Главная Жизнь 01:01 24 Марта 2006 184
А НАМ ЛЕТАТЬ ОХОТА!
Глава Росавиации Александр Юрчик подвел неутешительные итоги: за 2005 год российские авиазаводы вместе собрали 17 самолетов, из них лишь 6 относятся к судам нового поколения. За это время Airbus выпустил 378 лайнеров, а Boeing - 290. Мы больше не конкурен
Алексеев Владимир

В былые времена, о которых сегодня российские авиастроители вспоминают с тоской, был случай, когда один из великих генеральных конструкторов сгоряча рявкнул в сторону "Аэрофлота": "Пусть жрут, что дают!".
Сегодня бывшие директора стали капиталистами, хозяевами заводов, но старые привычки сохранили. И пытаются "впарить" частным перевозчикам самолеты, сделанные с букетом недоделок. Генеральный конструктор "Ильюшина" заявлял, что Ил-96 сделан на уровне мировых стандартов, но забывал добавить, что этот уровень существовал в мире 30 лет назад.
Гражданскую авиацию России рынок застал врасплох. Да, она еще не умерла, но состояние предынфарктное. Мы делаем по нескольку самолетов в год, то есть перешли от серийного производства к штучному. Монополисты в области производства запчастей довели ситуацию до абсурда, когда их доля в цене самолета составляет 50 - 60 процентов.
Стоит ли удивляться, что мы теряем свое небо? В 2005 году услугами всех российских авиакомпаний воспользовались 35 миллионов пассажиров. В советское время "Аэрофлот" перевозил в 3 раза больше.
Взгляд сверху
Что характерно, российские власти не теряют оптимизма. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что к 2015 году объемы гражданского самолетостроения увеличатся в 7 раз, а доля российской гражданской авиации в мировых авиаперевозках достигнет 15 - 20 процентов.
Самое парадоксальное: гражданская авиация еще лет 20 может жить на старом багаже. Что-то надо слегка подновить, что-то заменить. Западные самолеты летают в среднем по 70 лет, но при этом проходят несколько модернизаций. У нас этого нет. Например, прекрасный самолет Як-40, который даже в Северной Америке летает, имеет один недостаток - много сжигает горючего. Есть программа перевода машины на новый двигатель. Мы бы закрыли все вопросы с воздушным сообщением северных городов - Як мог летать туда и обратно без дозаправки. Мы бы сэкономили кучу денег, поскольку отпадает необходимость северного завоза горючего. Однако утвержденная на всех властных уровнях программа не получает финансирования и существует только на бумаге.
С новыми самолетами Ту-204, Ту-214, Ил-96 история повторяется. Конструкторы заложили срок их жизни по минимуму - 20 лет. Чтобы снова заработать на продлении срока эксплуатации.
Очень трудно помочь больному, если он сам не хочет. Чтобы Ил-96 был конкурентоспособен с Boeing, надо переписать техдокументацию и удлинить срок службы. Даже не нужны испытания - только добрая воля КБ. Но ее нет, потому что за каждую переписанную цифру конструкторы привыкли брать деньги.
Смотрим дальше. Если хорошо придуманную машину выдают в серию в виде полуфабриката, то за доработки должны заплатить авиакомпании. Это уже не бюджетные деньги. На кого ложатся затраты? На пассажира! Перевозчики ставят лишних два десятка кресел. В итоге в салоне Ила, который изначально комфортнее Boeing, пассажирам некуда ноги поставить.
Вот уже два года "Аэрофлот" не может приобрести шесть Ил-96. Выложить сразу по 50 миллионов долларов за лайнер ни одна компания не в состоянии. Во всем мире самолеты покупаются в лизинг, то есть под льготные кредиты и в рассрочку. В России создали две лизинговые компании и дали им 6 миллиардов рублей. Деньги бюджетные, а проценты по кредитам выше, чем у западных лизинговых компаний, которые берут деньги у частных банков. В результате нашим авиакомпаниям проще взять в лизинг импортный секонд-хэнд, который дешевле и экономичнее. Самое любопытное, что за прошлый год все 180 наших авиакомпаний получили прибыль в размере 80 млн. долларов, которых не хватит на покупку даже одного нового Boeing-767.
Ситуация не безвыходная. Просто для реальной поддержки авиастроения следует давать льготные кредиты не посредникам, а заказчикам, то есть авиакомпаниям. Тогда все встанет на место. Вот, например, перевозчики прямо заинтересованы, чтобы их самолеты меньше сжигали керосина. На Ил-96 можно поставить новые двигатели ПС-90 и вывести машину на уровень А-340. Для этого достаточно предоставить заказчикам связанный кредит. А если еще государство проценты возьмет на себя, то проблема конкурентоспособности будет решена быстро и эффективно.
