Главная Культура 00:04 15 Июля 2022 10899
Алексей Франдетти: Все – от любви и о любви

Один из ведущих российских театральных режиссеров, трижды лауреат премии «Золотая маска» рассказал о жанре мюзикл

Алиса Никольская
Алексей Франдетти. Фото Юрия Богомаза из личного альбома режиссера

В августе в Крыму в четвертый раз пройдет фестиваль «Таврида.АРТ», призванный объединить представителей множества творческих профессий. Среди ключевых событий праздника — арт-шествие, которое ставит один из ведущих российских режиссеров, трижды лауреат премии «Золотая маска» Алексей Франдетти. Ему 38, а выглядит Алексей еще моложе. Но в активе постановщика — спектакли в Большом, Мариинском, МХТ, Театре Наций, Театре имени Пушкина, «Таганке», новосибирском «Глобусе», Урал Опера Балете, питерском «Приюте комедианта» — перечисление можно длить очень долго. А если еще добавить и актерские работы в театре и кино... Но главное в жизни Франдетти — музыкальный театр, в первую очередь мюзикл. Что привело в этот жанр, какие темы ему подвластны, насколько органичен он для русской сцены, телевидения, арт-пространства? Об этом — наш разговор.

— Лёша, прежде всего, конечно, о твоем проекте на «Тавриде», обозначенном как «арт-шествие в формате передвижного мюзикла».

— Мы с фестивалем «Таврида.АРТ» очень дружим, соединяем наши усилия уже в третий раз. Делали с его режиссерами и музыкантами мюзикл «На холмах» по мотивам мультфильма «Катерок», в прошлом году — Шоу резидентов «Тавриды» в Москве... Концентрация позитивной творческой энергии там просто зашкаливает. Можно сказать, это батарея, от которой я заряжаюсь. В этом году делаем яркое зрелище, посвященное театру и музыке. Это будет своего рода превью масштабного проекта «Голоса большой страны», который мы готовим совместно с Москонцертом и планируем показать его в начале сентября в столице. Там четыре смысловых вектора — север, юг, запад, восток. Соответственно — четыре композитора, четыре хореографа... Рассчитываем, что это будет не разовый показ, а постоянный прокат. Все-таки запись не заменяет живого исполнения. Сейчас в пространстве Москонцерта на Каланчевской улице заканчивается реконструкция, и у нас с директором этой организации Ильей Бачуриным большие совместные планы.

Алексей крепко дружит с фестивалем «Таврида.АРТ». Фото из личного альбома режиссера

— Были ли у тебя еще многожанровые проекты на открытом воздухе?

— В прошлом году мы с минкультуры Подмосковья делали «Арт-пикник АСП» в музее Большие Вяземы, посвященный дню рождения Пушкина. Именно там ко мне пришла идея постановки мюзикла «Онегин», который идет сейчас в Театре на Таганке. Другой проект — «Музыка Достоевского» — был в Зарайске. Там ведь рядом с городом — имение, где провел отрочество будущий писатель. Мы выстроили концертный зал из стогов сена прямо в чистом поле. Сидел оркестр, выходили оперные солисты и двое замечательных актеров — Виктор Добронравов и Лера Ланская. Предварительно я прошерстил массу материала в поисках музыки, какую любил Достоевский и какая «звучит» в его произведениях. Важно было, чтобы погода не подвела — но нам повезло. И это невероятное ощущение — когда расходятся тучи, и звучит увертюра из «Руслана и Людмилы» Глинки...

Еще один проект, мюзикл «Фанерон. Город мечты» Жени Загота (композитора, дирижера, аранжировщика многих успешных российских мюзиклов — «Труд»), возник в стенах Большого Манежа в рамках новогоднего комикс-фестиваля. Сейчас эта история переехала на ВДНХ — правда, пока без мюзикла, но ничто не мешает его возобновить, и надеюсь, мы это сделаем.

— Возвращаясь к традиционному театру — у тебя в наступающем сезоне сразу несколько премьер, в первую очередь «Обыкновенное чудо» в санкт-петербургском ТЮЗе имени Брянцева.

— Это будет спектакль памяти Марка Анатольевича Захарова, с той самой музыкой Гладкова, что звучит в одноименном фильме. Всю жизнь я так или иначе возвращаюсь к постановкам мастера, больше именно к спектаклям, чем к фильмам. Нынешняя наша работа, конечно, не будет похожа на фильм — сравнивать себя и Захарова было бы глупо... А в Москве в середине сезона впервые буду работать с Театром кукол имени Образцова — делаем мюзикл с оригинальной музыкой молодого композитора Андрея Рубцова. Есть еще совместные планы с театром «Недослов», с радио «Орфей»...

