На телеканале «Россия» стартовала премьера 22-го (!) сезона сериала-долгожителя «Тайны следствия». Типично петербургская — и по месту действия, и по колориту — картина прочно завоевала аудиторию, многие из поклонников этой ленты буквально выросли на ней. Дополнительный интерес к показу вызвали намеки канала на то, что нынешние серии — завершающие. Так ли это или продолжение все же последует? Однозначного ответа нет. А пока оперативники опять ведут расследования, напоминающие остросюжетный роман. Да и в личной жизни персонажей кипят нешуточные страсти. И снова главная героиня Мария Швецова (Анна Ковальчук) работает в тандеме с подругой — следователем Людмилой Колонковой в исполнении Ольги Павловец.
— Ольга, что ждет вашу неунывающую Людмилу Колонкову в ближайших сериях?
— Мы с коллегами просили сценаристов сделать так, чтобы помощники Швецовой не выглядели схематичными персонажами, постоянно занятыми лишь поисками преступников. Хотелось, чтобы зрители понимали, чем эти люди живут за пределами Следственного комитета. И вот наше желание исполнилось: у всех сквозных героев сюжетные линии стали более насыщенными, а у моей Людмилы и вовсе завязался служебный роман. Нечто подобное всегда интересно, тут главное — не переборщить с изменениями. Все-таки сериал идет уже 22 года, и ассоциируется с некой стабильной основой, за которую, уверена, его многие и любят. А глобальные перемены в характерах или чрезмерное событийное мельтешение в жизни героев способны оттолкнуть зрителя. Но ничего этого у нас в нынешнем сезоне и не будет.
— А вы не устали от сериала, идущего столько лет? Не возникало мысли уйти из него?
— Нет, не возникало. Вообще-то моя Людмила появилась в «Тайнах следствия» только начиная с 11-го сезона. А потом на некоторое время исчезала — у меня был перерыв года на четыре, связанный с рождением младшего ребенка и сменой руководства в кинокомпании, снимавшей картину. Когда перед прошлым сезоном мне предложили в нее вернуться, я приняла приглашение с удовольствием. Люблю сниматься в длинных сериалах, когда все вокруг знакомы и можно не тратить время на адаптацию.
— Вы сами похожи на свою героиню по характеру и образу мыслей?
— Ну что вы, мы с ней совсем разные! Я человек основательный и осторожный, склонна все анализировать, в каких-то ситуациях дипломатично промолчать, не лезть на рожон. А Людмила действует спонтанно и в работе, и в личной жизни. Она вспыльчива и задорна, обожает спорить, а я ненавижу конфликты и стараюсь их всячески избегать.
В новых сериях у следователя Колонковой закручивается долгожданный роман
— Бывает, персонажи в чем-то меняют самих актеров, позволяют посмотреть на жизненные ситуации другим взглядом. С вами такое случалось?
— Нет. Но когда я работаю над ролью, то действительно могу внутренне, иногда даже неосознанно существовать немного по-другому, осторожно примерять на себя оттенки характера или поведенческую манеру героини. Но это не означает, что я не в состоянии выйти из образа.
Самой актрисе вовсе не свойственна импульсивность ее героини: по жизни она выдержанна, основательна и дипломатична
— Дочь Анны Ковальчук Злата снимается в «Тайнах следствия» с рождения. А вам не хотелось поработать на площадке вместе с вашими сыновьями — 12-летним Макаром или 5-летним Андреем?
— Мне кажется, для начала они сами должны выразить такое желание. Макар иногда посещает съемочную площадку — ему интересно наблюдать за процессом. Однажды у него был и шанс поучаствовать в фильме. Я снимала самопробы, где по сценарию моя героиня разговаривала с мальчиком, и попросила Макара подыграть мне. Так сын оказался в кадре и понравился режиссеру, меня даже спросили, не хочет ли он поработать со мной в картине. Я поговорила об этом с Макаром, но когда сын узнал, что съемки займут очень много времени, то от предложения отказался.
— Ну а музыкой сыновей увлечь удалось? Вы ведь в детстве окончили музыкальную школу. Меня очень впечатлил старый ролик в соцсетях, где вы, еще подросток, играете на гитаре старинный романс и поете.
— Пока мои сыновья только слушают, как я дома играю на фортепиано. А меня саму в детстве привели в музыкальный кружок, располагавшийся в старой питерской коммуналке. После прослушивания записали сразу в три класса: гитары, фортепиано и флейты. А через год директору выделили особняк ХIХ века на Литейном, где когда-то Шаляпин пел, а Ахматова стихи читала. В 90-е такие чудеса еще были возможны. Эта школа «Тутти» и сейчас известна, из нее вышло много музыкантов-исполнителей и композиторов.
