Главная Жизнь 01:01 10 Августа 2001 1698
ОТЧЕГО ПАДАЮТ САМОЛЕТЫ?
В редакции газеты состоялась "Прямая линия", посвященная проблемам безопасности полетов. На звонки наших читателей отвечал заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета, доктор технических наук, один из опытнейших специалистов по расс
Журин Анатолий

- Здравствуйте, Рудольф Амбарцумович, вам звонит Шевченко Андрей из Владивостока. Такой вопрос: в чем главная причина ненадежности полетов - самолеты старые или пилоты виноваты?
- Знаете, Андрей, и у нас, и во всем мире примерно 75 процентов происшествий происходят по причине так называемого человеческого фактора. Когда в полете вдруг возникают стрессовые ситуации, которые приводят к ошибкам оператора. Чаще всего это связано с работоспособностью человека. Если меры по совершенствованию техники можно принимать довольно оперативно и успешно, то совершенствование человека, его профессиональных навыков, укрепление психики - это наиболее трудная сегодня проблема. В идеале пилот в любой ситуации должен принимать единственно правильное решение, то есть работать, как автомат. Это в идеале, но ведь пилот - человек.
- Рудольф Амбарцумович, нам, землякам членов экипажа Ту-154, упавшего под Иркутском, трудно поверить в их вину.
- А с чего вы взяли, что уже определена вина пилотов? Правительственная комиссия таких выводов еще не делала. А по телефону я пока могу сказать одно: произошло трагическое наслоение ошибок, которые привели в итоге к гибели людей. Но в любом случае это не вина экипажа, а его беда.
- Здравствуйте! На проводе Валентин Артамонов из Краснодара. Не кажется ли вам, что у нас пилоты больше думают не о безопасности, а как сэкономить керосин, взять больше груза, быстрее долететь? Я уже не говорю о низкой зарплате, очередях на квартиру...
- Увы, у нас действительно бытовые проблемы слишком влияют на "человеческий фактор". Хотя пилот должен думать только о безопасности полета, а не о бытовых проблемах или экономической эффективности рейса. О последнем пусть заботятся менеджеры, хозяева авиапредприятий. Как в США, где пилот получает на уровне президента страны, и ему не надо раздумывать, бежать к стоматологу или вызвать личного врача на дом.
Поэтому я скажу так: чем больше получает пилот - тем безопаснее полет.
- Вам звонит Армен Агузумцян, студент из Еревана. Ваш комитет занимается расследованием авиакатастроф на территории бывшего СССР. Вы можете сравнить уровень безопасности полетов в разных странах? Какие самолеты безопаснее - наши или западные?
- Барев (арм. приветствие. - А.Ж.), Армен-джан! Сравнение государств по безопасности ни МАК, ни международная организация гражданской авиации ИКАО из этических соображений не проводят. Но есть статистические данные, отражающие состояние всего парка летательной техники в мире. Уверяю вас, по этим показателям наши машины не уступают конкурентам. Мы проводили анализ полетов нашей и зарубежной техники за длительный период. Скажем, самолет Ту-154 имеет зарубежный аналог - Боинг-737, который тоже довольно давно летает. Так вот: коэффициенты их надежности практически идентичны. У Ту-154 - 0,8 катастроф на миллион вылетов, а у Боинга-737 - 0,7. У английского БАС-111 - тоже 0,8 на миллион.
- Вас беспокоит Юлия Сахаренко из Омска. В нашем городе есть две авиакомпании. Хотелось бы знать, как вы оцениваете безопасность полетов на их самолетах? И можно ли вообще из Москвы контролировать провинциальные компании?
- Ваш вопрос интересный, но не ко мне. На него могут ответить в Государственной службе гражданской авиации Минтранса РФ. Там регулируют деятельность российских авиакомпаний, и, более того, любая из них может производить перевозки, только получив соответствующее разрешение ГСГА.
- А правда, что скоро на Западе запретят полеты наших самолетов? Говорят, по техническим параметрам не подходят...
- Действительно, Западная Европа с апреля 2002 года намерена приостановить полеты "слишком шумных" лайнеров. Кстати, это не только нас касается - под ограничение подпадают, к примеру, американские ДС-8 или Боинг-707. Речь о машинах поколений 60 - 70-х годов, которые составляют в мире более двух третей всего авиапарка. Эта проблема сейчас и решается как раз на уровне международной организации гражданской авиации. Но дело не в возрасте лайнеров, а в том, что шумы надо поглощать. Западные чиновники вполне правомерно ставят вопрос о борьбе против загрязнения окружающей среды, негативного воздействия шумов.