— В ближайшее время по понятным причинам будет затруднено сотрудничество с западными композиторами. Чего тут больше — потерь или приобретений, имея в виду, что тем самым получают шанс отечественные авторы?

— С моей точки зрения — однозначно второй вариант ответа. Сейчас Роман Игнатьев (композитор, известный прежде всего мюзиклами «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина» и др. в «Московской оперетте» — «Труд») прислал мне первый акт мюзикла «Франкенштейн», который мы должны были делать в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии с другим музыкальным материалом, но у нас отозвали права. Пришлось пересобирать спектакль заново, и понимаю, что Рома написал не хуже, а то и лучше. К тому же теперь это полностью оригинальный продукт... Вообще на нынешнюю ситуацию стоит смотреть как на стимул. Бродвей — это прекрасно, но на нем одном свет клином не сошелся. Вспомним, что свои успешные мюзиклы делают немцы, итальянцы... А уж нам грех умалять достоинства нашей блистательной композиторской школы. Есть, например, такая классика, как мюзиклы Колкера, сейчас незаслуженно забытые.

На репетиции. Фото Юрия Богомаза из личного альбома режиссера

— Глядишь, и родится у нас «русский Сондхайм»?

— Стопроцентно. Ну, может, не Стивен Сондхайм — он такой один, — но интересные авторы проявятся безусловно.

— Ты упомянул мюзикл «Онегин», но ведь наверняка среди тех, кто не видел постановку (да и среди видевших тоже) найдутся те, кто скажет: какое кощунство по отношению к Пушкину!

— А они точно знают, каким был Пушкин? А как насчет 29 дуэлей? Чуть что — за пистолет... А огромное количество хулиганских стихов? А строка из письма Татьяны: «Ты в сновиденьях мне являлся»? Наверное, не ромашки они там с Онегиным собирали... От Пушкина у нас — персонажи, интрига, кураж. Да, музыка — не бельканто, но в том и сила мюзикла, что он на самые сложные темы говорит языком, одинаково понятным и профессору Гарварда, и старшекласснику из Бутова. Проверил лично, на собственном сыне — за все 10 лет его жизни это был первый случай, когда в театре он не тосковал и не дергал меня: папа, ты опять поставил что-то скучно-музыкальное, — а наоборот, попросил привезти его на спектакль еще раз, уже с одноклассниками. Что я с радостью и сделал, хотя им до «Онегина» в школьной программе еще пара лет. В норме театр панически боится этих школьных автобусов, чипсов, шоколадок... И я смотрел с балкона: когда же они отвлекутся от сцены, достанут свои мобильники и начнут строчить друг другу посты? Не отвлеклись, не достали!

Сцена из мюзикла «Онегин». Фото Ивана Коряковского

— Ты много сотрудничаешь с телевидением; как не вспомнить хотя бы конкурс «Большой мюзикл», который прошел в прошлом году на телеканале «Культура». Насколько он оказался результативен, чьей карьере помог сложиться?

— Я люблю телевидение за то, что здесь, как и в театре, ты получаешь большой отклик на то, что делаешь. Что касается «Большого мюзикла», это был по сути первый выход жанра на столь широкую аудиторию. Не только у нас — в мире. С командой канала «Культура» мы создавали абсолютно оригинальный продукт. Это сейчас появилось, скажем, китайское шоу The City Of Musicals, а тогда и его не было. Мы прокладывали дорогу, искали свой формат, понимая какие-то вещи по ходу процесса. Например, проблема мониторинга: как обеспечить качество звука? Оказалось, маленькие микрофоны использовать нельзя — они «берут» все, что звучит кругом, а нужно выделить голос актера. Пришлось использовать большие, и чтобы артисты не выглядели чебурашками, мы придумывали им парики, шляпы...

В целом — это, конечно, огромный опыт. Как сказала продюсер проекта и моя хорошая подруга Любовь Платонова, «мы сделали десять Новых годов», то есть каждый выпуск по количеству работы приравнивается к новогоднему «Огоньку». И теперь, когда, надеюсь, мы войдем во второй сезон, будет намного легче.

Что же касается конкурсантов, тут трудно вывести общее правило. Да, кто-то получил импульс. Причем «выстреливают» ребята, на кого изначально ты не делал основной ставки — как Саша Бабик, который прекрасно показал себя и стал потом чаще появляться в «Романтике романса» и других проектах канала. А для кого-то участие прошло бесследно. Это очень индивидуально.

