
Есть надежда, что в скором времени голодные россияне (а таких, поверьте, немало) разживутся едой. Не потому, что вдруг разбогатеют (так далеко мои фантазии не распространяются). Просто в Госдуме подготовлен закон о фудшеринге, обещающий сделать продуктовую благотворительность не только делом благородным, но и выгодным для торговых сетей. По оценкам экспертов, система «поделись едой» в состоянии бесплатно кормить 2 млн малоимущих граждан.
Разговоры об этом идут у нас как минимум с 2014 года, когда в стране стали снижаться реальные доходы граждан. С тех пор материальное положение большой части населения только ухудшалось. По данным Росстата, в конце 2020 года 14% россиян имели доход, не превышающий величину прожиточного минимума, на который, как известно, даже впроголодь прожить — проблема. А в это время статистика утилизации пищевых продуктов с истекающим или истекшим сроком годности обескураживает: ежегодно на мусорные полигоны с полок супермаркетов попадают около 1 млн тонн продуктов, которые так и не дождались покупателей. Отправляемая на утилизацию еда составляет 25-30% коммунальных бытовых отходов.
Спрашивается: что мешает использовать по прямому назначению продукты, которые де-юре и де-факто еще кондиционны, их употребление не представляет никакой угрозы для жизни и здоровья граждан? Особенно сейчас, когда всю осень наблюдаешь, как зверски растут ценники в магазинах под разговоры о глобальном продовольственном кризисе.
Самое простое и мудрое решение — отправлять продукты с истекающим сроком годности не на мусорные полигоны, а в некоммерческие благотворительные организации, где волонтеры распределят их между нуждающимися. Есть расчеты, по которым 1 млн тонн ежегодно выбрасываемых на свалку продуктов мог бы составить вполне полноценный рацион питания как минимум для 1,8 млн человек. По альтернативной схеме распределения благотворительные организации в состоянии ежегодно формировать из поступающих продуктов 18-20 млн сбалансированных продуктовых наборов для малообеспеченных семей.
Почему же этого до сих пор не происходит? Да потому что такая благотворительность не выгодна ретейлерам. Судите сами: торговые сети приобретают у производителей продукты, в стоимость которых включен НДС, однако после их продажи конечным потребителям НДС возвращается ретейлерам из бюджета. А в случае с передачей продуктов на благотворительные цели этого не происходит. Вот и получается, что с экономической точки зрения бизнесу проще и дешевле отправлять сотни тысяч тонн еды под гусеницы бульдозеров. Делать добро получается слишком дорого.
«По закону торговые сети вынуждены платить налоги с товаров, которые они не продают. Учитывая масштабы продуктовой утилизации, это серьезная нагрузка на бизнес. Однако даже в такой ситуации часть товаров все равно отправляется на цели благотворительности. Другое дело, что масштабы такого фудшеринга могут быть гораздо значительнее», — поясняет председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев.
Судя по всему, очень скоро дело сдвинется с мертвой точки. Идея фудшеринга наконец-то обрела форму законопроекта. Новый закон должен устранить барьер на пути развития фудшеринга. Документ поддержали представители крупнейших российских торговых сетей и Минэкономразвития. Осталось дождаться его принятия и создать в российских городах сеть благотворительных организаций, способных оперативно и добросовестно распределять продукты. Тогда, глядишь, сотни тысяч тонн пригодной для употребления еды попадут на стол, а не на свалку.