Главная Культура 00:04 15 Июля 2022 10560
Алексей Франдетти: Все – от любви и о любви

Один из ведущих российских театральных режиссеров, трижды лауреат премии «Золотая маска» рассказал о жанре мюзикл

Алиса Никольская
Алексей Франдетти. Фото Юрия Богомаза из личного альбома режиссера

В августе в Крыму в четвертый раз пройдет фестиваль «Таврида.АРТ», призванный объединить представителей множества творческих профессий. Среди ключевых событий праздника — арт-шествие, которое ставит один из ведущих российских режиссеров, трижды лауреат премии «Золотая маска» Алексей Франдетти. Ему 38, а выглядит Алексей еще моложе. Но в активе постановщика — спектакли в Большом, Мариинском, МХТ, Театре Наций, Театре имени Пушкина, «Таганке», новосибирском «Глобусе», Урал Опера Балете, питерском «Приюте комедианта» — перечисление можно длить очень долго. А если еще добавить и актерские работы в театре и кино... Но главное в жизни Франдетти — музыкальный театр, в первую очередь мюзикл. Что привело в этот жанр, какие темы ему подвластны, насколько органичен он для русской сцены, телевидения, арт-пространства? Об этом — наш разговор.

— Лёша, прежде всего, конечно, о твоем проекте на «Тавриде», обозначенном как «арт-шествие в формате передвижного мюзикла».

— Мы с фестивалем «Таврида.АРТ» очень дружим, соединяем наши усилия уже в третий раз. Делали с его режиссерами и музыкантами мюзикл «На холмах» по мотивам мультфильма «Катерок», в прошлом году — Шоу резидентов «Тавриды» в Москве... Концентрация позитивной творческой энергии там просто зашкаливает. Можно сказать, это батарея, от которой я заряжаюсь. В этом году делаем яркое зрелище, посвященное театру и музыке. Это будет своего рода превью масштабного проекта «Голоса большой страны», который мы готовим совместно с Москонцертом и планируем показать его в начале сентября в столице. Там четыре смысловых вектора — север, юг, запад, восток. Соответственно — четыре композитора, четыре хореографа... Рассчитываем, что это будет не разовый показ, а постоянный прокат. Все-таки запись не заменяет живого исполнения. Сейчас в пространстве Москонцерта на Каланчевской улице заканчивается реконструкция, и у нас с директором этой организации Ильей Бачуриным большие совместные планы.

Алексей крепко дружит с фестивалем «Таврида.АРТ». Фото из личного альбома режиссера

— Были ли у тебя еще многожанровые проекты на открытом воздухе?

— В прошлом году мы с минкультуры Подмосковья делали «Арт-пикник АСП» в музее Большие Вяземы, посвященный дню рождения Пушкина. Именно там ко мне пришла идея постановки мюзикла «Онегин», который идет сейчас в Театре на Таганке. Другой проект — «Музыка Достоевского» — был в Зарайске. Там ведь рядом с городом — имение, где провел отрочество будущий писатель. Мы выстроили концертный зал из стогов сена прямо в чистом поле. Сидел оркестр, выходили оперные солисты и двое замечательных актеров — Виктор Добронравов и Лера Ланская. Предварительно я прошерстил массу материала в поисках музыки, какую любил Достоевский и какая «звучит» в его произведениях. Важно было, чтобы погода не подвела — но нам повезло. И это невероятное ощущение — когда расходятся тучи, и звучит увертюра из «Руслана и Людмилы» Глинки...

Еще один проект, мюзикл «Фанерон. Город мечты» Жени Загота (композитора, дирижера, аранжировщика многих успешных российских мюзиклов — «Труд»), возник в стенах Большого Манежа в рамках новогоднего комикс-фестиваля. Сейчас эта история переехала на ВДНХ — правда, пока без мюзикла, но ничто не мешает его возобновить, и надеюсь, мы это сделаем.

— Возвращаясь к традиционному театру — у тебя в наступающем сезоне сразу несколько премьер, в первую очередь «Обыкновенное чудо» в санкт-петербургском ТЮЗе имени Брянцева.

— Это будет спектакль памяти Марка Анатольевича Захарова, с той самой музыкой Гладкова, что звучит в одноименном фильме. Всю жизнь я так или иначе возвращаюсь к постановкам мастера, больше именно к спектаклям, чем к фильмам. Нынешняя наша работа, конечно, не будет похожа на фильм — сравнивать себя и Захарова было бы глупо... А в Москве в середине сезона впервые буду работать с Театром кукол имени Образцова — делаем мюзикл с оригинальной музыкой молодого композитора Андрея Рубцова. Есть еще совместные планы с театром «Недослов», с радио «Орфей»...