— Но вообще-то мюзикла на телевидении практически нет — в отличие, допустим, от оперы, записи которой регулярно показывает тот же канал «Культура»...

— Думаю, со временем положение дел изменится. Но здесь очень много сложностей, в частности, с правами. Например, для моей авторской программы «Нелегкий легкий жанр» на канале «Продвижение» понадобились фрагменты «Анны Карениной» — спектакля «Московской оперетты», и у кого бы, ты думала, пришлось запрашивать разрешение на показ? У китайцев! На самом деле с оперой похожая ситуация: захотел Большой театр показать свои спектакли онлайн во время пандемии, и ему надо было договариваться с правообладателем — французской компанией ARTE. Разница лишь в том, что мюзикл в плане съемки, как правило, в несколько раз дороже, чем опера. Но я двигаю эту историю, и у нас с командой канала «Культура» есть надежда на прогресс.

— Готовясь к сегодняшнему интервью, с удивлением обнаружила, что у тебя нет своего агента...

— А зачем агент, если и без него у меня все расписано по 2024 год включительно? Зато есть моя бабушка, которая в свои 87 лет продолжает меня поддерживать, благодаря ей я люблю ту музыку и те театры, которые люблю. Есть моя тетя — народная артистка России, солистка Большого театра, которая объяснила мне, кто такие Верди и Чайковский. Была мама, к сожалению, ушедшая из жизни в мои 17 лет, не видевшая ни одного моего спектакля, но я до сих пор с ней советуюсь... Знаешь, о какой постановке я мечтаю? О «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Потому что это опера про материнский подвиг. И первый спектакль, в котором я в 4 года выходил на сцену, еще будучи жителем родного Ташкента. Обязательно его поставлю и посвящу маме.

— Реальность вокруг нас в последнее время сильно меняется. О чем тебе как режиссеру важно говорить сегодня со зрителем?

— Тут все неизменно — я говорил и буду говорить о любви. Только — на более глубоком уровне. Любовь — та субстанция и магия, без которой невозможно все остальное.

А в это время

Во вторник, спустя неделю после первого сообщения прессы о возможном приглашении Алексея Франдетти на должность главного режиссера театра «Ленком Марка Захарова», Департамент культуры города Москвы официально подтвердил это назначение. Речь идет о трехлетнем контракте — как выразился Алексей, «совместном плавании, которое, я надеюсь, будет увлекательным и обойдется без бурь». У режиссера уже есть идея первой, абсолютно оригинальной, с нуля созданной именно для этих исполнителей музыкальной постановки. Но перед тем нужно будет вплотную познакомиться с труппой и ее репертуаром. Ни о какой перетряске коллектива, сказал Алексей, не может быть речи. «Да я пылинки готов сдувать с той же Инны Михайловны Чуриковой, счастлив буду, если она станет играть в моих спектаклях. Все, что касается меня, не про встряску, а про любовь», заключил он.

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 10192
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

Губернатор Петербурга выдал пару ранее неизвестных фактов о Петре I и основании Петербурга

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил на праздновании 320-летия Кронштадта с поистине зажигательной речью: «Единая воля Петра позволила построить город Санкт-Петербург и город Кронштадт. Тогда тоже было много...

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

В опере, как и всюду, большое начинается с малого, убежден худрук конкурса «Нано-опера»

Сергей Бирюков
Труд
Сегодня «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана – один из главных оперных театров страны. Фото предоставлены «Геликон-оперой»

На телеканале «Россия-Культура» готовится к показу гала-концерт участников конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера». А все туры соревнования уже можно посмотреть на медиаплатформе «Смотрим»...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Зачем НТВ возил в Донецк и Горловку завсегдатая наших ток-шоу американца Майкла Бома?

Сергей Беднов
Труд
Даже представляя своего героя непосвященным, авторы этой затеи навели тень на плетень

Поездки в зону проведения СВО участников «голой вечеринки» и прочей попсы сыграли дурную шутку. Теперь публично заявить: «Я ездил в Донбасс!» считается некорректным. А сейчас — внимание!...

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

Чем постановщик «Войны и мира» не угодил активистам?

Любовь Лебедина, театральный критик
Труд
Фото: © Genrietta Peryan, globallookpress.com

В Театре имени Вахтангова исчез с афиши творческий вечер памяти Римаса Туминаса — художественного руководителя коллектива с 2007 по 2022 год, первоначально назначенный на 4 июня. В программе...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?