Долго я открещивалась от модного термина «личный бренд». Ну веет же от такого словосочетания лютым американизмом, наглым маркетингом и даже инфоцыганством! Юрий Гагарин или Махатма Ганди — вот, я понимаю, выдающиеся личности, но можно ли назвать их брендами? Язык не поворачивается. Но все изменилось, когда я сама стала: продюсером личного бренда.
Подруга, магистр делового администрирования, напечатала подарочные сертификаты с моим именем и услугой по продюсированию личного бренда — и я в мгновение ока превратилась в модного коуча. Магистр пояснила, что завлекать клиентов лучше сыром в мышеловке, так что первые консультации будут халявными, но вскоре окупятся. Пока я на стадии раздачи бесплатного сыра, но верю в лучшее.
Сначала я стеснялась раздавать свои сертификаты, но потом разошлась и стала вручать их слесарям-сантехникам, миллиардерам и политикам. И что вы думаете? Ко мне потянулись люди! Поймите правильно, у меня профильное образование, опыт журналиста и пиарщика, так что мои рекомендации вполне сойдут за профессиональные. Другое дело, что обращаются ко мне совсем за другим.
Помните, у Михаила Задорнова был монолог про то, что только в России тебя могут остановить на улице и спросить: «Скажите, а я правильно иду?» Вот с тем же вопросом обращаются теперь и ко мне. Просто требуется подтвердить, что человек выбрал верный путь к бренду. «Можно?» — спрашивают меня. «Конечно!» — отвечаю я, и люди мне благодарны. А размер благодарности имеет значение.
Одна женщина предположила, что я буду советовать ей изменить цвет волос или стиль в одежде, но я ответила, что она и так хороша. Знаете, это нынче востребовано. Просто сказать человеку, что он нормальный. Не глупый, не толстый, не урод, не странный — нормальный! И за эту фразу готовы платить. Но откуда у нас столько сомнений? Вокруг миллионы психологов, тонны книг по саморазвитию, а сомнений в себе у людей все больше. Я стала копать. И вот что открыла. Почти вся одежда, которая продается в магазинах в России, отшивается в Китае. А китайский L — это то, что в Советском Союзе называли 44-46. Моя дочь, когда была маленькой, считала, что это не она растет, а одежда за ночь уменьшается. Вот что-то подобное происходит и с нами сейчас. Почти все считают себя толстыми. А просто надо перешить ярлыки — и все тут.
Успех тоже стал понятием размытым. Одна дама рассорилась с товарками в клубе успешных женщин, потому что у нее есть муж, а у других — нет. Да и вообще она вдруг всем стала лепить правду-матку в лицо. И страдает от того, что все фальшивят, притворяются не теми, кто они есть, а она готова каждому поднести зеркало к лицу и спросить: «Видишь ли ты себя истинного?» Надо ли говорить, что каждый день она теряет по другу и клиенту...
Совершенно непонятно, где они, личностные ориентиры. Были когда-то Павка Корчагин и Дерсу Узала, Валерий Чкалов и Александр Матросов. Или просто мать-героиня, рабочий-стахановец. А сейчас кого считать примером для подражания? Вот и бегают все в поиске личного бренда.
Каким же надо сегодня быть человеком, чтобы впечатлять других? Странные вещи лезут в голову. Ну вот, например. Держать свое слово. Одалживать деньги друзьям. Прощать обиды. Улыбаться. Читать книги. Обычным быть человеком. Не монетизировать контакты, не заниматься нетворкингом. Дружить с теми, кто нравится. Любить тех, кто по душе. Работать с теми, кого хочется обнять.
Ко мне приходил, кстати, один политик, спрашивал, как ему лучше подать себя, чтобы все сразу поняли, какой он добрый человек. Что хочет помогать бедным, так как сам вырос в небогатой семье, а теперь у него машина с мигалкой. И девелопер обращался, который открыл в себе дар лечить людей наложением рук, а продавать квартиры ему надоело. Он строит дома, люди живут и ненавидят его за то, что попали в ипотечную кабалу, а недавно он соседа полечил, когда у того спину прихватило, так тот каждый день ему шлет сообщения с благодарностью и пожеланием долгих лет жизни...
Я вот тоже свою нишу заняла — просто слушаю людей, а им легче. Хотите поговорить?