"Не зря бастовали!" - говорят рабочие, вспоминая недавнюю суточную забастовку. В конце февраля почти полторы тысячи человек по призыву своего профсоюза, выйдя на работу, трудиться отказались. По их решению был остановлен главный конвейер предприятия, расположенного в городе Всеволожске Ленинградской области. Что, по оценкам экспертов, принесло последнему убыток на сумму более чем 3 млн. долларов.
К тому времени, заметим, администрация уже предложила рабочим улучшенные условия: повышение зарплаты от 14 до 20% (в зависимости от квалификации), пособия по родам и похоронам, беспроцентные ссуды. Однако лидер профкома Алексей Этманов и его коллеги продолжали утверждать, что "повышение зарплаты - не главное их требование", и настаивали на подписании коллективного договора "в полном объеме".
А предусмотрена этим договором, в частности, регулярная индексация окладов с учетом инфляции, отказ руководства от труда гастарбайтеров, улучшение техники безопасности. По словам Этманова, основные положения договора приняты администрацией без изменений. Подписан договор на год. Действовать начал с 1 марта - вечером этого дня под ним как раз и поставили свои подписи сам Этманов и генеральный директор всеволожского "Форда" Теодор Шрайт.
Дело прошлое, но генеральный директор долго отстранялся от общения с рабочими. На предыдущих раундах от его имени переговоры вели помощники. Но в последние дни господин руководитель уже не считал возможным их пропускать. В подписанном им для прессы заявлении говорится: "Подписание этого договора - удовлетворительный результат для обеих сторон. С расширением социального пакета и повышением заработной платы "Форд - Всеволожск" остается одним из самых конкурентоспособных предприятий такого рода в Европе".
Сейчас на русском "Форде" квалифицированные рабочие получают от 17 до 22 тысяч рублей в месяц. Это выше среднего заработка по региону. Но, как сказал нам профорг А. В. Этманов, "для завода, регулярно перевыполняющего план производства автомобилей, имеющего благодаря рабочим хорошую прибыль, стыдно платить своим трудящимся меньше 30 - 35 тысяч рублей". Именно столько получают в среднем (в переводе на наши деньги) рабочие "Форда" в других странах за тот же самый труд.
Так что борьба рабочих за улучшение своих финансовых и социальных условий, скорее всего, не окончена. Но лиха беда начало. А мы напомним: за прошедшие два года - после того, как активизировался профком, - трудовой коллектив одержал уже не одну победу.
Звонок профбоссу
Геннадий ТРУДОВ, председатель ЦК профсоюза машиностроителей РФ:
- Я искренне рад за профсоюз рабочих завода "Форд" в Ленинградской области, добившихся повышения зарплаты и социальных гарантий. Их забастовка принесла успех главным образом потому, что на предприятии молодое поколение работников. Они психологически ориентированы на достойную зарплату, не стесняются сравнивать свои доходы с доходами коллег, занятых на конвейерах таких же фордовских предприятий на Западе. Но в любом случае они дали хороший пример для всех наших трудовых коллективов.
Другое дело, что на большинстве заводов уже и бастовать некому. Средний возраст работников, занятых в машиностроении, - далеко за 50 лет. А на смену им никто не идет, закрытые ПТУ поставили крест на массовой подготовке молодых кадров. Правда, иногда случаются голодовки из-за невыплаты зарплаты. Так, голодали на Ясногорском машиностроительном, Воронежском экскаваторном заводах. Долги по зарплате сокращаются, но медленно. Кстати, средняя зарплата по отрасли - 11 тысяч - почти вдвое ниже, чем на фордовском заводе в Ленинградской области. А для примера, на Рязанском станкостроительном - всего 7 - 8 тысяч. Так что трудовым коллективам и профсоюзам везде есть, за что бороться. А теперь есть и пример, как это делать.