Большинство россиян, согласно данным фонда «Общественное мнение», предпочитают продукты отечественного производства. «Труд» выяснил, какие именно «свои» товары так дороги сердцу покупателей и какие зарубежные продукты никогда не удастся заменить отечественными.
Эксперты фонда «Общественное мнение» (ФОМ) опросили 1,5 тысячи человек из 100 населенных пунктов страны с одной лишь целью: выяснить, обращают ли внимание россияне на то, товары производства каких стран они покупают, и как часто отдают предпочтение нашим заводам и фабрикам. Оказалось, что 74% опрошенных всегда замечают информацию о
Удивительно, по мнению экспертов рынка, что сегодня наши соотечественники предпочитают не только продукты питания российского производства, но и непродовольственные товары. За то, что одежды, обуви, косметики и техники лучше, чем в России, не существует, высказались 37% респондентов.
Что определяет выбор отечественного потребителя
По данным ФОМа, на втором месте по популярности продукты питания из Белоруссии. За них проголосовали 10% опрошенных. Любимые непродовольственные товары наших соотечественников везут из Германии — они полюбились 20% участников исследования.
Третье место в категории пищевой продукции прочно закрепилось за Украиной: их предпочитают 7% населения нашей страны. А в категории непродовольственной продукции тройку лидеров замыкает Япония: Стране восходящего солнца свои голоса отдали 19%.
Также среди
Эксперты рынка отмечают растущий спрос на потребительские товары российского производства, но, к сожалению, не связывают этот факт с тем, что в России появилась более качественная продукция, позволяющая покупателям экономить.
«В определенной степени тому, что россияне стали чаще покупать отечественную продукцию, помог рост объемов производства ряда продуктов в России. Например, куриного мяса, мяса индейки, яиц», — говорит председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Однако, как отмечает эксперт, основную роль играл другой фактор: за последние годы в стране появилось огромное количество фабрик и цехов, которые занимаются фасовкой
«Они закупают за рубежом не только сам продукт, но также и упаковочную пленку и даже оборудование, на котором производят фасовку. Однако на этикетке такого продукта указано, что он произведен в России. Поэтому покупатели, выбирая такой продукт, уверены, что он отечественный. Хорошим примером могут служить чай и кофе», — объясняет Аншаков.
Маркетинговый ход
«Данные исследования ФОМа показали, что россияне хоть и изучают упаковку предлагаемых им в магазине товаров, но истинной информации на ней разглядеть не могут», — убеждена маркетолог Алевтина Рязанова. По ее словам, надпись «Сделано в России» — не более чем уловка отечественных дистрибьюторов, вовремя подметивших тренд.
«Люди стремятся покупать непривозное, хотят думать, что вкладывают деньги в экономику страны и влияют на нее своим выбором, а продавцы заграничных товаров играют на этом желании», — убеждена Рязанова.
«Судя по тому, как растет доля импорта, говорить о том, что россияне стали чаще покупать товары отечественного производства, неуместно», — убежден председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его мнению, полностью на российские товары наши соотечественники традиционно переходят лишь в одном случае — при обвале рубля. Но в последние годы, даже несмотря на кризис, рубль был стабилен. По данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году ввоз импортного продовольствия вырос на 15,5%, обуви и одежды — на 50%, а легковых машин — на 23%, по сравнению с 2009 годом.
Наше vs чужое
Как говорят аналитики рынка, главные продовольственные козыри нашей страны — хлеб, мука, крупы, овощи (картофель, морковь, свекла, зелень), мясо птицы и яйца. Большая часть полуфабрикатов, соусов, овощей и фруктов, мясной продукции из говядины и свинины, кофе, чай, кисломолочные продукты, консервы, концентраты соков, вина и сыры поступают из зарубежных стран.
Что касается непродовольственного сектора, то здесь главным покупаемым российским товаром остаются автомобили, и то только благодаря программе утилизации, позволяющей приобрести новинки автопрома по сходной цене.
Китай и Корея, как и
За
Михаил Аншаков, председатель ОЗПП «Общественный контроль»: «Экономика укрепляется за счет сельского хозяйства»
— Несмотря ни на что, объемы производства в России за последние годы выросли. Появилось много отечественных предприятий и совместных производств. Стоит отметить, что отрасль птицеводства укрепилась в экономическом плане: на рынке стало больше куриного мяса, яиц, мяса индейки, полуфабрикатов из птицы от
Против
Максим Клягин, аналитик сектора потребрынка компании «Финам»: «Главное в России — импорт»
— В структуре розничного товарооборота российской экономики на долю импорта приходится около 40%. А в продовольственном сегменте - более 30%