Главная Жизнь 01:01 27 Июля 2002 143
КАК СОБАКУ СЪЕСТЬ
Кто бы мог подумать, что, начав выступать то ли в курилке, то ли в актерском буфете Театра Российской армии, Евгений Гришковец оказался в нужном месте и в нужный час. За четыре последних года получил, кажется, все возможное: "Антибукер", две "Золотые маск
Казьмина Наталья

Как его только не называли за эти годы. Явление, сюрприз, феномен, персона года, лицо года, один "из плеяды суперзвезд сезона". С кем только ни сравнивали по популярности - и с Земфирой, и с Борисом Акуниным, и чуть ли не с президентом. Гришковец стал талисманом НЕТа (фестиваля "Новый европейский театр"), как бурый Мишка - достопримечательностью Московской олимпиады. Гришковец ведет мастер-классы за рубежом, Гришковец ведет бурную светскую жизнь. Еще недавно он отказывался от интервью "Маяку" и шутил, что никогда не сядет в кадр передачи "Ищи меня". Еще недавно он сетовал, что в растущей своей популярности видит "много для себя неуместного"...
Сегодня Гришковец уже мало напоминает того угловатого провинциального парня, что мечтал достучаться до толстокожей московской публики. Сегодня он кажется респектабельным и вполне столичным, хотя в глазах еще сквозит настороженность. Его мнение уже волнует общественность. Он побывал в "Антропологии" у Дмитрия Диброва, был "свежей головой" в познеровских "Временах", беседовал об успехе с Ксенией Лариной... В "Школе современной пьесы" даже стартовал амбициозный проект "Весь Гришковец". То есть скоро на Трубной можно будет увидеть полное собрание устных его сочинений. От Гришковца "тащится" молодежь. Его спектакли посещает культурная элита. Критика видит в нем человека, который поднимет "акции" театра. Недавно вышла и первая книга пьес Гришковца. Пожалуй, фиксация на бумаге текстов этого импровизатора и завершит "розовый" период его жизни. Гришковец перестал быть "летучим голландцем". Он стал "текстом в журнале" и еще одним театральным мифом. "Душа ждала... кого-нибудь, и дождалась". Если бы не было Гришковца, его стоило выдумать, чтобы лучше кое-что понять.
Так почему все-таки он? Для нашего времени, скоростного и очень поверхностного, чтение - вещь обременительная и обязывающая, а драматург Гришковец сам принес себя в театр и сам показал, как себя играть. Тексты Гришковца выгодно отличались от пьес, условно говоря, направления Коляды - от той "чернухи", которая сначала заполонила перестроечный театр, а потом испугала его и стала вызывать у зрителя тошноту. В компании с Гришковцом зрителю стало ясно, что впереди его ожидают и печаль, но тоски не будет. И тошноты не будет тоже. Гришковец локален и конкретен, он не замахивается на "вечное". Зато демонстрирует главный принцип нынешней жизни - крайний индивидуализм. Его героя не волнует нелепая жизнь страны. Он озабочен собственной, корявой, но единственной и неповторимой. Время лишь отсвечивает в этой судьбе, как солнечный зайчик в зеркале. Его героя, как Башмачкина, хочется пожалеть. А его самого, как кузена Лариосика из Житомира, подтолкнуть наверх, приподнять над серыми буднями и себя при этом почувствовать хорошим человеком. Он, как улитка, все свое носил с собой и долгое время выглядел перекати-полем. Его легко было "усыновить" и подать как собственное открытие. В конце концов это можно понять. У каждого театрального поколения должны быть свои кумиры, а не только те, что достались ему по наследству. С Гришковцом (хотя справедливости ради заметим: не только с ним) на сцену возвратился лозунг 60-х, надежда на то, что дилетанты опять спасут мир. Его "антиигру", его "грязную" актерскую технику, его существование на сцене вопреки, казалось бы, принятым театральным нормам - дилетантское время не просто приняло, оно сделало их своим оправданием во всех иных областях. Гришковец предпринял смелый, хотя на первый взгляд неприемлимый для современной сцены шаг. Он предложил ей исповедь. То есть то, что в театре в той или иной форме существует извечно, но что сегодняшний зритель "забыл". Любопытно, что, говоря о "Записках русского путешественника" Райхельгауз назвал их "вульгарно литературными". "Там появился пафос, мне не свойственный", - объяснил Гришковец. Появился, потому что играли пятидесятилетние артисты с иным, чем у Гришковца, театральным и жизненным опытом. Играли действительно иначе. Кстати - хорошо. Но насчет собственного пафоса Гришковец ошибся. Он тоже пафосен, но свой пафос Евгений одел в броню и запаковал свою исповедальность в плотный слой косноязычия.
