Печальные вести пришли из Африки, где колонну бойцов частной военной компании «Вагнер», сопровождавшую военных из армии Мали, разгромили из засады у Тин-Зауатина туареги из «Координационного движения Азавад», действовавшие в связке с другими исламистскими группировками. Формирование «музыкантов» понесло тяжелые потери, погиб командир Сергей Шевченко с позывным Пруд и известный военный блогер Grey Zone. 27 июля в 17.10 от россиян была получена последняя радиограмма: «Остались втроем, продолжаем вести бой». Ее отправил из последнего боя в окружении командир штурмового взвода с позывным Найк.
Потери составили 20 бойцов «Вагнера». По данным же командира 13-го штурмового отряда с позывным Русич, на которые ссылается ряд СМИ, в районе Тин-Зауатин погибли более 80 бойцов ЧВК, многие попали в плен. Телеграм-канал SHOT со ссылкой на источник, близкий к Минобороны РФ, сообщил, что сотрудники ЧВК «Вагнер», плененные туарегами, были выкуплены, включая раненых. Военный эксперт Борис Рожин подтвердил, что Героя России Антона Елизарова с позывным Лотос, попавшего в плен к «Азаваду», вместе с другими пленными вернули за деньги, срочно собранные коллегами.
По версии издания BRIEF, засада была спланирована не местными повстанцами, а штабными военными, скорее всего, французскими. После публикации фото, где туареги позируют с украинским флагом, заговорили о том, что исламисты получили наводку из Киева. Но это вряд ли: разведка самого «Азавада» в пустыне на границе Мали с Алжиром куда мощнее.
Помимо сообщений с выражением сочувствия и соболезнования по поводу гибели бойцов «Вагнера» в Мали в соцсетях появились «похоронные» выводы: мол, «вагнеровцам» в Африке конец, они после такого удара не оправятся. А в ходе дискуссии в Госдуме депутаты вдруг озаботились вопросом: а что это российские военнослужащие, пусть и частные, делают на далеком Черном континенте? Судя по откликам в Сети, официальное объяснение о том, что военное присутствие в Африке — государственная необходимость, часть внешнеполитических приоритетов нашей страны, далеко не всех удовлетворило.
В литературе и кино наемников называют cолдатами удачи, псами войны или дикими гусями. Не связанные правилами ведения войны и Женевскими конвенциями, они, не покладая стволов, трудятся на Ближнем Востоке, в Африке, на Балканах и на Кавказе, очень часто оставляя после себя дурную славу. Главной моралью для частных армий выступают требования заказчика, который платит, и платит хорошо. А вот главным заказчиком, не слишком афиширующим себя, для международных ЧВК остаются крупные корпорации и целые государства. В любом случае у этих профессиональных солдат есть жесткая внутрикорпоративная этика, без которой в войне без правил выжить затруднительно.
Использование ЧВК за рубежом — общепринятая практика для развитых мировых экономик, где военные услуги — такой же ходовой товар, как и наладка оборудования, инженерное обслуживание, научные исследования или строительство объектов. Странно, если бы депутаты задались вопросом, что делает «Росатом» в Турции на АЭС в Аккую или «Ростех» в Малайзии. А торговля солдатами или ландскнехтами стала бизнесом еще в Средние века, когда не все государства могли себе позволить содержание армий.
В эпоху Тридцатилетней войны (1618-1648) епископ из Мюнстера Кристоф-Бернгард фон Гален завел для борьбы с протестантами многотысячную армию наемников, которых для окупаемости предоставлял в розницу на время соседним курфюрстам. В США, которые являются лидером по применению частных армий в интересах корпораций и для «деликатных» миссий ЦРУ, торговля солдатами зародилась еще во времена войны за независимость (1775-1783). Британскому королю Георгу III не удавалось найти среди подданных желающих подавлять волнения в североамериканских владениях короны, и он прибег к услугам немецких наемников. Эпопея немецких ЧВК в Америке закончилась их полным разгромом отрядом повстанцев будущего президента США Джорджа Вашингтона. После отделения американских штатов от Британской империи на родину в Германию вернулись 17 тысяч наемников из более чем 30 тысяч, тысяча погибла в боевых действиях, 7 тысяч — от болезней и несчастных случаев, 5 тысяч стали американцами...
Сейчас Вашингтон и союзники активно используют наемников и маскируемые под них регулярные контингенты в горячих точках планеты, в том числе на Украине. Четыре американские ЧВК системно работают с ВСУ. Британская Prevail Partners предоставляет ГУР и СБУ разведданные. На базах в Николаеве и Одессе в роли наемников выступают кадровые офицеры британских ВМС. Французские ЧВК, укомплектованные бывшими офицерами спецслужб, оказывают услуги по подготовке бойцов ВСУ на территории Восточной Европы. А контора DCI, которая является, по сути, филиалом Минобороны Франции, уже два года вербует и тренирует наемников для участия в боевых действиях в рядах ВСУ. Более 2 тысяч «диких гусей» DCI привлекла на деньги Европейского фонда мира.
Во Франции наемничество, то есть участие физического лица за деньги в вооруженном конфликте на стороне иностранного государства, запрещено по закону с апреля 2003 года — за это светит срок до пяти лет и штраф в 75 тысяч евро. Создание и управление ЧВК карается лишением свободы на срок до семи лет и штрафом в 100 тысяч. Но есть лазейка-уточнение: «Помощь и консультации, оказываемые иностранным вооруженным силам, не следует приравнивать к наемничеству».
В таком контексте трудно отказываться от столь важного инструмента внешнего влияния, как слаженные и компетентные ЧВК, помогающие российским компаниям развивать бизнес в трудных регионах (а таковых для доходных стартапов — большинство). В Мали ЧВК «Вагнер» присутствует с 2021 года, прибыв туда по официальному приглашению правительства страны. По данным соцсетей, бойцы с репутацией отличных профессионалов занимаются обучением местных Вооруженных сил, делая упор на борьбу с терроризмом, а при необходимости и участвуя в боевых операциях. По тем же данным, с 2023 года «музыканты», присутствующие в Мали, организационно подчинены Минобороны РФ и вошли в состав Африканского корпуса.