Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Новости
Главная Культура 23:30 05 Марта 2016 5666
«Человек» победил «Похитителей чувств»

Гастроли БДТ в Москве – пока ярчайшая страница фестиваля «Золотая маска-2016»

Сергей Бирюков

Вот теперь, после «Человека» — заключительного спектакля гастрольной триады Большого драматического театра в Москве (2 февраля, сцена театра имени Моссовета), все встало на свои места. От предыдущей постановки, «Zholdak Dreams. Похитители чувств», осталось ощущение, будто после доброй, грустной, взбалмошной притчи «Пьяные», открывшей серию выступлений БДТ в Москве (см. статью «Пить нельзя трезветь»), гастроли знаменитой петербургской труппы забрели куда-то не туда.

Да, опыт украинского режиссера Андрия Жолдака над милым, ироничным, но ни в коем случае не зловещим «Слугой двух господ» Гольдони любопытен, даже весьма. Мысль, что все вокруг нас подставное и сами мы управляемые извне зомби — страшненькая, но не такая уж далекая от действительности. В литературе она отработана давно — вспомним хоть роман классика американской фантастики Клиффорда Саймака «Почти как люди». Да и без романа достаточно провести вечер у телевизора и плотно посмотреть пару-тройку ток-шоу с их ораторами-эпилептиками, пускающими пену изо рта по поводу и без повода, чтобы почувствовать себя самого на грани зомбирования...

Сделано все командой Жолдака невероятно технично и остроумно. Чего стоит один только прием говорения с чужого голоса (за всех героев работают связками и даже чавкают яблоком двое совершенно виртуозных актеров-чтецов). А что вытворяют актеры-пантомимисты, как на наших глазах смазливенькие девочки — инопланетные агенты превращаются в монстров почище Терминатора, которым автоматная очередь не просто нипочем — она для них живительный источник энергии, как для обыкновенного человека бодрящий душ! А как точно работает видеокамера (совершенно невидимая из зала), транслирующая на громадный экран все эти жуткие гримасы до мельчайшей подробности!

Поведение инопланетных «небесных ведьм» в точности копируют земные юноша и девушка, превратившиеся в зомби

Но все же почему именно «Слуга двух господ» стал полем для вторжения инопланетян? Чем эта пьеса «провинилась» перед Жолдаком? Только тем, что именно в данный момент в его теперешнем настроении подвернулась под руку? А если б подвернулся «Гамлет»? «Горе от ума»? «Чайка»? И Нина Заречная превратилась бы в зомби?.. Есть во всем этом элемент случайности. Уж не говорю о том, что человеколюбия в этой постановке не больше, чем в веселых фильмах-мясорубках Тарантино.

Показанный в заключительный день гастролей БДТ «Человек» восстановил равновесие. Нам напомнили об одной из самых глобальных катастроф — холокосте и о том, как человечество из нее выходило. (Хотя так и не вышло вполне: события последнего времени на Ближнем Востоке, в России и Европе — тому красноречивое подтверждение).

Признаюсь, рискуя быть подвергнутым остракизму: у меня вызывают сложные чувства разговоры о холокосте. Хотя бы потому, что это тема, законодательно табуированная для сомнений в ряде «цивилизованных» стран. А мне не нравится, когда законодательно запрещают сомневаться в чем-либо. Даже в такой вещи, как холокост, в страшной правде которого не сомневаюсь ни секунды.

Ну и мне, как русскому человеку (хотя с половиной еврейской крови), не по душе, что страдальцами холокоста (всесожжения, если буквально переводить с греческого) обычно объявляются только евреи. А у русских не было холокоста? У белорусов? Украинцев? Поляков? Да, в процентном отношении их столько не погибло. Но все это люди, бывшие живыми! Одна человеческая смерть — трагедия, а гибель десятков миллионов?

В спектакле «Человек» на сцене вдруг является лошадь, всем видом показывающая, что не понимает, зачем одни его герои так издеваются над другими: в мире животных нет изуверства, в отличие от мира людей

Поэтому спектакль по книге Виктора Франкла, венского врача, пережившего Освенцим и Дахау, я воспринял поначалу как некую обязаловку: ну да, и это надо выстоять (в буквальном смысле, поскольку аккредитуюсь на «Золотой маске» с правом фотосъемки, а снимать, сидя в зрительских рядах, нельзя). Но постепенно правда брала свое. Даже не рассказы о лагерном изуверстве — мы многое об этом слышали. Даже не лагерный юмор — был и такой, узники шутили: въехал в ворота, вылетел в трубу (крематория)... Сработали детали, казалось бы, малозначительные: узница уже после освобождения истерически топчет траву именно потому, что ей ЗАПРЕТИЛИ это делать — а ей до того пять лет запрещали практически все, что составляет смысл понятия «человеческая жизнь». И у нее убили всю семью — что после этого какая-то травинка?

