Это известие было встречено, как говорят в таких случаях, со сдержанным оптимизмом: за последние годы прозвучало немало уверений в совершении открытий, ставящих крест на дальнейшем распространении "чумы ХХ и XXI веков", но панацеи так и не было найдено. Однако финская основательность во всем, помноженная на успехи национальной фармацевтики, дает основание надеяться на успех.
А ведь еще недавно финны считали себя неуязвимыми от смертельного недуга. Финские, а затем и шведские генетики установили, что около пяти тысяч лет назад племена, населявшие север Европы, переболели чем-то, похожим на СПИД. Тогда он выкосил большую часть обитателей края. Но уцелевшие выработали иммунитет против напасти настолько устойчивый, что он начал передаваться из поколения в поколение. Поскольку и финское, и в меньшей степени шведское бытие отличалось замкнутостью, эти два народа оказались носителями такого набора генов, который, как утверждалось в наделавшем немало шума исследовании, "непробиваем" для вируса ВИЧ - фатального для многих других представителей рода человеческого.
"Увы, все далеко не так просто и однозначно, - полагает ведущий финский специалист по проблематике СПИДа, доцент Сиркка-Лииза Валле. - Главное препятствие наукой не преодолено: природа заболевания до сих пор не раскрыта. Покуда мы пусть даже все более успешно лечим следствие, а не причину, у нас нет морального права утверждать, что какое-то лекарство является полностью адекватным ответом на вызов".
С.-Л.Валле была одной из тех, кто три года назад предупреждал об опасности эйфории по поводу непреодолимости для СПИДа финских рубежей. Ученые взывали тогда к финской рассудительности: поскольку СПИД изучен не до конца, уповать на невосприимчивость к инфекции всех поголовно - полная авантюра. Хотя Финляндия остается одной из самых "чистых" стран мира, но за последние 20 лет ВИЧ-инфекцию все же подцепили 10 000 финнов, собственно СПИДом заболело около тысячи. Правда, в Швеции число носителей вируса в 2,5 раза больше.
Удар по идее скандинавской "неуязвимости" нанесли сексуально агрессивные пришельцы. Желая "отомстить" всему белому свету за свою грядущую скорую гибель, ВИЧ-инфицированный чернокожий американец Стивен Томас в Финляндии и иранец Мехди Талеб в Швеции заразили в общей сложности 120 своих сексуальных партнеров обоего пола. Эта информационная "шоковая терапия" привела к тому, что серьезным специалистам стало легче работать с обществом, убеждая его не столько рассчитывать на "крепость" собственных генов, везение и спасительные медицинские средства, сколько на осмотрительность и профилактику.
В частности, к безусловным достижениям национальной системы здравоохранения доцент Валле относит разработку 100-процентно надежных, простых и доступных СПИД-тестов. Кроме того, к середине 80-х абсолютную гарантию надежности получили все препараты крови. Плюс к тому каждый медработник обучен и знает, как уберечься самому и уберечь пациентов от заражения через кровь. Поэтому люди безбоязненно идут к хирургам, стоматологам, сдают кровь и анализы, получают внутривенные инъекции. Это не так уж мало, если учесть, что после внутривенного приема наркотиков и рискованного секса третьей в мире причиной ВИЧ-инфекции остается некачественная медицина.
До создания своего национального препарата против СПИДа еще далеко. А пока для финского центра профилактики СПИДа передним краем обороны против проникновения заразы стала граница с Эстонией. Центр бьет тревогу по поводу взрывного распространения наркотиков у ближайшего этнического родственника по ту сторону Финского залива: все большее число эстонских девушек становятся наркоманками, заражаются ВИЧ-инфекцией и "награждают" ею любвеобильных финских парней. Теперь агентства путешествий, продавая туры в Таллин, предлагают клиентам бесплатные презервативы.