— В кино ваши музыкальные навыки находят применение?
— В каких-то фрагментах — да. В сериале «Афганский призрак» режиссер Олег Фомин искал решение для одной важной сцены, а потом предложил: «Давай ты споешь, а герой будет на тебя смотреть». Я выбрала песню «Не спеши» Майи Кристалинской, исполнила ее без инструментального сопровождения, которое потом подложили под мой голос. В фильме «Соната для горничной» моя героиня, в прошлом пианистка, берет несколько аккордов на инструменте. А весной на съемках проекта «Зеркало лжи» режиссер Рома Просвирин специально для меня придумал фрагмент, где я пою под гитару.
— Сейчас на телевидении проводится много актерских конкурсов, в том числе музыкальных. Никогда не хотелось в них поучаствовать?
— Меня зовут в какие-то передачи спеть, но я обычно отказываюсь. Не тянет на тусовки, даже если за это заплатят. У меня достаточно работы по профессии. А время вне съемочной площадки хочется провести дома с семьей, или сходить на концерт, или просто погулять одной по Петербургу. Периодически публикую в соцсетях свои стихи, видео, где играю на фортепиано, фото картин, которые пишу. В общем, есть чем заняться, о чем подумать.
— Вы говорили, что хотели бы реализовывать себя не только в актерстве. А в чем именно?
— Пока это только желание, воплощать в жизнь которое не хватает времени, так как сейчас много работы. Но иногда замечаю, что в ней уже многое повторяется и потеряло прелесть новизны, приелось. Все чаще думаю, что в будущем мне бы хотелось заняться режиссурой. Конечно, для этого понадобится учиться, хотя какие-то вещи про то, как делается кино, я для себя уже знаю. Отдаю себе отчет и в том, что профессия эта очень сложная. Режиссеров легко критиковать, но вот попробовать что-то снять самому — совсем другое дело. Об этом хорошо рассказывается в фильме Валерия Тодоровского «Оттепель», где совсем еще молодой режиссер сначала ругает фильмы своего матерого и заслуженного коллеги, а потом, когда начинает работать сам, буквально хватается за голову.
Ольга не мыслит себя без движения вперед. И, возможно, на следующем витке карьеры попробует силы в режиссуре
— А каких режиссеров вы любите?
— Мне очень нравится эстетика и атмосфера у Паоло Соррентино. За этим режиссером видна мощная команда — сценаристов, художников, композиторов. Кстати, окружить себя такими людьми, которые сделают твое творчество ярче и интереснее, — это особый талант. Люблю Михаэля Ханеке, чьи работы более камерны. Он сам пишет к ним сценарии, и его личность там отражается как в капле воды.
— Нужна еще история, из которой вырастает фильм. Вы бы сами какие истории снимали?
— Хочется чего-то очень простого, вот как, например, «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Когда ты смотришь картину, а там нет ни нарочитых шуток, ни спецэффектов, ни прочих заигрываний со зрителем, и тем не менее ты не можешь оторваться от экрана, и сердце щемит. Но, кстати, и у нас сейчас умеют снимать нечто подобное — например, мне очень понравился недавний мини-сериал «Большая секунда» режиссера Виктора Шамирова. А еще — сериал «Надвое» Валерия Тодоровского: по крайней мере, от его первых серий я получила настоящий кайф, потому что там внятно рассказывается хорошо написанная история про любовь, а это так редко случается и в кино, и на сцене... Вот в наши дни многие ругаются, что в театр стало невозможно ходить — от классических произведений там мало что осталось, и если приведешь ребенка, то он не поймет ничего. Но ведь это задача не для слабаков — взять, например, книги Тургенева или Бунина и внятно, интересно передать эти истории на сцене.
— Кто из современных театральных режиссеров вам нравится?
— Я большая поклонница театра «Мастерская Петра Фоменко» тех времен, когда еще был жив его основатель. Те спектакли я принимаю и сердцем, и умом, мне все в них очень близко. Нравится их каскадность, когда ты в один момент можешь смеяться, а через пару секунд — плакать от щемящей грусти...
— Ольга, что бы вы пожелали себе и окружающим в наступающем году?
— Здоровья и побольше возможностей изменить жизнь к лучшему. А все события и новости, что в последнее время так омрачают наше бытие, пусть останутся в прошлом!