Или мать приезжает наконец к себе домой — а дочь ее попрекает: думаешь, только вам было плохо? Мы здесь тоже страдали... И женщина понимает, что ее мучения вовсе не окончились с освобождением из лагеря — ей еще долго, может быть, всю оставшуюся жизнь придется находиться в клетке непонимания...

Но спектакль напомнил и о великой силе человечности, которую не в состоянии убить лагерные стены. О тех заветах верности, которые передавали друг другу разлученные супруги. О той тайной поддержке, которую с риском для себя оказывали заключенным даже некоторые нацисты.

И все это не просто изложено, а проговорено, прокрикнуто, пропето, промаршировано, проползано, прожито труппой потрясающих актеров БДТ, руководимых на этой постановке словенским режиссером Томи Янежичем.

Спектакль не оставляет тебя даже в антракте: звучат документальные воспоминания русского человека, ребенка военных времен, в которых комическое и страшное переплетены в немыслимую химеру. Сидишь в кресле, словно под взглядом василиска, не смея и на минуту выйти в коридор, потому что боишься пропустить малейший поворот сюжета.

А еще была музыка — изумительные идишские песни, которые, как я слыхал, в сегодняшнем Израиле считаются недостаточно патриотичными, потому что настоящий еврей должен говорить и петь на иврите, а не на каком-то там диалекте немецкой диаспоры. Но ведь именно по тем, кто говорил на этом «недостаточно еврейском» языке, был нанесен самый страшный удар. Наверное, оттого и песни эти, мягкие, мелодичные, ласковые, самым жестким образом выворачивают тебя на слезы, которые невозможно потом остановить ни на улице, ни в метро, ни дома.

Мне кажется, в такие моменты трудно не почувствовать себя евреем. Даже если в тебе не то что только половина, а вовсе еврейской крови нет.

Поклон БДТ за такой финал его гастролей на «Золотой маске» в Москве.

Комментарии для сайта Cackle

Если кто не понял, ПСО - пониженная социальная ответственность

Сергей Беднов
Труд
Популярные телеканалы дружно решили вразумить проституток. Фото: Bill Ling/moodboard, globallookpress.com

Но в заголовок-то полностью это не вставишь — места не хватит. К тому же сейчас — при напряженном информационном потоке — все принято переводить в аббревиатуры. Но если...

Народная любовь - материя тонкая, требующая аккуратного обращения. Это порой понимают даже официальные лица

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Лидеру «ДДТ» светит штраф, но делу так и не дали ход. Фото: Антон Белицкий, globallookpress.com

Высоколобые музыкальные критики всю жизнь над Юрой Шатуновым и его публикой свысока посмеивались, а похороны певца вдруг вылились в необъявленный трехдневный траур национального масштаба. Белые розы подвозили грузовиками, кладбище...

Культура 22:01 / 02 Июля 2022 13579
Опять мы виноваты...

Выходу очередного сериала франшизы «Вселенная Marvel» помешала… спецоперация России на Украине

Труд
Дело в том, что в проекте было использовано несколько российских локаций. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Работа над девятым по счету сериалом франшизы «Вселенная Marvel» под названием «Секретное вторжение» прервана. Как сообщают неофициальные источники в Голливуде, для пересъемок отдельных эпизодов. По сюжету,...

В Москве открылась выставка, посвященная 90-летию классика русской литературы

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
За свою жизнь поэт выпустил порядка 150 сборников, многие из которых стали событиями литературной жизни. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Он был необычайно щедр на яркие эпитеты, метафоры, афоризмы. И еще в молодые годы с исчерпывающей полнотой сформулировал суть своей уникальной профессии: «Поэт в России — больше чем поэт»....

Эпопея легендарной коллекции обернулась грандиозной выставкой

Елена Широян, искусствовед
Труд
Выставка в ГМИИ им, Пушкина беспрецедентна по представительности: 600 шедевров мирового значения. Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ

Фасад Пушкинского музея на этой неделе украсила большая буква «М». Но скроена вывеска хитро: сквозь белую литеру проглядывает и другая — «И». Так музей оповестил о финале эпопеи, посвященной...

