Главная Культура 00:04 15 Июля 2022 10987
Алексей Франдетти: Все – от любви и о любви

Один из ведущих российских театральных режиссеров, трижды лауреат премии «Золотая маска» рассказал о жанре мюзикл

Алиса Никольская
Алексей Франдетти. Фото Юрия Богомаза из личного альбома режиссера

В августе в Крыму в четвертый раз пройдет фестиваль «Таврида.АРТ», призванный объединить представителей множества творческих профессий. Среди ключевых событий праздника — арт-шествие, которое ставит один из ведущих российских режиссеров, трижды лауреат премии «Золотая маска» Алексей Франдетти. Ему 38, а выглядит Алексей еще моложе. Но в активе постановщика — спектакли в Большом, Мариинском, МХТ, Театре Наций, Театре имени Пушкина, «Таганке», новосибирском «Глобусе», Урал Опера Балете, питерском «Приюте комедианта» — перечисление можно длить очень долго. А если еще добавить и актерские работы в театре и кино... Но главное в жизни Франдетти — музыкальный театр, в первую очередь мюзикл. Что привело в этот жанр, какие темы ему подвластны, насколько органичен он для русской сцены, телевидения, арт-пространства? Об этом — наш разговор.

— Лёша, прежде всего, конечно, о твоем проекте на «Тавриде», обозначенном как «арт-шествие в формате передвижного мюзикла».

— Мы с фестивалем «Таврида.АРТ» очень дружим, соединяем наши усилия уже в третий раз. Делали с его режиссерами и музыкантами мюзикл «На холмах» по мотивам мультфильма «Катерок», в прошлом году — Шоу резидентов «Тавриды» в Москве... Концентрация позитивной творческой энергии там просто зашкаливает. Можно сказать, это батарея, от которой я заряжаюсь. В этом году делаем яркое зрелище, посвященное театру и музыке. Это будет своего рода превью масштабного проекта «Голоса большой страны», который мы готовим совместно с Москонцертом и планируем показать его в начале сентября в столице. Там четыре смысловых вектора — север, юг, запад, восток. Соответственно — четыре композитора, четыре хореографа... Рассчитываем, что это будет не разовый показ, а постоянный прокат. Все-таки запись не заменяет живого исполнения. Сейчас в пространстве Москонцерта на Каланчевской улице заканчивается реконструкция, и у нас с директором этой организации Ильей Бачуриным большие совместные планы.

Алексей крепко дружит с фестивалем «Таврида.АРТ». Фото из личного альбома режиссера

— Были ли у тебя еще многожанровые проекты на открытом воздухе?

— В прошлом году мы с минкультуры Подмосковья делали «Арт-пикник АСП» в музее Большие Вяземы, посвященный дню рождения Пушкина. Именно там ко мне пришла идея постановки мюзикла «Онегин», который идет сейчас в Театре на Таганке. Другой проект — «Музыка Достоевского» — был в Зарайске. Там ведь рядом с городом — имение, где провел отрочество будущий писатель. Мы выстроили концертный зал из стогов сена прямо в чистом поле. Сидел оркестр, выходили оперные солисты и двое замечательных актеров — Виктор Добронравов и Лера Ланская. Предварительно я прошерстил массу материала в поисках музыки, какую любил Достоевский и какая «звучит» в его произведениях. Важно было, чтобы погода не подвела — но нам повезло. И это невероятное ощущение — когда расходятся тучи, и звучит увертюра из «Руслана и Людмилы» Глинки...

Еще один проект, мюзикл «Фанерон. Город мечты» Жени Загота (композитора, дирижера, аранжировщика многих успешных российских мюзиклов — «Труд»), возник в стенах Большого Манежа в рамках новогоднего комикс-фестиваля. Сейчас эта история переехала на ВДНХ — правда, пока без мюзикла, но ничто не мешает его возобновить, и надеюсь, мы это сделаем.

— Возвращаясь к традиционному театру — у тебя в наступающем сезоне сразу несколько премьер, в первую очередь «Обыкновенное чудо» в санкт-петербургском ТЮЗе имени Брянцева.

