Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 23:30 05 Марта 2016 5887
«Человек» победил «Похитителей чувств»

Гастроли БДТ в Москве – пока ярчайшая страница фестиваля «Золотая маска-2016»

Сергей Бирюков

Вот теперь, после «Человека» — заключительного спектакля гастрольной триады Большого драматического театра в Москве (2 февраля, сцена театра имени Моссовета), все встало на свои места. От предыдущей постановки, «Zholdak Dreams. Похитители чувств», осталось ощущение, будто после доброй, грустной, взбалмошной притчи «Пьяные», открывшей серию выступлений БДТ в Москве (см. статью «Пить нельзя трезветь»), гастроли знаменитой петербургской труппы забрели куда-то не туда.

Да, опыт украинского режиссера Андрия Жолдака над милым, ироничным, но ни в коем случае не зловещим «Слугой двух господ» Гольдони любопытен, даже весьма. Мысль, что все вокруг нас подставное и сами мы управляемые извне зомби — страшненькая, но не такая уж далекая от действительности. В литературе она отработана давно — вспомним хоть роман классика американской фантастики Клиффорда Саймака «Почти как люди». Да и без романа достаточно провести вечер у телевизора и плотно посмотреть пару-тройку ток-шоу с их ораторами-эпилептиками, пускающими пену изо рта по поводу и без повода, чтобы почувствовать себя самого на грани зомбирования...

Сделано все командой Жолдака невероятно технично и остроумно. Чего стоит один только прием говорения с чужого голоса (за всех героев работают связками и даже чавкают яблоком двое совершенно виртуозных актеров-чтецов). А что вытворяют актеры-пантомимисты, как на наших глазах смазливенькие девочки — инопланетные агенты превращаются в монстров почище Терминатора, которым автоматная очередь не просто нипочем — она для них живительный источник энергии, как для обыкновенного человека бодрящий душ! А как точно работает видеокамера (совершенно невидимая из зала), транслирующая на громадный экран все эти жуткие гримасы до мельчайшей подробности!

Поведение инопланетных «небесных ведьм» в точности копируют земные юноша и девушка, превратившиеся в зомби

Но все же почему именно «Слуга двух господ» стал полем для вторжения инопланетян? Чем эта пьеса «провинилась» перед Жолдаком? Только тем, что именно в данный момент в его теперешнем настроении подвернулась под руку? А если б подвернулся «Гамлет»? «Горе от ума»? «Чайка»? И Нина Заречная превратилась бы в зомби?.. Есть во всем этом элемент случайности. Уж не говорю о том, что человеколюбия в этой постановке не больше, чем в веселых фильмах-мясорубках Тарантино.

Показанный в заключительный день гастролей БДТ «Человек» восстановил равновесие. Нам напомнили об одной из самых глобальных катастроф — холокосте и о том, как человечество из нее выходило. (Хотя так и не вышло вполне: события последнего времени на Ближнем Востоке, в России и Европе — тому красноречивое подтверждение).

Признаюсь, рискуя быть подвергнутым остракизму: у меня вызывают сложные чувства разговоры о холокосте. Хотя бы потому, что это тема, законодательно табуированная для сомнений в ряде «цивилизованных» стран. А мне не нравится, когда законодательно запрещают сомневаться в чем-либо. Даже в такой вещи, как холокост, в страшной правде которого не сомневаюсь ни секунды.

Ну и мне, как русскому человеку (хотя с половиной еврейской крови), не по душе, что страдальцами холокоста (всесожжения, если буквально переводить с греческого) обычно объявляются только евреи. А у русских не было холокоста? У белорусов? Украинцев? Поляков? Да, в процентном отношении их столько не погибло. Но все это люди, бывшие живыми! Одна человеческая смерть — трагедия, а гибель десятков миллионов?

В спектакле «Человек» на сцене вдруг является лошадь, всем видом показывающая, что не понимает, зачем одни его герои так издеваются над другими: в мире животных нет изуверства, в отличие от мира людей

Поэтому спектакль по книге Виктора Франкла, венского врача, пережившего Освенцим и Дахау, я воспринял поначалу как некую обязаловку: ну да, и это надо выстоять (в буквальном смысле, поскольку аккредитуюсь на «Золотой маске» с правом фотосъемки, а снимать, сидя в зрительских рядах, нельзя). Но постепенно правда брала свое. Даже не рассказы о лагерном изуверстве — мы многое об этом слышали. Даже не лагерный юмор — был и такой, узники шутили: въехал в ворота, вылетел в трубу (крематория)... Сработали детали, казалось бы, малозначительные: узница уже после освобождения истерически топчет траву именно потому, что ей ЗАПРЕТИЛИ это делать — а ей до того пять лет запрещали практически все, что составляет смысл понятия «человеческая жизнь». И у нее убили всю семью — что после этого какая-то травинка?