Известно, что пьесы Гришковца - это в какой-то степени пьесы о себе, истории на базе собственного житейского опыта. "Собака" была о том, "как я жил тогда". "ОдноврЕмЕнно" - "как живу сейчас и живу постоянно". "Дредноуты" оказались пьесой для женщин, но о мужчинах, которых они не понимают. "Планета" - "высказыванием о любви... в состоянии сложившейся жизни". "Следующим шагом мне нужно будет объяснить, что такое сложившаяся жизнь и что такое свобода в этой ситуации. И что такое вообще жизнь". Если подчиняться этой логике, следующим шагом Гришковца должна стать другая пьеса - о том, как я стал мифом. Гришковец, видимо, ощущает двусмысленность своего положения. Иногда вяло сопротивляется истеблишменту, твердит, как молитву, что Калининград ему "приятнее для жизни", а провинциализм - это мировоззрение, которое он не собирается терять. Худеет на 16 кг. Уверяет: "Нет такой компании, к которой я хотел бы примкнуть". А потом примыкает, потом ляпает: "Я вообще не хочу быть отдельным, не хочу быть один". Это напоминает мне двусмысленное лукавство Жванецкого: "Не нарушайте моего одиночества, но и не оставляйте меня одного". Он декларировал театр как "место, где ты выпадаешь из времени", как "театр, который признается в том, что он театр, а не жизнь". Однако если раньше можно было балдеть, пересказывая хохмы, междометия, обороты и сравнения Гришковца, теперь пересказывать нечего. Текст напечатан и закреплен в культуре так же, как сюжет, к примеру, классической "Чайки". Импровизация кончилась. Надо бы это осмыслить. Это значит, что сцена теперь обязана предложить его тексту действительно новую форму существования. А сцена пока не торопится. "Я вообще догадываюсь, что более успешного - не удачного, а именно успешного - спектакля, чем "Как я съел собаку", у меня уже никогда не будет" - вывод, может быть, неутешительный, но верный.
Все-таки единственный профессиональный дар Гришковца - это дар драматургический. Но именно он и не позволяет назвать его человеком без корней. В его странных пьесах-монологах без усилий обнаруживаются следы "новой волны" 80-х - тот же чуткий слух и внимание к мелочи. Умение Гришковца "рассказать свою историю как универсальную" есть, в сущности, не что иное, как создание житейского эпоса из реалий советской жизни. Умиляясь "новой форме", зритель на самом деле умиляется другому - узнаванию в его герое себя и своей ностальгии по детству, по молодости, тоже советским. Смешно, но провозвестник "нового актуального театра" рассуждает почти как Тригорин. Треплев, раздраженный чернеющей тенью от мельничного колеса, сплюнул бы себе под ноги...
Разговоры Гришковца со зрителями перед началом спектакля обусловлены не его свободой и желанием "повернуть его в какую-то необычную сторону". Они нужны актеру-дилетанту, чтобы поймать верный тон, снять смущение и зажим, раскачаться и "въехать в тему". Он не случайно играет без очков и слепит себя прожекторами, долго и осторожно щупает зрителя взглядом, пока наконец не услышит смех, пока не воспримет зал как объединяемую им сплошную темную массу, но обязательно доброжелательную. И поняв, что его посчитали "своим", он может "взметнуть".
Что касается Гришковца-режиссера, то он не столько даже традиционен, сколько банален и провинциален. Это особенно заметно в "Планете", которая вся построена на приемах и штампах старого театра. От визуальной "картинки" и музыкального оформления, от жеста и тона - от всего веет архаикой советской студенческой самодеятельности.
"Пожалуйста, не надо меня предостерегать и за меня бояться. Это значит, что вы мне не доверяете - как художнику, как человеку, который может сам изменить собственный контекст. Не переживайте. Еще два года назад я был счастлив от того большого интереса, который я вызывал, от предложений и знакомств, от приглашений в чем-то участвовать. Сейчас я уставший и задерганный человек. Я перестал быть забавным. Не надо больше ждать от меня ничего забавного. Но и безнадежных спектаклей я делать не буду".
Я констатирую, что Гришковцу еще предстоит победить легенду, чтобы не кануть в Лету. Может быть, он уцелеет как драматург. А может быть, станет нашим Ленни Брюсом, играющим "перед публикой, которая нервно закурила сигарету или от избытка чувств выпила рюмку коньяка".
На самом деле "случай Гришковца", изрядно поддутый критикой, - это очередной повод для театра уверовать в необходимость перемен. Дилетантизм Гришковца, взятый за принцип, вряд ли спасет театр.