— В ближайшее время по понятным причинам будет затруднено сотрудничество с западными композиторами. Чего тут больше — потерь или приобретений, имея в виду, что тем самым получают шанс отечественные авторы?

— С моей точки зрения — однозначно второй вариант ответа. Сейчас Роман Игнатьев (композитор, известный прежде всего мюзиклами «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина» и др. в «Московской оперетте» — «Труд») прислал мне первый акт мюзикла «Франкенштейн», который мы должны были делать в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии с другим музыкальным материалом, но у нас отозвали права. Пришлось пересобирать спектакль заново, и понимаю, что Рома написал не хуже, а то и лучше. К тому же теперь это полностью оригинальный продукт... Вообще на нынешнюю ситуацию стоит смотреть как на стимул. Бродвей — это прекрасно, но на нем одном свет клином не сошелся. Вспомним, что свои успешные мюзиклы делают немцы, итальянцы... А уж нам грех умалять достоинства нашей блистательной композиторской школы. Есть, например, такая классика, как мюзиклы Колкера, сейчас незаслуженно забытые.

На репетиции. Фото Юрия Богомаза из личного альбома режиссера

— Глядишь, и родится у нас «русский Сондхайм»?

— Стопроцентно. Ну, может, не Стивен Сондхайм — он такой один, — но интересные авторы проявятся безусловно.

— Ты упомянул мюзикл «Онегин», но ведь наверняка среди тех, кто не видел постановку (да и среди видевших тоже) найдутся те, кто скажет: какое кощунство по отношению к Пушкину!

— А они точно знают, каким был Пушкин? А как насчет 29 дуэлей? Чуть что — за пистолет... А огромное количество хулиганских стихов? А строка из письма Татьяны: «Ты в сновиденьях мне являлся»? Наверное, не ромашки они там с Онегиным собирали... От Пушкина у нас — персонажи, интрига, кураж. Да, музыка — не бельканто, но в том и сила мюзикла, что он на самые сложные темы говорит языком, одинаково понятным и профессору Гарварда, и старшекласснику из Бутова. Проверил лично, на собственном сыне — за все 10 лет его жизни это был первый случай, когда в театре он не тосковал и не дергал меня: папа, ты опять поставил что-то скучно-музыкальное, — а наоборот, попросил привезти его на спектакль еще раз, уже с одноклассниками. Что я с радостью и сделал, хотя им до «Онегина» в школьной программе еще пара лет. В норме театр панически боится этих школьных автобусов, чипсов, шоколадок... И я смотрел с балкона: когда же они отвлекутся от сцены, достанут свои мобильники и начнут строчить друг другу посты? Не отвлеклись, не достали!

Сцена из мюзикла «Онегин». Фото Ивана Коряковского

— Ты много сотрудничаешь с телевидением; как не вспомнить хотя бы конкурс «Большой мюзикл», который прошел в прошлом году на телеканале «Культура». Насколько он оказался результативен, чьей карьере помог сложиться?

— Я люблю телевидение за то, что здесь, как и в театре, ты получаешь большой отклик на то, что делаешь. Что касается «Большого мюзикла», это был по сути первый выход жанра на столь широкую аудиторию. Не только у нас — в мире. С командой канала «Культура» мы создавали абсолютно оригинальный продукт. Это сейчас появилось, скажем, китайское шоу The City Of Musicals, а тогда и его не было. Мы прокладывали дорогу, искали свой формат, понимая какие-то вещи по ходу процесса. Например, проблема мониторинга: как обеспечить качество звука? Оказалось, маленькие микрофоны использовать нельзя — они «берут» все, что звучит кругом, а нужно выделить голос актера. Пришлось использовать большие, и чтобы артисты не выглядели чебурашками, мы придумывали им парики, шляпы...

В целом — это, конечно, огромный опыт. Как сказала продюсер проекта и моя хорошая подруга Любовь Платонова, «мы сделали десять Новых годов», то есть каждый выпуск по количеству работы приравнивается к новогоднему «Огоньку». И теперь, когда, надеюсь, мы войдем во второй сезон, будет намного легче.

Что же касается конкурсантов, тут трудно вывести общее правило. Да, кто-то получил импульс. Причем «выстреливают» ребята, на кого изначально ты не делал основной ставки — как Саша Бабик, который прекрасно показал себя и стал потом чаще появляться в «Романтике романса» и других проектах канала. А для кого-то участие прошло бесследно. Это очень индивидуально.