— Это будет спектакль памяти Марка Анатольевича Захарова, с той самой музыкой Гладкова, что звучит в одноименном фильме. Всю жизнь я так или иначе возвращаюсь к постановкам мастера, больше именно к спектаклям, чем к фильмам. Нынешняя наша работа, конечно, не будет похожа на фильм — сравнивать себя и Захарова было бы глупо... А в Москве в середине сезона впервые буду работать с Театром кукол имени Образцова — делаем мюзикл с оригинальной музыкой молодого композитора Андрея Рубцова. Есть еще совместные планы с театром «Недослов», с радио «Орфей»...

— В ближайшее время по понятным причинам будет затруднено сотрудничество с западными композиторами. Чего тут больше — потерь или приобретений, имея в виду, что тем самым получают шанс отечественные авторы?

— С моей точки зрения — однозначно второй вариант ответа. Сейчас Роман Игнатьев (композитор, известный прежде всего мюзиклами «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина» и др. в «Московской оперетте» — «Труд») прислал мне первый акт мюзикла «Франкенштейн», который мы должны были делать в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии с другим музыкальным материалом, но у нас отозвали права. Пришлось пересобирать спектакль заново, и понимаю, что Рома написал не хуже, а то и лучше. К тому же теперь это полностью оригинальный продукт... Вообще на нынешнюю ситуацию стоит смотреть как на стимул. Бродвей — это прекрасно, но на нем одном свет клином не сошелся. Вспомним, что свои успешные мюзиклы делают немцы, итальянцы... А уж нам грех умалять достоинства нашей блистательной композиторской школы. Есть, например, такая классика, как мюзиклы Колкера, сейчас незаслуженно забытые.

На репетиции. Фото Юрия Богомаза из личного альбома режиссера

— Глядишь, и родится у нас «русский Сондхайм»?

— Стопроцентно. Ну, может, не Стивен Сондхайм — он такой один, — но интересные авторы проявятся безусловно.

— Ты упомянул мюзикл «Онегин», но ведь наверняка среди тех, кто не видел постановку (да и среди видевших тоже) найдутся те, кто скажет: какое кощунство по отношению к Пушкину!

— А они точно знают, каким был Пушкин? А как насчет 29 дуэлей? Чуть что — за пистолет... А огромное количество хулиганских стихов? А строка из письма Татьяны: «Ты в сновиденьях мне являлся»? Наверное, не ромашки они там с Онегиным собирали... От Пушкина у нас — персонажи, интрига, кураж. Да, музыка — не бельканто, но в том и сила мюзикла, что он на самые сложные темы говорит языком, одинаково понятным и профессору Гарварда, и старшекласснику из Бутова. Проверил лично, на собственном сыне — за все 10 лет его жизни это был первый случай, когда в театре он не тосковал и не дергал меня: папа, ты опять поставил что-то скучно-музыкальное, — а наоборот, попросил привезти его на спектакль еще раз, уже с одноклассниками. Что я с радостью и сделал, хотя им до «Онегина» в школьной программе еще пара лет. В норме театр панически боится этих школьных автобусов, чипсов, шоколадок... И я смотрел с балкона: когда же они отвлекутся от сцены, достанут свои мобильники и начнут строчить друг другу посты? Не отвлеклись, не достали!

Сцена из мюзикла «Онегин». Фото Ивана Коряковского

— Ты много сотрудничаешь с телевидением; как не вспомнить хотя бы конкурс «Большой мюзикл», который прошел в прошлом году на телеканале «Культура». Насколько он оказался результативен, чьей карьере помог сложиться?

— Я люблю телевидение за то, что здесь, как и в театре, ты получаешь большой отклик на то, что делаешь. Что касается «Большого мюзикла», это был по сути первый выход жанра на столь широкую аудиторию. Не только у нас — в мире. С командой канала «Культура» мы создавали абсолютно оригинальный продукт. Это сейчас появилось, скажем, китайское шоу The City Of Musicals, а тогда и его не было. Мы прокладывали дорогу, искали свой формат, понимая какие-то вещи по ходу процесса. Например, проблема мониторинга: как обеспечить качество звука? Оказалось, маленькие микрофоны использовать нельзя — они «берут» все, что звучит кругом, а нужно выделить голос актера. Пришлось использовать большие, и чтобы артисты не выглядели чебурашками, мы придумывали им парики, шляпы...

