
Это был второй этап внедорожной квадросерии Can-Am X Race, ставший также третьим этапом Кубка России по ралли-рейдам в категории Т3. Организатором и генеральным партнёром серии выступает компания BRP.
Всего в соревнованиях участвовало 53 экипажа. В группе ATV (квадроцикл) состязались девять гонщиков, в группах Adventure (новичков) и SSV Standard – на старт вышло по пять экипажей, в SSV Sport – восемь. Самой массовой получилась категория SSV Super Sport – 26 экипажей.
Оба дня соревнований гонщики соревновались в одном и том же районе, на очень узкой трассе, изобиловавшей крутыми поворотами, острыми каменными выступами на дороге. Из-за сухой жаркой погоды дополнительную сложность доставляли густые пыльные шлейфы, которые тянулись за каждой машиной. Лидеры стартовали с интервалом в две минуты, гонщики из второй половины протокола – с разницей в одну минуту. Так что трасса вперед просматривалась максимум метров на сто, но порой из-за обилия поворотов и из-за пыли – не более пяти метров. У пилотов не было возможности расслабиться или отвлечься ни на секунду. Экипажи заранее выбрали себе жесткую резину для покрышек, но даже при этом многие были вынуждены менять колеса на трассах гонки. Корреспонденту «Труда» предоставилась возможность воочию увидеть, как один экипаж на достаточно высокой скорости (порядка 50-60 км в час) промчался мимо фактически на трех колесах. На четвертом мелькали и громко тарахтели обрывки резины. Как пояснил один из организаторов, стоящий с рацией, этот экипаж уже до того пробил покрышку и сменил колесо. После второго аналогичного повреждения пилот решил не вызывать техническую помощь, и добраться до финиша таким диковинным образом – ему оставалось преодолеть менее 10 километров. И такие вещи на гонках по бездорожью не редкость.
Всего во второй день добралось до финиша 32 экипажа. Среди мастеров квадроциклов победу одержал Евгений Беляев (Сыктывкар), в SSV Standard - Алмаз Магфуров и Александр Кузнецов (Казань – Ульяновск), в SSV Sport – Анатолий Кузнецов и Алексей Смолин (Удмуртия). Тюменцы Александр Гатиятулин и Владислав Кирпичников - победители в SSV Super Sport. Они же стали вторыми в категории «Абсолют», где выиграл чемпион многих международных гонок Сергей Карякин со штурманом Антоном Власюком. Любопытно, что их экипаж не показал лучшего времени ни на одном из скоростных спецучастков карельской трассы, но при этом прошел их все наиболее стабильно из участников, избежав даже мелких поломок.
Сергей Карякин и Антон Власюк
Для корреспондента «Труда» стало приятным удивлением увидеть на старте Игоря Чагина – 20-летнего сына знаменитого Владимира Чагина - семикратного победителя международных гонок «Дакар», выступавшего на грузовиках. Раздавая интервью на Красной площади рядом со своим боевым КамАЗом, Чагин-старший лет пять назад не без чувства досады сказал мне, что у его сына Игоря увлечения совсем не связаны с моторами и скоростью, и что вряд ли состоится династия автогонщиков. И потому мне сейчас вдвойне приятно было не только увидеть Чагина-младшего на старте, но и по сообщениям судей узнать, что он лидирует в гонке и показывает самую высокую скорость на спецучастках. Но за пару километров до финиша у его экипажа (его штурман - также молодой парень Иван Безденежных) случился обрыв ремня, замена которого отняла несколько ценных минут и выбросила их за пределы призовой тройки.
Тем не менее, после краткого рассказа о случившемся, Чагин-младший поговорил с корреспондентом «Труда» и на другие, не менее интересные темы:
– Папа меня посадил за руль, когда мне было три или же два года – купил мне картинг. Частенько мы с ним ездили наперегонки, и он мне поддавался, после чего мне в качестве приза доставались разные вкусняшки. Но все-таки картинг и гонки на асфальте меня не сильно привлекали. Я надолго забросил это дело. Серьезно занимался живописью, писал картины, с красным дипломом закончил Вторую художественную школу в Набережных Челнах. Хотя по выходным мы с отцом на протяжении многих лет выезжали погонять на квадроциклах и багги. И я все-таки приобрел какие-то навыки. А в последние два года я уже начал целенаправленно заниматься гонками по бездорожью. Но автогонки и изобразительное искусство – это противоположные вещи. Так что совмещать эти два занятия невозможно на серьезном уровне. Даже как хобби рисование сейчас для меня недоступно: при нынешнем графике тренировок, соревнований и переездов зачастую не хватает времени даже на сон.
Что же, у Игоря Чагина есть все перспективы для того, чтобы в ближайшее время громко заявить о себе не только на российских, но и самых известных зарубежных трассах.
Итог карельского этапа Can-Am X Race специально для «Труда» подвел руководитель этих – автогонок Роберт Санакоев:
– Меня привлекли к руководству этой серией в прошлом году, когда она получила статус этапа Кубка России в категории Т3. А вообще он проводится четвертый год. Всего проходит пять этапов Кубка России: два из них (этот в Карелии и через месяц в Астраханской области) на базе нашей серии Can Am X Race и ещё три – на традиционных ралли рейдах в Ульяновске, Тольятти и Иваново.
Роберт Санакоев
Организаторы стараются выбирать такие места для гонок, чтобы на разных этапах рельеф и покрытие трассы сильно друг от друга отличались. На первом этапе, прошедшем в Татарстане, преобладала глина, и в плане растительности поля чередовались с лесами. В Карелии почти 100 % трассы идет по густому лесу, по жесткой каменистой дороге, позволяющей быстро набирать скорость. Здесь штурману проще осуществлять навигацию, но пилоту сложнее управлять автомобилем. В Астрахани будут пески. Там же проводились этапы чемпионата России по ралли рейдам, какие-то участки «Шелкового пути». А по многим показателям гонщики считают «Шелковый путь» посложнее нынешнего Дакара, который несколько лет назад из Африки перенесли в Южную Америку.
Неожиданных результатов сейчас было немного. Для меня сюрпризом стало лишь довольно невысокое место Чагина-младшего. Поначалу он двигался по дистанции очень быстро – какое-то время шел лидером. Игорь очень талантлив – в данном случае гены не отдыхают. К тому же, серьезно тренируется, очень заряжен на успех. Но в данном случае подвело не его искусство пилота, а техника. Подобные поломки могут произойти с каждым.