— Но вообще-то мюзикла на телевидении практически нет — в отличие, допустим, от оперы, записи которой регулярно показывает тот же канал «Культура»...

— Думаю, со временем положение дел изменится. Но здесь очень много сложностей, в частности, с правами. Например, для моей авторской программы «Нелегкий легкий жанр» на канале «Продвижение» понадобились фрагменты «Анны Карениной» — спектакля «Московской оперетты», и у кого бы, ты думала, пришлось запрашивать разрешение на показ? У китайцев! На самом деле с оперой похожая ситуация: захотел Большой театр показать свои спектакли онлайн во время пандемии, и ему надо было договариваться с правообладателем — французской компанией ARTE. Разница лишь в том, что мюзикл в плане съемки, как правило, в несколько раз дороже, чем опера. Но я двигаю эту историю, и у нас с командой канала «Культура» есть надежда на прогресс.

— Готовясь к сегодняшнему интервью, с удивлением обнаружила, что у тебя нет своего агента...

— А зачем агент, если и без него у меня все расписано по 2024 год включительно? Зато есть моя бабушка, которая в свои 87 лет продолжает меня поддерживать, благодаря ей я люблю ту музыку и те театры, которые люблю. Есть моя тетя — народная артистка России, солистка Большого театра, которая объяснила мне, кто такие Верди и Чайковский. Была мама, к сожалению, ушедшая из жизни в мои 17 лет, не видевшая ни одного моего спектакля, но я до сих пор с ней советуюсь... Знаешь, о какой постановке я мечтаю? О «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Потому что это опера про материнский подвиг. И первый спектакль, в котором я в 4 года выходил на сцену, еще будучи жителем родного Ташкента. Обязательно его поставлю и посвящу маме.

— Реальность вокруг нас в последнее время сильно меняется. О чем тебе как режиссеру важно говорить сегодня со зрителем?

— Тут все неизменно — я говорил и буду говорить о любви. Только — на более глубоком уровне. Любовь — та субстанция и магия, без которой невозможно все остальное.

А в это время

Во вторник, спустя неделю после первого сообщения прессы о возможном приглашении Алексея Франдетти на должность главного режиссера театра «Ленком Марка Захарова», Департамент культуры города Москвы официально подтвердил это назначение. Речь идет о трехлетнем контракте — как выразился Алексей, «совместном плавании, которое, я надеюсь, будет увлекательным и обойдется без бурь». У режиссера уже есть идея первой, абсолютно оригинальной, с нуля созданной именно для этих исполнителей музыкальной постановки. Но перед тем нужно будет вплотную познакомиться с труппой и ее репертуаром. Ни о какой перетряске коллектива, сказал Алексей, не может быть речи. «Да я пылинки готов сдувать с той же Инны Михайловны Чуриковой, счастлив буду, если она станет играть в моих спектаклях. Все, что касается меня, не про встряску, а про любовь», заключил он.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:11 / 11 Августа 2023 10314
Провокация в Кливленде

Вышла в свет книга Юрия Соломонова «Жизнь в первом чтении»

Ольга Лернер
Труд
Фото из личного архива Юрия Соломонова

На днях вышла в свет книга нашего коллеги — журналиста Юрия Соломонова «Жизнь в первом чтении». Книга автобиографична, занимательна и со вкусом издана. Да просто умная, ироничная, а местами...

У всемирно известного режиссера случился солидный юбилей

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Путь к известности у него оказался не простым и уж точно не легким. Фото: Pascal Avenet/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Сегодня (18 августа) свое 90-летие отмечает Раймонд Роман Тьерри Либлинг. Он же великий и ужасный Роман Полански — актер, сценарист, режиссер, снискавший своими фильмами всемирную славу. Дебютную ленту «Нож в воде»...

Не в Москве – на Архангелогородчине, но ведь она тоже Россия!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

В селе Чухчерьма Холмогорского района Архангельской области рухнул православный храм Василия Блаженного, построенный в 1824 году. Не дожив всего года до своего 200-летия. Возраст сам по себе почтенный, а для...

Как Юрий Башмет стал экскурсоводом

Сергей Бирюков
Труд
Рассказы Юрия Башмета не менее увлекательны, чем его игра. Фото автора

Для начала информация: с 2017 года в стране проводится конкурс «Лучший гид России». Сотни профессионалов и любителей туризма по призыву Русского географического общества присылают свои проекты. Есть среди них...

В последние годы исполнитель боролся с раком, он перенес тяжелую операцию и длительный курс химиотерапии

Тото Кутуньо во время поездки по России в 2010 году. Фото: © Victor Dmitriev, globallookpress.com

Один из самых знаменитых итальянских певцов – Тото (Сальваторе) Кутуньо – скончался в Милане. Знаменитому исполнителю было 80 лет. Об этом во вторник, 22 августа сообщает агентство РБК со ссылкой на западные СМИ. Как передает агенство...