В целом — это, конечно, огромный опыт. Как сказала продюсер проекта и моя хорошая подруга Любовь Платонова, «мы сделали десять Новых годов», то есть каждый выпуск по количеству работы приравнивается к новогоднему «Огоньку». И теперь, когда, надеюсь, мы войдем во второй сезон, будет намного легче.

Что же касается конкурсантов, тут трудно вывести общее правило. Да, кто-то получил импульс. Причем «выстреливают» ребята, на кого изначально ты не делал основной ставки — как Саша Бабик, который прекрасно показал себя и стал потом чаще появляться в «Романтике романса» и других проектах канала. А для кого-то участие прошло бесследно. Это очень индивидуально.

— Но вообще-то мюзикла на телевидении практически нет — в отличие, допустим, от оперы, записи которой регулярно показывает тот же канал «Культура»...

— Думаю, со временем положение дел изменится. Но здесь очень много сложностей, в частности, с правами. Например, для моей авторской программы «Нелегкий легкий жанр» на канале «Продвижение» понадобились фрагменты «Анны Карениной» — спектакля «Московской оперетты», и у кого бы, ты думала, пришлось запрашивать разрешение на показ? У китайцев! На самом деле с оперой похожая ситуация: захотел Большой театр показать свои спектакли онлайн во время пандемии, и ему надо было договариваться с правообладателем — французской компанией ARTE. Разница лишь в том, что мюзикл в плане съемки, как правило, в несколько раз дороже, чем опера. Но я двигаю эту историю, и у нас с командой канала «Культура» есть надежда на прогресс.

— Готовясь к сегодняшнему интервью, с удивлением обнаружила, что у тебя нет своего агента...

— А зачем агент, если и без него у меня все расписано по 2024 год включительно? Зато есть моя бабушка, которая в свои 87 лет продолжает меня поддерживать, благодаря ей я люблю ту музыку и те театры, которые люблю. Есть моя тетя — народная артистка России, солистка Большого театра, которая объяснила мне, кто такие Верди и Чайковский. Была мама, к сожалению, ушедшая из жизни в мои 17 лет, не видевшая ни одного моего спектакля, но я до сих пор с ней советуюсь... Знаешь, о какой постановке я мечтаю? О «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Потому что это опера про материнский подвиг. И первый спектакль, в котором я в 4 года выходил на сцену, еще будучи жителем родного Ташкента. Обязательно его поставлю и посвящу маме.

— Реальность вокруг нас в последнее время сильно меняется. О чем тебе как режиссеру важно говорить сегодня со зрителем?

— Тут все неизменно — я говорил и буду говорить о любви. Только — на более глубоком уровне. Любовь — та субстанция и магия, без которой невозможно все остальное.

А в это время

Во вторник, спустя неделю после первого сообщения прессы о возможном приглашении Алексея Франдетти на должность главного режиссера театра «Ленком Марка Захарова», Департамент культуры города Москвы официально подтвердил это назначение. Речь идет о трехлетнем контракте — как выразился Алексей, «совместном плавании, которое, я надеюсь, будет увлекательным и обойдется без бурь». У режиссера уже есть идея первой, абсолютно оригинальной, с нуля созданной именно для этих исполнителей музыкальной постановки. Но перед тем нужно будет вплотную познакомиться с труппой и ее репертуаром. Ни о какой перетряске коллектива, сказал Алексей, не может быть речи. «Да я пылинки готов сдувать с той же Инны Михайловны Чуриковой, счастлив буду, если она станет играть в моих спектаклях. Все, что касается меня, не про встряску, а про любовь», заключил он.

Почему уволили народного артиста России дирижера Мурада Аннамамедова

Сергей Бирюков
Труд
Дирижирует Мурад Аннамамедов. Фото из личного альбома

Из Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра уволен его лидер Мурад Аннамамедов. Что делать, дирижеры меняются, оркестры остаются, скажете вы? Ну а если это дирижер, который за 30 лет работы...

Культура 00:07 / 13 Сентября 2024 11804
Этот туман похож на обман

Что общего между Васильевским островом и Аравийской пустыней?

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото автора

Васильевский остров даже по питерским меркам — место особенное. Здешние жители никогда не спутают его с другими островами, для них пере-ехать жить на соседнюю Петроградскую сторону — все равно что эмигрировать....