Или мать приезжает наконец к себе домой — а дочь ее попрекает: думаешь, только вам было плохо? Мы здесь тоже страдали... И женщина понимает, что ее мучения вовсе не окончились с освобождением из лагеря — ей еще долго, может быть, всю оставшуюся жизнь придется находиться в клетке непонимания...

Но спектакль напомнил и о великой силе человечности, которую не в состоянии убить лагерные стены. О тех заветах верности, которые передавали друг другу разлученные супруги. О той тайной поддержке, которую с риском для себя оказывали заключенным даже некоторые нацисты.

И все это не просто изложено, а проговорено, прокрикнуто, пропето, промаршировано, проползано, прожито труппой потрясающих актеров БДТ, руководимых на этой постановке словенским режиссером Томи Янежичем.

Спектакль не оставляет тебя даже в антракте: звучат документальные воспоминания русского человека, ребенка военных времен, в которых комическое и страшное переплетены в немыслимую химеру. Сидишь в кресле, словно под взглядом василиска, не смея и на минуту выйти в коридор, потому что боишься пропустить малейший поворот сюжета.

А еще была музыка — изумительные идишские песни, которые, как я слыхал, в сегодняшнем Израиле считаются недостаточно патриотичными, потому что настоящий еврей должен говорить и петь на иврите, а не на каком-то там диалекте немецкой диаспоры. Но ведь именно по тем, кто говорил на этом «недостаточно еврейском» языке, был нанесен самый страшный удар. Наверное, оттого и песни эти, мягкие, мелодичные, ласковые, самым жестким образом выворачивают тебя на слезы, которые невозможно потом остановить ни на улице, ни в метро, ни дома.

Мне кажется, в такие моменты трудно не почувствовать себя евреем. Даже если в тебе не то что только половина, а вовсе еврейской крови нет.

Поклон БДТ за такой финал его гастролей на «Золотой маске» в Москве.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 17:01 / 29 Октября 2022 14467
Опять стреляют

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © Aleksandr Schemlyaev, globallookpress.com

В былые времена книжками «про войну» у нас в стране зачитывались все, от мала до велика. Потом вроде бы пришла мода на иное чтиво, но, увы, ненадолго. Сейчас к читателю снова косяком двинулись...

Евгений Водолазкин - о новом романе «Чагин» и человеческой памяти

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

В издательстве «АСТ» (Редакция Елены Шубиной) вышла новая книга Евгения Водолазкина «Чагин» — роман о выдающемся мнемонисте, то есть человеке с уникальной способностью запоминания, которого...

Культура 21:01 / 29 Октября 2022 12988
Лучший голос земли

Чилийский режиссер Пабло Ларраин начал снимать фильм о легендарной певице Марии Каллас

Труд
Фото:Unknown/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Чилийский режиссер Пабло Ларраин, чьи фильмы снискали успех на Каннском кинофестивале и номинировались на «Оскар», имеет особую слабость к байопикам. Он снял фильм «Джеки» о Жаклин Кеннеди,...

Культура 20:45 / 29 Октября 2022 12799
Гномы постарались

В Швеции нашли старинный волшебный амулет

Труд
Бог Тор сражается с гигантами с помощью своего молота, грома и молнии. Фото: globallookpress.com

На юго-западе Швеции ученые обнаружили редкий амулет в виде молота скандинавского бога Тора. В начале Х века, когда проповедники уже вовсю обращали местных жителей в христианство, амулет был отлит из свинца неизвестным...

Культура 20:01 / 29 Октября 2022 12336
Кому все по карману?

Netflix затеял снимать сериал по легендарному роману «Сто лет одиночества»

Труд
Сам Габриэль Маркес долго отказывался продавать права на адаптацию книги. Фото: El Universal/@WireImgId=8372800, globallookpress.com

В далеком 1982 году колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе. К 40-летию этой даты вездесущий Netflix решил приурочить начало работы над многосерийной экранизацией «Ста лет одиночества»,...

