат на стометровке, причём, на соревнованиях. Его папа, прыгавший в 1990-х годах за 5.80, для своих сыновей у себя во дворе оборудовал сектор для прыжков, и мальчики с дошкольного возраста с большим энтузиазмом практиковались. Но старший брат Армана остановился на высоте 5.20. Видимо, менее талантлив. При том, что Грег Дюплантис не профессиональный тренер – основной его заработок связан с бизнесом в «нефтянке». А тренировать сыновей для него как хобби. Сын Константина Волкова - Матвей тоже тренировался с юных лет - на базе на острове Ольхон, которую оборудовали его отец и дед. В юные годы по росту результатов Матвей даже опережал график Дюплантиса. Сейчас он прогрессирует, но уже не так стабильно, как швед. У Волкова стиль стал более силовой, тогда как Арман сохранил идеальную эффективность движений. Он не столь атлетичен, каким был Бубка и другие мировые лидеры. Не увлекается штангой, не перегружен мышцами, перелетает планку очень легко. У него самая лучшая координация движений и техника. Заметно, что Арман и его отец идут индивидуальным путём – как ещё недавно Исинбаева и её тренер Трофимов, который тоже использовал в подготовке Лены много новшеств и собственных оригинальных наработок в методике.
Сейчас я не вижу кого-то в мире, кто мог бы составить конкуренцию Дюплантису в ближайшие годы. Таких надо искать уже среди более юных. Но наша дисциплина – не системная. Количество не всегда перерастает в качество. В детском спорте наиболее массово прыгают в США, но американцы не всегда даже попадают в призёры. Даже лучший тренер не добьётся успехов, если будет работать с большой группой - как бывает у стайеров или метателей. Надо помногу с каждым заниматься индивидуально. Опыт Армана показывает, что в нашей дисциплине важна ранняя специализация. В начале 2000-х москвич Вадим Строгалёв имел результат 5.85. Теперь у него и его жены – тоже бывшей «шестовички» подрастает сын. В 12 лет уже прыгает за 4 метра. Это выше, у Дюплантиса и Волкова в том же возрасте.
В этой дисциплине россияне ещё с 1970-х имеют победные традиции. Но сейчас с экипировкой ситуация ухудшилась. Катастрофически не хватает мягких шестов для новичков и юношей. Не так давно их производили в России, стоили порядка 50 долларов. При этом очень хорошего качества. На них делали тренировочные и разминочные прыжки и мои взрослые ученики. Когда мы ездили на соревнования в Англию, организаторы и «фирмачи» даже предупреждали меня, чтобы там мои воспитанники не прыгали на этих шестах, тем самым не нарушали условия контракта и не создавали конкуренцию производителям элитного инвентаря. Для сравнения: жёсткие шесты для мастеров, которые производят в основном в США, - 350 долларов. В связи с санкциями приходится завозить через третьи страны, цена возрастает. Российская элита ещё прыгает на остатках фирменных шестов, а мягких катастрофически не хватает. Не хватает и ям (объёмных матов для приземления – «Труд»). До недавнего времени их привозили к нам из США, Франции и Польши, теперь импорт осложнён. А ведь это устройство не такое сложное в производстве, как космический спутник, но громоздкое – при дальней транспортировке резко дорожает. Сейчас налаживают их выпуск в России. Но на данный момент даже в Рязани, Твери и других крупных городах с хорошими легкоатлетическими традициями нет прыгунов с шестов – ввиду отсутствия инвентаря. Но это упущение реально преодолеть, наладив выпуск оборудования в России».
Другая особенность нового сезона – обилие высочайших результатов в беге на выносливость. Лет 15 назад специалисты откровенно заявляли: стайерский бег – удел кенийцев, эфиопов и некоторых других африканских уроженцев высокогорья. У жителей равнин, в том числе у европейцев, нет шансов с ними конкурировать.
Но начиная с 2018 эту теорию начал регулярно опровергать норвежец Якоб Ингебригтсен. На данный момент он – двукратный олимпийский чемпион, четырёхкратный чемпион мира и победитель множества коммерческих турниров на дистанциях от 1500 до 5000 метров. Но в 2023 на чемпионате мира в финишной разборке на дистанции 1500 метров его обыграл шотландец Джош Керр, а третьим вслед за ними прибежал ещё один норвежец Нарве Нордос. И все трое показали высочайшие результаты – быстрее трёх с половиной минут. На 1500 метров на Олимпиаде в Париже чемпионом стал белый американец Коул Хокер с результатом близким к мировому рекорду - 3:27.65, а 5000 – тот же Ингебригтсен. На зимнем чемпионате мира в Нанкине белые выиграли все виды бега на выносливость. И в летних стартах нового сезона эта тенденция продолжается. На этапе Бриллиантовой лиге в Стокгольме в воскресенье на 5000 метров швед Андреас Альмгрен далеко убежал от соперников и показал 12 минут 44,27 секунд – это на полминуты лучше рекорда России. Двумя днями ранее на этапе в Осло эту же дистанцию выиграл белый американец Нико Янг с результатом 12 минут 45,27 секунды. Парню всего 22 года. Причём, пейсмейкер, задававший темп, оплошал, и скорость к середине дистанции упала. Последний километр Янг пробежал за 2 минуты 25 секунд, а последние 200 метров быстрее 26 секунд. При более оптимальном темпе этот парень уже способен атаковать мировой рекорд.
Вот как прокомментировал «Труду» тенденции у лучших стайеров мира Олег Стрижаков – многократный чемпион СССР и России в беге на длинные дистанции:
.jpg)
Олег Стрижаков (слева) с автором статьи. Фото из архива «Труда»
«Отмечая несомненно выдающиеся свежие результаты белых европейцев и американцев на 800, 1500 и 5000 метров, говорить о массовости этих успехов пока нельзя. Даже в нынешнем сезоне на крупнейших легкоатлетических турнирах если кенийцы и эфиопы выходят на старт большой группой и до последних метров дистанции борются за победу, а американцев, британцев, шведов и норвежцев там один, максимум два. Видимо, каждый для себя нашёл какую-то индивидуальную методику подготовки, и пока держат свои наработки втайне. Призовые за победы и рекорды на коммерческих турнирах в последнее время сильно выросли. Так что уникально талантливым белым парням прибавилось стимула посвящать бегу много лет своей жизни. Но все равно, если у жителей Европы и США есть возможность заработать много денег в разных сферах деятельности, то для талантливой молодежи из Кении, Эфиопии, Уганды бег остается едва ли не единственным вариантом социального лифта. Призовыми за победу на чемпионате мира и Бриллиантовой лиге житель африканской глубинки может обеспечить благополучную жизнь не только себе, но и большому семейству».