- К вам обращается Павленко Олег Григорьевич, директор московского предприятия. Мы выпускаем портативные ультразвуковые установки для очистки авиационных фильтров, в том числе топливных. К нашей продукции сейчас ужесточают технические требования - говорят, это связано с безопасностью полетов?
- Да, связано - и самым непосредственным образом. Вот в прошлом году был случай, когда при заходе на посадку в аэропорту Новосибирска на Ту-154 из-за засорения фильтров один за другим отказали все три двигателя. Но, слава Богу, инцидент благодаря мужеству, самоотверженности экипажа не перерос в катастрофу.
А вообще советую вам обратиться с этим же вопросом в Государственную службу гражданской авиации - там все более подробно объяснят.
- Спасибо. Всех вам благ!
- Добрый день, это "Прямая линия" "Труда"? Беспокоит Шабанов Валерий. А все-таки, по вашему компетентному мнению, какой самолет - самый безопасный?
- Знаете, Валерий, безопасность - слишком сложное понятие, к нему неприменимы однозначные оценки. Как я уже говорил, она зависит от опыта, профессиональной выучки экипажа, психического состояния пилотов, надежности лайнера, работы наземных служб, наконец, погодных условий...
Но один конкретный пример приведу. На сегодня мировой рекордсмен по безопасности полетов - аэробус Ил-86, который за 21 год не погубил ни одной человеческой жизни. Правда, когда я об этом вспоминаю, генеральный конструктор ильюшинской фирмы Генрих Васильевич Новожилов мне говорит: "Типун тебе на язык!".
- Вам звонит инженер из Челябинска Борис Михайловский. Мне доводилось работать под Иркутском, где то и дело бьются самолеты. Знаете ли вы, что там испытывают зенитные орудия? Делается это так: вертикально вверх направляют ствол, заливают водой и выстреливают. Может, это причина аварий? Кроме того, в Иркутской области столько локаторов, радиотехнических установок...
- Последняя комиссия по расследованию катастрофы, в которой и я работал, не установила влияния внешних воздействий. Теперь по поводу локаторов. Кроме показаний бортовых самописцев, мы изучали так называемые "проводки" двух радиолокаторов, управляющих воздушным движением в иркутской зоне. Это позволило быстро и точно восстановить и реконструировать последнюю стадию полета. Уверяю вас - никакие другие локаторы на ситуацию не влияли. Ну а насчет частоты катастроф под Иркутском... Это мощный перевалочный пункт, через него проходят авиатрассы на Дальний Восток, в Китай, Саудовскую Аравию, Кувейт, Арабские Эмираты. А чем больше рейсов, тем больше и вероятность происшествий.
- Здравствуйте, Рудольф Амбарцумович, вам звонит авиационный специалист Игорь Иванов из Москвы. Есть соображения по катастрофе Ту-154. Экипажи гражданских самолетов, даже с большим налетом, попадая в нестандартные условия пограничных режимов, нередко проявляют полную беспомощность. Этому есть объяснение: их никто никогда не учит ни распознавать эти режимы, ни действовать в подобных экстремальных ситуациях. Вот почему - и вы это знаете лучше меня - зафиксировано немало случаев, когда опытные экипажи не замечают падения скорости, не воспринимают даже и следующую за этим падением естественную вибрацию машины, приводящую к срыву самолета. Почему МАК этой проблемой не озаботился?
- Мы как раз сейчас ставим вопрос о введении в практику не только тренажерной, но и так называемой аэродромной тренировки - на реальном самолете, только без пассажиров. Она поможет экипажам спасать самолет в "пограничных ситуациях". Мы подготовили соответствующие рекомендации. Конечно, эти тренировки повлекут затраты - на керосин, на оплату обслуживающего аэродромного, диспетчерского персонала ...
- Но на весах: керосин - и сотни жизней....
- Да, это вещи несоразмерные. И мы будем пробивать в соответствующих инстанциях идею наращивания финансирования подобных тренировок. Уже предложили свои услуги школа летчиков-испытателей, которая готова у себя эти тренировки организовать, а также ГосНИИ гражданской авиации, чьи пилоты подобные тренировки постоянно совершают в исследовательских целях. Главное - найти средства для этих жизненно необходимых мероприятий.
- Спасибо. Остается пожелать, чтобы это поняли те, кто сегодня решает судьбу отечественной гражданской авиации, а значит, и каждого ее пассажира.
- Будем на это надеяться.