Культура 00:03 / 13 Сентября 2024 10604
Дорожный романс

Кинорежиссер Владимир Грамматиков совершил сентиментальное путешествие в свое послевоенное детство

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Смотри на меня!» Владимира Грамматикова. Это возвращение режиссера на большой экран после длительного перерыва. Мастер, подаривший нам когда-то детские хиты «Усатый нянь», «Шла...

Премьер Большого театра задумал превратить проект телеканала «Россия-Культура» в империю танца всероссийского охвата

Екатерина Беляева
Труд
Танец - это прежде всего радость, убежден Игорь. Фото предоставлены телеканалом «Россия-Культура»

На телеканале «Россия-Культура» стартовал шестой сезон проекта «Большие и маленькие». В течение восьми субботних вечеров зрители смогут следить за перипетиями конкурса детской и юношеской хореографии....

А также искреннего, любовного отношения к зрителю, убежден лидер «Сатирикона»

Анна Чепурнова
Труд
В «Сатириконе» зрителя встречают с любовью. Фото предоставлено театром «Сатирикон»

В октябре театр «Сатирикон» отметит 85-летие. Эти годы вместили и огромную народную любовь в пору, когда коллектив еще назывался Ленинградским театром миниатюр, а у его руля стоял Аркадий Райкин, и острый...

Культура 00:06 / 20 Сентября 2024 8027
Софи Лорен. Недосягаемая

Итальянская актриса до сих пор остается эталоном вкуса и стиля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Людская молва приписывала Софи Лорен роман с Марчелло Мастроянни. Но она не давала повода для сплетен. Фото: globallookpress.com

Великой и прекрасной Софи Лорен — обладательнице двух «Оскаров», пяти «Золотых глобусов», призов Венецианского, Каннского, Берлинского, Московского фестивалей — 20 сентября исполняется...

Культура 00:03 / 27 Сентября 2024 7924
Девушка в бикини

Роли, мужья, любовники и любимые животные Брижит Бардо

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © ©Beitia Archives, globallookpress.com

Она ненавидит свои дни рождения. Старается о них не вспоминать. Тем не менее 28 сентября Брижит Бардо — актрисе, фотомодели, певице, писательнице, бунтарке и секс-символу 1960-х — исполняется 90 лет....

Как пояснила спикер внешнеполитического ведомства Мария Захарова, у Зейналовой, помимо журналистского образования, есть и красный диплом Дипакадемии МИД 

Ирада Зейналова. Кадр телеканала НТВ

Популярная телеведущая Ирада Зейналова назначена послом России в Республике Маврикий. Соответствующий указ в пятницу, 13 сентября, подписал президент РФ Владимир Путин. На этом посту 52-летняя Зейналова сменила Константина Климовского, работавшего...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 7365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Наконец-то нам представилась возможность познакомиться с жизнью разведчиков-нелегалов, что называется, из первых уст

Сергей Беднов
Труд
НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической книге полковника СВР Елены Вавиловой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Работа разведчиков-нелегалов окрашена романтическим флером. Иногда даже возникает вопрос: а они на самом-то деле существуют или придуманы Ле Карре? Существуют! НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической...

Культура 00:18 / 20 Сентября 2024 6000
Как хорошо мы плохо жили

Эта строчка из Бориса Рыжего объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Хор», рассказывающий историю знаменитого музыкального коллектива времен «дорогого Леонида Ильича», не исключение. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта строчка из Бориса Рыжего в данном контексте никак не связана с байопиком о поэте, не вышедшим на экран. Просто она объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Культура 13:50 / 17 Сентября 2024 5392
С любовью о Москве

В библиотеке имени И. А. Бунина на Пресне открылась персональная выставка Анны Стриженко «Как прекрасен этот мир»

Ирина Свиридова
Анна Стриженко: Скетчинг открывает простор для творчества

Мудрые люди называют художников летописцами. Картины столичного художника-графика Анны Стриженко, члена Творческого союза профессиональных художников, лучшее тому подтверждение. Она родилась и выросла в Москве, очень любит свой родной Басманный...

Проект объединит материалы из 30 музеев и частных коллекций 

Фото: https://rosizo.ru

В среду, 18 сентября государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО в Москве откроет экспериментальную выставку «Форма-арт. Свет», где в центре экспозиции будут не экспонаты, а форма их подачи. Проект будет посвящен архитектуре...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?