Некоторые члены Президиума ВООПИиК внезапно узнали, что в обществе они более не состоят

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Какими еще утратами обернется это для Северной столицы? Фото: voopik-spb.ru

Скандалами обернулись в Петербурге собрания по выбору делегатов на внеочередную городскую конференцию Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Ее проведение...

Эксперты недоумевают: спецоперация не сходит с экранов, а выйдешь на улицу – будто и нет ее

Сергей Беднов
Труд
Неужто публике не до крови и разбомбленного Мариуполя? Фото: V Ictor/Синьхуа, globallookpress.com

В студиях ток-шоу эксперты выражают недоумение: «Мы здесь часами говорим о спецоперации, подвигах... А выйдешь на улицу — словно ничего этого и нет. Молодежь веселится, рестораны полны, дачники...

Обозреватель «Труда» убедился в этом лично

Леонид Павлючик, Москва - Мурманск - Москва
Труд
Фото: Георгий Захарчук/Russian Look, globallookpress.com

Все началось с «Левиафана». Фильм Андрея Звягинцева, снятый в 2014 году и триумфально прошедший по экранам мира, открыл для миллионов зрителей Кольский полуостров с его жемчужиной — селом Териберка...

«Труд» встретился с дочерью выдающегося мима, основателя советской школы пантомимы

Виктория Пешкова
Труд
Илья и Юлия Рутберги. Фото из домашнего архива

В Московском доме книги на Новом Арбате открыта выставка «Илья Рутберг. Лицо поколения шестидесятников», приуроченная к 90-летию со дня рождения основателя советской школы пантомимы. «Труд» встретился...

Культура 00:03 / 15 Июля 2022 11882
Идем в пираты?

После ухода Голливуда наши кинотеатры стали превращаться в рассадники нелегального контента

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Среди новинок, окольными путями пробравшихся на экраны российских кинотеатров - «Фантастические твари: Тайны Дамблодора». Кадр с сайта kinopoisk.ru

В славном городе Братске на днях закрылся кинотеатр с символическим названием «Голливуд». По иронии судьбы, причиной столь печального для местных синефилов события стал уход голливудских фильмов из нашего...

«Сотрудники» шоу «Форт Боярд», тигры Кашмир и Тоска, уйдут на пенсию

Труд
Клыкастых служащих хотели заменить 3D-моделями, но компьютерные зверюги возмутили французов

В хорошо знакомом нашим зрителям «Форте Боярд» грядут кардинальные перемены. Студия Adventure Line Productions, которая снимает это телевизионное шоу, заявила, что появлявшиеся в нем тигры Кашмир и Тоска «уйдут...

Знаменитая пианистка – о конкурсе Рахманинова, рэпе в музыкальных школах, отпуске у моря…

Сергей Бирюков
Труд
В любимом Большом зале Московской консерватории. Фото из личного альбома пианистки

Карьера Екатерины Мечетиной — на той прекрасной стадии, когда впереди еще десятилетия творческого роста, но уже набрана такая высота полета, что доказывать принадлежность к исполнительской элите мира через конкурсы...

Использовать этот знак препинания в истории со скандалом на выборах делегатов конференции петербургского отделения ВООПИиК явно рановато

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В петербургском градозащитном сообществе строем ходить не привыкли. Фото из открытых источников

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о скандале в городе на Неве, которым обернулись выборы делегатов на конференцию Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК. По сути это напоминало рейдерский захват...

Почему эти слова из фильма «Весна» оказались пророческими для его создателей

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Л. Орлова и Р. Зеленая. Кадр из к/ф «Весна». Фото из открытых источников.

Зарубежные критики восторгались «Весной»: какой запас веселости у этих русских, сколько жизни и бурной радости! Называли картину предвестником лент Феллини и Антониони. Они не подозревали, что по требованию...

На экраны возвращается фантастическая комедия Георгия Данелия «Кин-дза-дза!». Очень своевременное кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
С годами «Кин-дза-дза!» приобрела поистине культовый статус. Кадр с сайта: kinopoisk.ru

Показы отреставрированной версии картины пройдут в 250 кинотеатрах по всей стране. Напомню, что в центре сюжета — невероятная история прораба Машкова, который направляется в магазин за продуктами и вместе...

Культура 00:09 / 24 Июня 2022 10495
Одна и без оружия

В прокат вышли две яркие истории о выживании в экстремальных условиях

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Одна». Фото: kinopoisk.ru

Любой ценой пережить лето — такой девиз начертан на афишах наших кинотеатров, которые после ухода голливудских блокбастеров терпят огромные убытки. По итогам мая закрытыми оказались уже 770 кинозалов, а средняя...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?