Обострение отношений России и Азербайджана, о чем «Труд» уже рассказывал в прошлом номере, нарастает и обретает черты настоящего политического кризиса. Баку отменил все взаимные визиты, культурные мероприятия с участием российских представителей, МИД РФ выступил с предупреждением в адрес тех россиян, кто направляется в эту страну. В самом Азербайджане прошли массовые задержания, избиения и аресты российских журналистов и причастных лиц. Повысился градус русофобии в тамошних СМИ.
Непосредственный повод для столь жестких действий азербайджанской власти — задержания и аресты в Екатеринбурге граждан Азербайджана, часть из которых одновременно являются гражданами России и постоянно здесь проживают. В этой истории много непонятного не только обывателю, но и маститым политологам. Гуляет множество версий. Пишут, например, что за нынешним разжиганием страстей стоят Турция и Великобритания. И что налицо попытка открыть второй фронт против России на постсоветском пространстве. Рисуются картины передела влияния на Кавказе. Намекают на последствия российских ударов по нефтяным терминалам, через которые Баку торговал...
Но один из главных вопросов в этой истории касается двойного гражданства, которое у нас имеют миллионы граждан, постоянно проживающих в России. При этом они в силу своей национальности считают себя больше причастными к другим государствам. Ведь суть ссоры с Азербайджаном сводится к тому, что обидели его подданных, постоянно проживающих в России. То, что они еще и граждане России и обязаны жить и отвечать по законам РФ, в расчет вроде бы не берется.
Аналогичные претензии время от времени предъявляют и другие постсоветские государства, заступаясь за своих граждан, которых, на их взгляд, у нас в России притесняют. Хотя с точки зрения РФ такое заступничество иностранных государств за граждан с российскими паспортами — это вмешательство в ее внутренние дела. Напомним: азербайджанцев в России проживает, по официальным данным, около 1,2 млн человек, грузин — около 1 млн. При этом большинство из них имеют еще и российское гражданство, то есть они пользуются социальной поддержкой, защитой и помощью сразу двух государств. И это отличает их от остальных россиян, имеющих один паспорт.
Как пишут в пабликах, азербайджанцы, которые как-то связаны с арестованными в Екатеринбурге, уехали на родину переждать, пока все утихнет. А дальше что? Вернутся — и все пойдет по-прежнему?
В этой связи вновь зазвучали призывы к отмене института двойного гражданства. Собственно, идея не нова. Летом прошлого года депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия — За правду» Михаил Делягин выступил на этот счет с программной статьей. «Родина одна и гражданство должно быть единственным», — говорилось в той публикации. Автор так обосновывает свою позицию: «Двойное гражданство стало незаменимым инструментом, с одной стороны, разрушения российского рынка труда и социальной системы при помощи завоза с каждым годом все менее культурных мигрантов, а с другой — обустройства в России радикальных элементов для ее разрушения и создания на ее обломках сети разнообразных халифатов».
То есть речь идет об угрозе целостности России. Депутат считает, что двойное гражданство очень удобно для всякого рода преступников, коррупционеров, для вывоза капитала за рубеж. Тогда в Госдуму был внесен закон об отмене двойного гражданства, который, правда, растворился на просторах парламента. Как считает Делягин, любой такой закон будет заблокирован «Единой Россией», имеющей большинство в Госдуме.
Больше шансов у предложения о ликвидации так называемых национально-культурных автономий, под личиной которых действуют национальные диаспоры (или «крыши» для мафиозных структур, как в Екатеринбурге). Замглавы фракции ЛДПР в Госдуме Андрей Луговой считает, что для того, чтобы в России не было «неприкасаемых диаспор, работающих на чужие интересы», нужно усиливать контроль над ними — «выделить их в обособленную группу и ввести обязательную регистрацию». Однако для начала нужно создать для них правовую базу, которой на данный момент не существует. А сами диаспоры есть, они очень даже неплохо себя чувствуют и обладают влиянием, если не сказать властью.
Лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов пошел дальше: он считает, что национальные диаспоры, так называемые автономии и землячества, необходимо запретить, «какие бы благообразные личины они на себя ни напяливали». «Хочется спросить наших политиков и чиновников, которые всячески опекают диаспоры, землячества и так называемые национально-культурные автономии: от кого они «автономны»? От государства, от российского общества, от наших законов?» — задает резонный вопрос политик. Миронов напомнил: «Члены азербайджанской ОПГ в Екатеринбурге были арестованы за убийства, совершенные много лет назад. Значит, все это время их кто-то прикрывал, а они, чувствуя безнаказанность, только наглели». То же самое касается ситуации во многих городах, где действуют этнические банды, добавил аргументов Миронов в беседе с «Коммерсантом».
Однако первый зампред думского комитета по делам СНГ Константин Затулин («Единая Россия»), напротив, уверен, что необходимости корректировать действующее законодательство нет. «Никаких пробелов нет, есть ошибки или злоупотребления, которые касаются практики предоставления гражданства, — полагает он. — У нас на протяжении долгого времени не разбирали, кто на самом деле соотечественник, а кто нет».
Между тем есть довольно обоснованная версия (ее высказал, в частности, военный эксперт и блогер Подоляка), что массовые задержания азербайджанцев в Екатеринбурге начались после проведения в России спецслужбами Азербайджана при содействии членов так называемой национально-культурной автономии (в просторечии диаспоры) операции, в ходе которой был фактически похищен и тайно вывезен в Баку живший в Екатеринбурге оппозиционер Захиреддин Ибрагимов. Сообщение об этом со ссылкой на СГБ Азербайджана опубликовало 26 мая с. г. азербайджанское издание Vesti, оно было перепечатано российскими информационными агентствами. Так прямо и сообщалось: вывезли из России. Как само собой разумеющееся...
И в этом нет ничего невероятного. Всякий сталкивавшийся с этническими диаспорами в России знает, что они способны на многое. И если такая операция действительно была проведена, можно говорить о том, что этнические диаспоры угрожают национальной безопасности России. Этим можно объяснить жесткие действия сотрудников ФСБ, которые проводили задержания в Екатеринбурге. Судя по всему, и подозреваемые, которые за десятилетия привыкли к безнаказанности и вседозволенности, дали повод. Сергей Миронов в депутатском запросе попросил генпрокурора Игоря Краснова взять под личный контроль расследование инцидента 27 июня в Екатеринбурге, когда сын главы местной азербайджанской диаспоры Мутвалы Шихлинский в попытке скрыться от правоохранителей на своем авто наехал на одного из сотрудников, сбил его, нанес травму.
Также Миронов призвал Генпрокуратуру обратить пристальное внимание на нелегальный бизнес, который в огромных масштабах крышуется так называемыми диаспорами. В связи с тем, что аналогичные группировки под прикрытием этнических сообществ могут действовать во всех регионах России, депутат призвал Генпрокуратуру комплекс-но проверить азербайджанские диаспоры и аффилированные с ними структуры, включая принадлежащие им предприятия и организации, на соответствие действующему законодательству РФ.
По данным департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, лидерами теневой розничной торговли стали в России столичные рынки «Садовод», «Фуд Сити» и ТЦ «Москва». Объем неучтенных наличных средств, циркулирующих на этих рынках, оценивается в 600 млрд рублей ежемесячно. Там действуют нелегальные обменные пункты валют, наличные деньги переводятся в криптовалюту, а затем за рубеж. «Деятельность диаспор угрожает безопасности страны и граждан. И особую опасность представляют этнические ОПС из лиц с двойным гражданством. События последних дней это доказывают. Прошу генпрокурора РФ сообщить мне о результатах проверок», — резюмировал Сергей Миронов.
За резкое ужесточение миграционной политики в последние годы выступает глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, который обладает всей полнотой информации о растущей этнической преступности. И не последнюю роль здесь играют диаспоры, под прикрытием которых мигранты чувствуют себя безнаказанными. Как ни крути, при всем уважении к иностранцам и их национальности, с этим надо что-то делать.