Легендарное Николаевское кавалерийское училище, где учился Лермонтов, взялись перестраивать. Безвозмездно…

Ирина Смирнова
Труд
Николаевское кавалерийское училище. Фото из открытых источников.

Здание легендарного Николаевского кавалерийского училища на углу Лермонтовского проспекта и набережной Обводного канала — федеральный объект культурного наследия постройки первой четверти XIX века — будет приспособлено...

На экраны вышли два фильма с острой социальной проблематикой, что по нынешним временам уже событие

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Светлана Чуйкина в фильме «Плакать нельзя» играет несчастную мать, у которой отняли ребенка

Один из них - «Плакать нельзя» рассказывает об ужасах ювенальной юстиции в Скандинавии, жертвой которой становится русская мать и ее сын. Второй фильм «Дополнительный урок» впервые в нашем кино прикасается к такой больной...

Актер и телеведущий собрался раскрыть пока еще остающиеся на карте Земли тайны

Анна Чепурнова
Труд
Просидеть всю жизнь на одном месте - это не для Вадима. Фотографии предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Среди ближайших премьер телеканала «Моя Планета» — программа «Тайна на карте», жанр которой ее создатели определили как «тревел-детектив». Что под этим скрывается? Рассказы о самых...

Самую народную из своих ролей Анатолий Папанов почему-то не слишком жаловал…

Виктория Пешкова
Труд
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

1983 год. Одесса. Раннее, но уже жаркое августовское утро. Под киоском с вывеской «Театральная касса» терпеливо стоит очередь, хотя до открытия еще три часа. Самые предусмотрительные здесь — со вчерашнего...

Выполнимая ли задача поставлена перед ТВ? Быть высокоморальным и в то же самое время приучать зрителя к нетерпимости?

Сергей Беднов
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Ровно через неделю страна отметит День народного единства. Помнится, когда он был учрежден, все дружно ломали головы: что же такое важное в отечественной истории случилось 4 ноября? Потом решили: ничего. А нововведение...

Иван Сергеевич Тургенев приглашает в гости

Виктория Пешкова
Труд
До конца дней Тургенев вспоминал Спасское-Лутовиново как лучшее из мест своей жизни. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

В ГМИРЛИ имени Даля открылась выставка, посвященная 100-летию Музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Своими сокровищами с организаторами поделились Орловский музей Тургенева и московский Дом-музей Тургенева на Остоженке....

Культура 20:01 / 15 Октября 2022 10825
Пуаро вызывает духов

О знаменитом сыщике снимут фильм по мотивам романа «Вечеринка в Хэллоуин»

Труд
Главную роль сыграет Кеннет Брана. Фото: Michael Baker/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Принадлежащая Disney компания 20th Century Studios и лично Кеннет Брана объявили о начале работы над третьим фильмом этого актера и режиссера о знаменитом сыщике Эркюле Пуаро. Ранее им уже были сняты «Убийство...

Культура 00:05 / 21 Октября 2022 9710
Приказано забыть

В российской культуре формируется список запретных имен и тем

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
С проката сняли документальный фильм «Голод». Объяснение от компании «Каро» - внезапно сломался кинопроектор. Фото: Moscow-Live.ru

Ничто, казалось бы, не предвещало. Документальный фильм «Голод», который обозревателю «Труда» удалось посмотреть на московской премьере и даже написать о нем в газете, за день до очередного...

Что не так с комедией «Любовники»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Три неверных мужа приняли на грудь в бане и взялись проучить все коварное женское племя. Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Как должен начинаться типовой сценарий типовой экранизации гоголевского «Ревизора»?» — спросил как-то Виктор Шкловский у Всеволода Пудовкина. «Свинья чешется о столб», — моментально...

В Петербурге открыт памятник драматургу Александру Володину

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

В Петербурге на Петроградской стороне открыт памятник драматургу Александру Володину. Виновник торжества больше 30 лет жил тут неподалеку, на Большой Пушкарской, 44, где висит мемориальная доска в его честь. Удивительное...

Новогодние корпоративы отменяются один за другим

Труд
Иосиф Пригожин высказался на тему новогоднего «Голубого огонька» весьма сдержанно. Фото: Вадим Тараканов, globallookpress.com

Городские начальники один за другим отменяют новогодние мероприятия в своих вотчинах, мотивируя это тем, что, мол, не время для иллюминации и фейерверков, а сэкономленные деньги лучше направить на экипировку мобилизованных. А народ...




Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?