В условиях пандемии COVID-19 и зигзагообразного восстановления глобальной экономики Китаю и России удалось повысить объем двусторонней торговли до рекордного уровня, который впервые превысил отметку в 140 млрд долларов США. Об этом свидетельствуют последние статистические данные, сообщило информагентство «Синьхуа».
В 2021 году объем торговли между Китаем и Россией составил 146,887 млрд долларов США, увеличившись на 35,8% по сравнению с 2020 годом, свидетельствуют данные, опубликованные на официальном портале Главного таможенного управления КНР.
По данным ведомства, в 2021 году объем экспорта китайских товаров в Россию увеличился на 33,8%, до 67,565 млрд долларов. Объем импорта российских товаров в Китай составил около 79,322 млрд долларов, что в годовом исчислении означает прирост на 37,5%.
В 2021 году китайско-российская торговля развивалась бурными темпами. В прошлом году за первые четыре месяца двусторонний товарооборот превысил отметку в 40 млрд долларов. За первые три квартала двусторонний товарооборот превысил отметку в 100 млрд долларов. За первые 10 месяцев объем двусторонней торговли товарами превысил итоговый показатель за весь 2020 год.
Сельскохозяйственная продукция и продовольственные товары стали одним из ключевых драйверов российского экспорта в Китай. Согласно таможенным данным, с января по ноябрь 2021 года Китай импортировал 304 тыс. тонн рапсового масла и масла из семян горчицы из России (прирост на 59,5%), а также 75 тыс. тонн ячменя (прирост в 38,9%) и 17 тыс. тонн говядины (прирост на 235,7%).
Для Китая Россия является крупнейшим источником импорта энергоносителей, крупнейшим импортером электроэнергии, вторым по величине источником импорта сырой нефти и вторым по величине источником импорта угля.
В декабре 2021 года отмечалась 2-я годовщина со дня ввода в эксплуатацию восточного маршрута китайско-российского газопровода "Сила Сибири". По статистике китайской стороны, за этот период общий объем поставок газа по данному маршруту достиг 13,6 млрд кубометров. При этом за первые 11 месяцев прошлого года этот показатель составил 9,168 млрд кубометров, что составляет рост на 196% в годовом исчислении. Все большее количество жителей Китая пользуются российским природным газом.
В Россию увеличивается объем продаж китайских автомобилей, а смартфоны таких китайских брендов, как Huawei и Xiaomi, пользуются большой популярностью среди российских потребителей. Китай и Россия разработали дорожную карту, направленную на повышение качества торговли товарами и услугами. Стороны также договорились стимулировать трансграничную электронную торговлю и торговлю услугами, расширять доступ сельскохозяйственной продукции на рынки и использовать возможности выставок и ярмарок.