Через неделю, 17 июля, в Грейт-Фоллз (Монтана, США) стартует амбициозный проект реконструкции Алсиба — героической воздушной трассы, по которой во время Великой Отечественной Советский Союз в рамках ленд-лиза получил из-за океана 7926 самолетов. Два транспортных «Дугласа» затем можно будет увидеть на международном авиакосмическом салоне МАКС-2015 в Жуковском. В дни публичного посещения, с 28 по 30 августа, их предполагается поднимать в воздух.
«Идея принадлежит американо-канадскому некоммерческому партнерству «Браво-369», объединяющему коллекционеров и энтузиастов военной ретроавиатехники, — рассказал «Труду» гендиректор Российского авиационного общества Сергей БАРАНОВ. — США и Канада на трассе Алсиб во время войны потеряли 133 пилота, здесь же разбились и 72 советских летчика. В год 70-летия Победы самое время воздать должное памяти пилотов. Мы присоединились к проекту «Алсиб-2015» и попросили, чтобы самолеты, которые прилетят в Россию, могли бы остаться потом в одном из наших музеев. На знаменитые истребители «Аэрокобра» и «Кингкобра» денег не хватило, зато удалось приобрести у коллекционеров в США два военных транспортника «Дуглас С-47». После салона в Жуковском они поступят в коллекцию Центрального музея Вооруженных сил РФ и будут размещены на аэродромах в Монино либо Кубинке».
...Круглогодичная трасса Алсиб с ее 60-градусными морозами, редкой аэродромной сетью и слабо населенными местностями считалась тяжелейшей. Известна фраза американского аса Томаса Уотсона: «По этому маршруту летать могут только чокнутые самоубийцы или русские». Всего по ленд-лизу СССР получил из США за годы войны 710 «Дугласов». Старшее поколение авиаторов помнит эту машину под именем Ли-2, которое она получила после «воспроизведения» в советских КБ. На фронте двухмоторный транспорт использовался в основном для снабжения партизанских отрядов. Есть в его биографии и уникальная строчка: именно на таком самолете генерал Логинов — впоследствии министр гражданской авиации СССР — отрабатывал в 1945-м методику первого в истории воздушного пункта управления войсками.
Характерная деталь: на «Дугласе С-47» нет радара. Потому, по словам куратора проекта генерала Петра Дейнекина, перелет по трассе возможен лишь в условиях хорошей погоды. Впрочем, как заверил Петр Степанович, на каждом из 2,5-тысячекилометровых перегонов есть по два резервных аэродрома.
По предварительным планам, Берингов пролив предполагается пересечь 27-28 июля. Затем на российской трассе — промежуточные посадки в Уелкале, Маркове, Сеймчане, Оймяконе, Хандыге, Якутске, Олекминске, Киренске и Усть-Илиме. Финиш в Красноярске (в этом городе мы в войну принимали борта от перегонщиков).
В шестерке членов объединенного экипажа американцев и россиян поровну. Капитанами будут прошедшие высшую школу летной подготовки в США наши соотечественники: летчик-испытатель 1-го класса, пилот «Аэрофлота» Валентин Лаврентьев и пилот-любитель, владелец собственного парка ретроавиатехники Александр Рябинин. Места вторых пилотов займут американские коллеги. В составе экспедиции будет по одному бортмеханику от США и России.