Но пока все идет к тому, что в нашем небе останутся только иностранные самолеты. Перевозчики это переживут, летчики тоже без проблем переучатся. А вот на авиапроме можно будет поставить жирный крест. Повторим судьбу Германии и Японии, которые после войны потеряли свои самолеты.
Из досье "Труда"
На сегодняшний день Boeing имеет рекордный портфель заказов на поставку 1002 самолетов. А лидировавший до недавних пор на мировом рынке Airbus, по оценке экспертов, набрал заказы на поставку 800 лайнеров.
Наше сотрудничество с Западом развивается более чем странно. Если раньше они переманивали российских специалистов, то теперь на нашей производственной базе конкуренты открывают центры, которые работают по заказам Boeing и Airbus. Предлагают, например, поработать над шасси для А-350, продуть его на центрифуге в ЦАГИ и дать заключение. Или поставлять вентиляционные решетки. Это все работа на подхвате, за копейки. А мы хлопаем в ладоши и радуемся, как малые дети.
Ни одна из известных западных компаний не участвует в модернизации наших двигателей. А если такое и случается, как это было с покупкой пакета акций Пермского завода, то все заканчивается плачевно. В результате влияния "инвесторов" на производственную политику завода прекрасный по характеристикам двигатель ПС-90 не могут довести до ума 15 лет. Да было бы наивно рассчитывать, что иностранцы будут помогать конкурентам.
С российскими компаниями в мире не церемонятся. Под разными предлогами нас стараются не пускать в свое небо. Сначала были претензии по шумам и экологии, теперь ЕС подготовил "черный список" компаний, которым запретят полеты в Европу. Сейчас от русских летчиков требуют знание английского языка на четвертом дипломатическом уровне.
Мало кто знает, что наши самолеты - самые надежные. МАК провел сравнительный анализ авиатехники за последние 30 лет и установил, что по безопасности всех типов самолетов мы находимся на уровне лучших мировых образцов. И по комфортности всем можем нос утереть, если захотим - достаточно подняться на борт VIP-самолета, чтобы в этом убедиться.
Единственное, в чем уступают наши лайнеры, - экономичность. В себестоимости внутрироссийских перевозок топливо составляет 50 процентов, тогда как у западных конкурентов - только 30 процентов. Но виноваты в этом не только конструкторы двигателей. Никто не задается вопросом: почему в нефтедобывающей России тонна керосина стоит 680 долларов, а в Европе, Америке и на Ближнем Востоке - 500 долларов и даже меньше. Наши самолеты стали заправлять за границей. Мы распустили свою топливную мафию, которая вздувает цены как захочет.
Стоит ли удивляться, что средняя цена билета на внутренних линиях составляет 6 тысяч рублей. Большинство россиян просто лишены возможности пользоваться услугами воздушного транспорта.
Между прочим, есть простой способ отвоевать свое небо обратно. В Иране по решению правительства национальным авиакомпаниям продают топливо в 10 раз дешевле, чем оно стоит на мировом рынке. И все довольны - люди летают, авиакомпании успешно конкурируют с западными, несмотря на экономическую блокаду.
Вчера МЭРТ предложил освободить от НДС новую продукцию наших авиазаводов, а также не взимать этот налог при ввозе новых самолетов из-за рубежа. Российскому авиапрому эта мера вряд ли поможет, зато Boting и Airbus откроет наши границы. Напомним, что именно этого добиваются США на переговорах о вступлении России в ВТО.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4952
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 3133
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 3008
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2805
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Жизнь 19:20 / 06 Декабря 2025 2788
Последняя колонка

ИИ признан научным словом года в России

Труд

Научное слово года: ИИ Лингвисты столичного Института русского языка имени Пушкина подвели итоги опроса «Слова года в науке — 2025». В голосовании участвовали больше тысячи преподавателей технических вузов и лабораторий...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?