1 сентября Госсовет празднует свое
По словам президента, этот орган свое существование оправдал, поэтому и может получить отдельное место в Конституции. Однако не все политологи и эксперты считают опыт создания совещательного органа удачным.
Поговорили и разошлись
Несмотря на слова руководителей страны, у многих создалось впечатление, что особого толка от того, что президент периодически собирает в Кремле губернаторов и общается с ними, нет.
«С одной стороны, Госсовет полезен: обсуждение — это всегда хорошо. С другой — Госсовет был и продолжает оставаться некоей декоративной структурой, — считает гендиректор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов. — Зачастую обсуждению подлежат уже принятые решения, поэтому оно и получается номинативным». Политолог выразил сожаление, что в России нет традиции общенародного обсуждения вопроса. «Традиции кулуарных решений Госсовет сломить так и не смог», — констатировал он.
Бытует мнение, что некая бездеятельность Госсовета — не его вина. По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, Госсовет сейчас работает не в полную силу
«Дело в том, что контролирующие органы слабо следят за тем, чтобы инициативы Госсовета внедрялись в жизнь. Он мониторит проблему, а толку нет», — говорит Алексей Мухин, предлагая, как и Дмитрий Медведев, узаконить деятельность Госсовета.
А нужен ли Госсовет вообще?
С точки зрения известного политика и бизнесмена Бориса Немцова, никакие преобразования Госсовету помочь не смогут. «Это просто некая ширма, цель которой — продемонстрировать, что власть советуется с губернаторами», — сказал Немцов «Труду».
Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, входивший в десятки рабочих групп Госсовета, считает деятельность этого органа полезной и необходимой. «У него есть реальное влияние. Как пример можно привести его большую работу по тому, что касалось нацпроектов, — рассказывает он. — Также на заседаниях Госсовета обсуждалась внешнеполитическая стратегия страны после конфликта с Грузией, выстраивание отношений с Западом после этих событий».
Член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко полагает, что без Госсовета можно было бы обойтись совсем.
«Госсовет показывает, что нормальных институтов в стране нет, — сказал он „Труду“. — Исполнительная и законодательная власть со своими обязанностями не справляются, оттого и появились Госсовет и Общественная палата».