В Москве с 1 января 2010 года коммерческие перевозчики не могут привлекать на работу мигрантов в качестве водителей маршруток. При этом и в «Мосгортрансе» квота на мигрантов будет существенно уменьшена. Москва отказывается принимать на работу водителей-иностранцев.
Ранее руководство столицы уже отмечало, что мигранты плохо ориентируются в городе, не знают маршрута, на котором работают, тяжело адаптируются к дорожным условиям мегаполиса и т. д. До властей города эти же особенности заметили (просто не могли не заметить!) простые жители, вынужденные пользоваться услугами водителей-мигрантов. Курение за рулем, громкая музыка, которую трудно перекричать, чтобы попросить об остановке, хамство, незнание водителем маршрута, многочисленные нарушения правил дорожного движения настолько распространены, что уже никого не удивляют. Однако это не только дискомфорт, но и опасность для здоровья и жизни людей: аварии с участием маршрутных такси в столице случаются нередко. В конце ноября прошедшего года, например, на юго-востоке Москвы столкнулись маршрутное такси и КамАЗ, в результате чего пострадали четыре человека. В августе 2009 года крупная авария с участием маршрутки произошла в районе Митино на северо-западе Москвы: «Газель» столкнулась с автомобилем BMW, после чего перевернулась. Пять человек пострадали, двое из них получили серьезные травмы. Похожая авария произошла в Подмосковье в июле. Тогда маршрутное такси столкнулось с легковым автомобилем «Жигули». В результате ДТП на месте происшествия от полученных травм скончался один человек, шестеро были госпитализированы с ранениями различной степени тяжести.
Учитывая все эти нюансы, руководство города еще в октябре прошедшего года заявляло о том, что «Мосгортранс» выпустит на московские улицы свои микроавтобусы, готовые составить конкуренцию частникам. Основные их отличия от привычных коммерческих маршруток — в государственных маршрутных такси не нужно передавать деньги водителю, так как на входе установлен валидатор, в маршрутку не пускают, если все места заняты, для оплаты проезда можно использовать все действующие проездные документы, предназначенные для наземного городского пассажирского транспорта: билеты на одну, две и более поездок, транспортные карты и единые проездные билеты. Стоимость проезда в таких маршрутных такси не отличается от установленной в автобусах, трамваях и троллейбусах «Мосгортранса». В конце декабря в 1-й, 3-й, 10-й и 16-й автобусные парки, а также в Филевский автобусно-троллейбусный парк поступили первые сто машин марки «Фиат-Дукато». Предполагается, что новые маршрутки будут курсировать, в основном, в тех районах города, куда нецелесообразно направлять большие автобусы. Так власти решили навести порядок в транспортной сфере и сократить при этом количество частных автопарков, штат водителей которых на 70% состоит из мигрантов. Тогда поступила информация о том, что квота должна была снизиться с 12 до 7 тысяч мигрантов. Теперь речь идет об уменьшении квоты до 6 тысяч водителей-иностранцев. Частным автопаркам вообще запрещено принимать на работу в качестве водителей мигрантов.
Руководство столицы полагает, что таким образом они смогут также решить вопрос с трудоустройством москвичей, многие из которых в связи с кризисом остались без работы, в то время как «их» места занимают гастарбайтеры. Однако это еще большой вопрос — захотят ли жители столицы, тем более, полноправные, коренные, трудиться водителями «Газелей» за те деньги, которые получают за эту работу мигранты.
Сегодня частные маршрутки для огромного числа москвичей являются настоящим спасением: кто живет и работает в столице, знают, как трудно добираться утром на работу и вечером домой, потребность в маршрутных такси действительно велика. Да, ездить в них зачастую не большое удовольствие, да, водители часто и правда не знают, когда именно будет та или иная остановка, да, они слушают громкую музыку и курят, они невежливы и даже подчас грубы, да, случаи ДТП с участием «Газелей» происходят нередко. Но, несмотря на все эти «да», сократив количество маршрутных такси, власти Москвы могут «обеспечить» жителей города еще большими неудобствами. Запущенное в настоящее время число государственных маршруток невелико и явно не спасет положение дел. Возможно, впрочем, зря мы столь пессимистичны. Но, возможно, московскому руководству стоит поискать другие, более приемлемые и рациональные пути решения возникших проблем.