Целью стал мост через Печенежское водохранилище, по которому осуществлялось снабжение украинской армии

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

Самолеты Воздушно-космических сил России нанесли удар по мосту в Харьковской области Украины. По нему осуществлялись перевозки боеприпасов для украинской армии. Целью стал мост через Печенежское водохранилище, в районе Старого Салтова. По данным...

Эти предметы сантехники были установлены в замках начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова. Что по этому поводу говорят специалисты?

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото из открытых источников

Начальник ГИБДД Ставрополья Алексей Сафонов владел пятью замками в стиле Людовика XIV, где от избытка чувств велел позолотить унитазы. И он там не один был такой ценитель прекрасного, по тому уголовному делу задержаны...

Жизнь 00:02 / 03 Мая 2024 8040
Календарь: 3 мая

20 лет назад Sasser поразил сотни тысяч ПК

Труд
Фото: © Alexander Farnsworth,globallookpress.com

1101 Князь Владимир Мономах заложил в Смоленске Успенский собор, в котором была помещена Смоленская икона Божией Матери. 1314 Родился Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, сыгравший важнейшую роль...

Жизнь 19:01 / 04 Мая 2024 6774
Последняя колонка

Шашлычный индекс вырос на одиннадцать процентов

Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Шашлык в России больше чем шашлык Каких только «съедобных индексов» не существует в природе: бигмака, борща, салата оливье. Все они в какой-то мере отражают состояние экономики и потребительского рынка....

Отстраненный от должности после обвинения в коррупции замминистра обороны жил в особняке на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой

Кадр эфире канала «Россия 24»

Арестованный по обвинению в получении крупной взятки заместитель министра обороны России Тимур Иванов проживает в доме на Рублевке с телеведущей Марией Китаевой. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на адвоката чиновника Мурада Мусаева. «Ведут...

За ответом наш корреспондент отправился к месту, где была построена первая в мире атомная электростанция

Андрей Князев, Обнинск - Москва
Труд
Фото: Антон Белицкий, globallookpress.com

Ты помнишь, как все начиналось? Если нет, то самое время напомнить, что Обнинск — не просто город на Калужской земле в 100 км от Москвы. Это наукоград, причем первый в России — 1956...

Банки не спешат отдавать родне деньги умерших вкладчиков

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

На прошлой неделе закончился пятимесячный марафон, в который превратилась процедура получения наследства моей умершей год назад матери. Наследство — громко сказано. Речь идет о нескольких тысячах рублей, оставшихся...

Правительство Саратовской области купило спасательный катер по цене недешевой яхты

Алекс Зверев
Труд
Катер стоит более 37 млн рублей. Фото с сайта sarinform.ru

Полундра объявлена в Саратовской области, где пресса обнаружила купленный за немалые деньги местным правительством катер на 12 человек «для производства поисково-спасательных и водолазных работ областной службой...

Марат Тамбиев обвиняется в получении взяток на полтора с лишним миллиона долларов и 2718 биткойнов (7,3 миллиарда рублей)

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В суд поступило уголовное дело в отношении бывшего начальника следственного отдела по Тверскому району Москвы Следственного комитета России Марата Тамбиева. Он обвиняется в получении взяток на полтора с лишним миллиона долларов и 2718 биткойнов...

По словам главы РПЦ, Россия сильна экономически и географически

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Россию привлекательной альтернативой цивилизационного развития для людей, осознающих духовный кризис Запада. Как сообщает РИА Новости, об этом он сказал в проповеди после литургии в главном храме...

В боях за эти населенные пункты отличились подразделения группировки российских войск «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции Вооруженные силы России заняли села Артемовку в Луганской Народной Республике и Тимковку - в Харьковской области. Об этом сообщает на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства...

Жизнь 00:10 / 17 Мая 2024 4221
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

Хорошая новость с краешка земли: строители приступили к остеклению нового аэровокзала в Магадане, способного пропускать 800 пассажиров в час. Сдать воздушную гавань планируют к концу года. Ну и что тут интересного,...

И уж тем более не ждут их чиновники, которых регулярно ловят на воровстве

Алекс Зверев
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Кадровый сайт «Работа.ру» выяснил, какую зарплату хотят иметь граждане. Оказалось, в среднем россиян удовлетворил бы ежемесячный доход в 143 тысячи рублей. Причем мужчины хотят зарабатывать больше — 171 тысячу,...

Жизнь 00:03 / 17 Мая 2024 3901
Иванов и Победа

После ареста паркетного генерала Тимура Иванова с четырьмя мешками наград всплыли интересные подробности его личной жизни

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Оказывается, чтобы дослужиться до дома на Рублевке, совсем не обязательно геройствовать в горячих точках. Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

9 Мая. 10 утра. Чеканя шаг, почетный караул вносит на Красную площадь Знамя Победы. Слава, гордость, символ подвига народного — отцов наших и мам, дедушек и бабушек. А сердце ноет. И боль эта...

Чем закончится эта новая кампания по борьбе с коррупцией - далеко не первая в нашей новейшей истории?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Если кто забыл: 10 лет назад за этими воротами творилось примерно то же самое, что и сейчас. И что изменилось? Фото: Владимир Баранов, globallookpress.com

На прошлой неделе продолжилась серия задержаний заподозренных в масштабной коррупции высокопоставленных начальников в Министерстве обороны. Чем закончится эта новая кампания по борьбе с коррупцией — далеко...

Следственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

31 мая Следственный комитет завел дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, по факту теракта в «Крокус Сити Холле». Это следует из постановления суда в отношении одного из обвиняемых...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?