«Я скучаю по родине. Однажды, может, и вернусь в Россию», - признался рэпер – иностранный агент

Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Российский рэп- и поп-исполнитель Моргенштерн (Алишер Моргенштерн, включен в реестр физических лиц – иностранных агентов Министерства юстиции) заявил, что пожалел об эмиграции в США. «Мне не нравится. Я бы в Америке не жил никогда....

Откуда он взялся, «несказочный сказочник» Павел Бажов?

Виктория Пешкова
Труд
В начале ХХ века Павел Бажов (в центре) собирал, а потом сделал достоянием мира мифологию Урала. Фото с сайта ГМИРЛИ

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля открыл выставку «Урал Бажова. Сила места», подготовленную совместно с Объединенным музеем писателей Урала. Кстати, одновременно это и «знак силы»...

Культура 13:51 / 22 Августа 2023 5727
Свет человечности

В российском прокате - один из триумфаторов Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Хиракодзу Корээда снял умный, гуманный, нежный фильм о маленьких людях. Кадр из фильма «Посредники»

На наши экраны 24 августа выходит фильм «Посредники» режиссера Хиракодзу Корээды - многократного призера Венецианского и Каннского фестивалей. Он известен в мире по фильмам «Свет иллюзий», «Поле жизни», «Никто...

Под руководством Юрия Башмета прошел Первый фестиваль юношеских оркестров мира

Сергей Бирюков
Главное – чтоб выросли хорошими людьми, говорит про юных музыкантов Юрий Башмет. Фото автора

В московском парке «Зарядье» состоялся трехдневный  Публика уже привыкла к выступлениям его главного организатора – Всероссийского юношеского симфонического оркестра, основанного и более 10 лет руководимого народным артистом...

Почему так медленно идут дела по расследованию преступлений в области защиты объектов культурного наследия Санкт-Петербурга?

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На каждом этапе следователям приходится преодолевать противодействие прокуратуры. Фото: Владимир Баранов, globallookpress.com

Оказывается, на каждом этапе следователям приходится преодолевать противодействие прокуратуры. Ну просто игра в «казаки-разбойники»! Год назад «Труд» уже писал о том, как глава Следственного комитета...

Культура 00:02 / 18 Августа 2023 5293
Календарь: 18 августа

65 лет назад вышел в свет роман Набокова «Лолита»

Труд
Владимир Набоков. Фото: © Roman Denisov, Роман Денисов, globallookpress.com

1782 Столетие вступления на российский престол Петра I отмечено в Петербурге открытием памятника царю работы французского скульптора Этьена Фальконе — знаменитого Медного всадника, названного так с легкой руки...

Актер рассказал «Труду» о съемках приключенческого фильма «Квест»

Анна Чепурнова
Труд
Мужество и доброта – главные идеалы Романа Курцына и большинства его героев. Фото из личного альбома артиста

24 августа, под занавес школьных каникул, в российский прокат выходит остросюжетный приключенческий фильм Ивана Архипова «Квест». Кино для семейного просмотра рассказывает о секретном лагере с учебными играми,...

На НТВ идут съемки программы «НашПотребНадзор» - о том, что мы едим

Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Многие популярные проекты начали анонсировать программы предстоящего телесезона. Первый канал уже анонсировал съемки новых выпусков полюбившегося свадебного шоу «Давай поженимся!». Ведущие те же — Лариса Гузеева и Ханума...

С культовой южнокорейской дорамой явно перекликается сюжет российского экшен-сериала «Цифровой код»

Владислав Дианов
Труд
Фото: Damon Coulter/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В Москве завершились съемки масштабного экшен-сериала «Цифровой код», сюжет которого явно перекликается с культовой южнокорейской дорамой «Игра в кальмара». В Сети стремительно, будто лесной пожар,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Monika Skolimowska, globallookpress.com

Люди пожившие, повидавшие и почитавшие знают, что книги, увы, далеко не всегда пишутся умными и знающими людьми. Особенно в нынешние времена, когда украсить обложку своей фамилией может любой графоман за свои деньги,...

По сюжету сериала «Из поморов мы» актер отправляется в Холмогоры - на родину ученого Михаила Ломоносова

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Архангельске начались съемки комедийного сериала СТС «Из поморов мы», главную роль в котором исполнит Павел Деревянко. По сюжету, для подготовки к роли Михаила Ломоносова столичный актер отправляется...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?