Специалисты ГУ МВД Москвы провели масштабную работу по сбору и анализу данных о подростковой преступности за последние три года. Сделано это было по просьбе представителей департамента образования. Соответствующей статистикой чиновники заинтересовались данные после того, как в школе № 263 района Отрадное произошел громкий инцидент со стрельбой.
3 февраля десятиклассник Сергей Гордеев, который, как выяснили журналисты, является сыном сотрудника засекреченного НИИ «Эфир», курируемого ФСБ и МВД, – явился в школу с двумя отцовскими ружьями и застрелил учителя географии Андрея Кириллова. После этого он почти на час взял в заложники класс, а когда по вызову приехал наряд полиции – убил одного из правоохранителей и тяжело ранил другого.
«После этого ЧП в обществе разразилась дискуссия о том, насколько сегодня криминализована столичная молодежь и нужны ли дополнительные меры безопасности в учебных заведениях, – рассказали «Известиям» представители департамента образования. Для этого и была затребована соответствующая статистика.
Анализируя ее, сотрудники ГУ МВД пришли к выводу, что за минувшие три года подростковая преступность действительно претерпела серьезные изменения.
Митинги вместо опрокинутых урн
«Как это ни парадоксально звучит, но хулиганить столичные школьники стали меньше, – рассказал журналистам представитель ведомства. – Так, в 2010 году на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояли 8,1 тысячи подростков, а в 2013-м — только 5,3 тысяч».
Снизилось и число административных правонарушений, совершаемых учащимися. Вообще, в ОВД стали доставляться значительно меньше несовершеннолетних, чем раньше: в 2010-м милиционеры составила 50,2 тысячи человек по столице, в 2011-м – 33,5 тысячи, в 2012-м – без малого 29 тысяч, а в 2013-м – 32 666 человек. А вот процент привлечения к уголовной ответственности – увеличился. В 2010-м реальные сроки получили ровно 500 столичных подростков; к 2013 году эта цифра возросла до 637 человек.
По мнению чиновников, относительный рост серьезных правонарушений напрямую связан с возрастанием числа несанкционированных массовых акций, которые в последние два года стали проводиться гораздо чаще.
«Подростки активно поучаствовали в беспорядках в Бирюлево, которые вспыхнули после убийства Егора Щербакова, – рассказали представители полиции. – Также несовершеннолетних регулярно задерживали на несогласованных акциях оппозиции и во время столкновений футбольных фанатов».
По числу задержанных последователей различных неформальных объединений среди московских административных округов лидирует Центральный. Причина проста, – поясняют правоохранители: именно здесь находятся «центры» активности неформалов: стадион «Лужники», Болотная площадь, скверы у памятников Пушкину и Грибоедову, проспект академика Сахарова.
«Мы подошли из-за угла…»
Что действительно вызывает беспокойство у чиновников и стражей порядка, так это рост употребления школьниками наркотиков. За 2010 год полицейские поймали всего 75 малолетних наркоманов, а вот в 2013-м на употреблении запретных веществ и даже на торговле ими попались уже 194 подростка.
Как рассказал президент Национальной ассоциации реабилитационных центров Юрий Крупнов, из всех разновидностей наркотиков дети с наибольшей готовностью продают спайсы – курительные смеси, и так называемые дизайнерские наркотики. Запрещенный «товар» юные дилеры, как правило, заказывают через интернет.
Рост наркомании, – отмечают в полиции, – неизбежно влечет за собою и рост числа тяжких преступлений. В этом плане, – констатируют представители столичного главка, – школьники за прошлый год «отметились по всем статьям УК»: кражи, умышленное причинение вреда здоровью, грабежи, вымогательства, угон автомобилей, вандализм, повреждение чужого имущества.
Все чаще идут подростки и на убийства, причем не только спонтанные. В начале прошлого года в столице была задержана банда подростков, несколько лет нападавших в Москве на гастарбайтеров и убивавших их. Жертвами членов группировки, в которую, по данным следствия, входили 20 подростков, стали шестеро дворников-среднеазиатов.
Однако основной причиной роста подростковой преступности, по мнению психологов-криминалистов, является предоставленность школьников самим себе. Учебные заведения давно уже занимаются исключительно вопросами образования, но отнюдь не воспитанием учащихся, и, выйдя на улицы, ребята часто сами находят себе занятия, в том числе и криминальные.