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 8968
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Эти предметы сантехники были установлены в замках начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова. Что по этому поводу говорят специалисты?

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото из открытых источников

Начальник ГИБДД Ставрополья Алексей Сафонов владел пятью замками в стиле Людовика XIV, где от избытка чувств велел позолотить унитазы. И он там не один был такой ценитель прекрасного, по тому уголовному делу задержаны...

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 6944
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

Жизнь 00:10 / 19 Апреля 2024 6417
Половые заповеди

«Если жена тебе изменила, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству»

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Voller Ernst / Siegfried Steinac, globallookpress.com

Немногие из крылатых фраз Чехова столь же популярны, как та, что вынесена в подзаголовок. Ну а что делать, если жизнь снова и снова подбрасывает поводы пошутить на эту тему. Вот как теперь, когда международное...

Жизнь 00:02 / 03 Мая 2024 6016
Календарь: 3 мая

20 лет назад Sasser поразил сотни тысяч ПК

Труд
Фото: © Alexander Farnsworth,globallookpress.com

1101 Князь Владимир Мономах заложил в Смоленске Успенский собор, в котором была помещена Смоленская икона Божией Матери. 1314 Родился Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, сыгравший важнейшую роль...

Жизнь 19:01 / 04 Мая 2024 5876
Последняя колонка

Шашлычный индекс вырос на одиннадцать процентов

Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Шашлык в России больше чем шашлык Каких только «съедобных индексов» не существует в природе: бигмака, борща, салата оливье. Все они в какой-то мере отражают состояние экономики и потребительского рынка....

Отстраненный от должности после обвинения в коррупции замминистра обороны жил в особняке на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой

Кадр эфире канала «Россия 24»

Арестованный по обвинению в получении крупной взятки заместитель министра обороны России Тимур Иванов проживает в доме на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на адвоката чиновника Мурада Мусаева. «Ведут...

Банки не спешат отдавать родне деньги умерших вкладчиков

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

На прошлой неделе закончился пятимесячный марафон, в который превратилась процедура получения наследства моей умершей год назад матери. Наследство — громко сказано. Речь идет о нескольких тысячах рублей, оставшихся...

Жизнь 20:01 / 20 Апреля 2024 4865
Последняя колонка

Наглый бобр напугал хозяев дома и сторожевого пса

Труд
Фото: © Christopher Jones, globallookpress.com

Обнявшись, будто две сестры Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть редкое природное явление: контрастную границу слияния двух рек напротив городского парка, расположенного на Стрелке. Голубая Волга сотни метров...

Правительство Саратовской области купило спасательный катер по цене недешевой яхты

Алекс Зверев
Труд
Катер стоит более 37 млн рублей. Фото с сайта sarinform.ru

Полундра объявлена в Саратовской области, где пресса обнаружила купленный за немалые деньги местным правительством катер на 12 человек «для производства поисково-спасательных и водолазных работ областной службой...

За ответом наш корреспондент отправился к месту, где была построена первая в мире атомная электростанция

Андрей Князев, Обнинск - Москва
Труд
Фото: Антон Белицкий, globallookpress.com

Ты помнишь, как все начиналось? Если нет, то самое время напомнить, что Обнинск — не просто город на Калужской земле в 100 км от Москвы. Это наукоград, причем первый в России — 1956...

Марат Тамбиев обвиняется в получении взяток на полтора с лишним миллиона долларов и 2718 биткойнов (7,3 миллиарда рублей)

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В суд поступило уголовное дело в отношении бывшего начальника следственного отдела по Тверскому району Москвы Следственного комитета России Марата Тамбиева. Он обвиняется в получении взяток на полтора с лишним миллиона долларов и 2718 биткойнов...

По словам главы РПЦ, Россия сильна экономически и географически

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Россию привлекательной альтернативой цивилизационного развития для людей, осознающих духовный кризис Запада. Как сообщает РИА Новости, об этом он сказал в проповеди после литургии в главном храме...

Жизнь 00:10 / 17 Мая 2024 3632
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

Хорошая новость с краешка земли: строители приступили к остеклению нового аэровокзала в Магадане, способного пропускать 800 пассажиров в час. Сдать воздушную гавань планируют к концу года. Ну и что тут интересного,...

И уж тем более не ждут их чиновники, которых регулярно ловят на воровстве

Алекс Зверев
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Кадровый сайт «Работа.ру» выяснил, какую зарплату хотят иметь граждане. Оказалось, в среднем россиян удовлетворил бы ежемесячный доход в 143 тысячи рублей. Причем мужчины хотят зарабатывать больше — 171 тысячу,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?