В воскресенье из Москвы на север вылетают два десятка ученых, составляющих научный экипаж дрейфующей полярной станции «Северный полюс — 2015». Россиянам будут помогать двое белорусских коллег. Предстоящую зимовку во льдах точнее именовать веснянкой: экспедиция станет самой краткосрочной за всю 78-летнюю историю регулярного присутствия отечественных исследователей в Северном Ледовитом океане.
Станция именуется сезонной и прекращает работу ближайшим летом. По этой причине она не получила привычного сквозного порядкового номера. Зато прерван двухлетний тайм-аут в российских научных исследованиях на дрейфующей льдине — с 8 июня 2013-го, когда завершила работу станция «СП-40».
В 1990-е пауза между зимовками ученых случалась и куда более длительная, на 11 лет. А вот столь кратких сезонных экспедиций еще не было. Министр природных ресурсов и экологии России Сергей ДОНСКОЙ (он же зампред государственной комиссии по развитию Арктики) объясняет новый формат двумя причинами: секвестром арктического льда из-за глобальных климатических изменений и секвестром бюджета. Даже выделенные на трехмесячный дрейф 225 млн рублей пришлось урезать до 205 млн — будто зарплату депутатов, на те же 10%.
«Подходящую льдину, на которой можно построить километровую взлетно-посадочную полосу, нашли с огромным трудом только 27 марта, — добавляет спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур ЧИЛИНГАРОВ. — Толщиной свыше 2,5 метра, она в течение месяца должна выдержать десятки взлетов и посадок самолета Ан-74. Транспортный Ил-76 уже сбросил на льдину два трактора и 19 десантников (трактористов, строителей ВПП и хозгруппу). Кроме того, туда прибыла вертолетная группа с 11 вертолетчиками...»
Официально «СП-2015» начнет работу 18 апреля. Ученым предстоит выполнить обширный комплекс метеонаблюдений, а также исследования по гидрохимии, биологии, гидрологии, аэрологии и магнитометрии. Сейчас льдина находится примерно в 10 км от «макушки мира» и будет дрейфовать, как ожидается, по папанинскому маршруту. Конечно, это не похоже на полноценную экспедицию, растягивавшуюся обычно на несколько лет и проходившую по траектории от восточного арктического участка через полюс в северный сектор Атлантики. Но принципиальным, по мнению Донского, является именно продолжение российского научного присутствия в этом важнейшем геополитическом регионе.
«Нам крайне важно там быть, тем более что в этом году повышенную арктическую активность проявляют и норвежцы, и другие наши соседи, — считает Сергей Ефимович. — В ближайшей перспективе за опеку подобных проектов возьмется Российская Арктическая экспедиция — новая структура, созданная нами по поручению российского правительства в прошлом году наподобие Антарктической экспедиции. Базируясь в Санкт-Петербурге, она станет развивать международные исследования, отвечать за научные программы и работать с только что развернутой Росгидрометом на Шпицбергене комплексной наблюдательной базой».
Кстати
Самой длительной станцией «СП» является имевшая 22-й порядковый номер станция, работавшая во льдах почти 9 лет — с 13 сентября 1973-го по 8 апреля 1982-го. Ее рекорд по протяженности дрейфа (17 069 км) вряд ли удастся побить: на втором месте по этому показателю — «СП-6», прошедшая почти вдвое меньше.