Главная Культура 00:04 15 Июля 2022 11442
Алексей Франдетти: Все – от любви и о любви

Один из ведущих российских театральных режиссеров, трижды лауреат премии «Золотая маска» рассказал о жанре мюзикл

Алиса Никольская
Алексей Франдетти. Фото Юрия Богомаза из личного альбома режиссера

В августе в Крыму в четвертый раз пройдет фестиваль «Таврида.АРТ», призванный объединить представителей множества творческих профессий. Среди ключевых событий праздника — арт-шествие, которое ставит один из ведущих российских режиссеров, трижды лауреат премии «Золотая маска» Алексей Франдетти. Ему 38, а выглядит Алексей еще моложе. Но в активе постановщика — спектакли в Большом, Мариинском, МХТ, Театре Наций, Театре имени Пушкина, «Таганке», новосибирском «Глобусе», Урал Опера Балете, питерском «Приюте комедианта» — перечисление можно длить очень долго. А если еще добавить и актерские работы в театре и кино... Но главное в жизни Франдетти — музыкальный театр, в первую очередь мюзикл. Что привело в этот жанр, какие темы ему подвластны, насколько органичен он для русской сцены, телевидения, арт-пространства? Об этом — наш разговор.

— Лёша, прежде всего, конечно, о твоем проекте на «Тавриде», обозначенном как «арт-шествие в формате передвижного мюзикла».

— Мы с фестивалем «Таврида.АРТ» очень дружим, соединяем наши усилия уже в третий раз. Делали с его режиссерами и музыкантами мюзикл «На холмах» по мотивам мультфильма «Катерок», в прошлом году — Шоу резидентов «Тавриды» в Москве... Концентрация позитивной творческой энергии там просто зашкаливает. Можно сказать, это батарея, от которой я заряжаюсь. В этом году делаем яркое зрелище, посвященное театру и музыке. Это будет своего рода превью масштабного проекта «Голоса большой страны», который мы готовим совместно с Москонцертом и планируем показать его в начале сентября в столице. Там четыре смысловых вектора — север, юг, запад, восток. Соответственно — четыре композитора, четыре хореографа... Рассчитываем, что это будет не разовый показ, а постоянный прокат. Все-таки запись не заменяет живого исполнения. Сейчас в пространстве Москонцерта на Каланчевской улице заканчивается реконструкция, и у нас с директором этой организации Ильей Бачуриным большие совместные планы.

Алексей крепко дружит с фестивалем «Таврида.АРТ». Фото из личного альбома режиссера

— Были ли у тебя еще многожанровые проекты на открытом воздухе?

— В прошлом году мы с минкультуры Подмосковья делали «Арт-пикник АСП» в музее Большие Вяземы, посвященный дню рождения Пушкина. Именно там ко мне пришла идея постановки мюзикла «Онегин», который идет сейчас в Театре на Таганке. Другой проект — «Музыка Достоевского» — был в Зарайске. Там ведь рядом с городом — имение, где провел отрочество будущий писатель. Мы выстроили концертный зал из стогов сена прямо в чистом поле. Сидел оркестр, выходили оперные солисты и двое замечательных актеров — Виктор Добронравов и Лера Ланская. Предварительно я прошерстил массу материала в поисках музыки, какую любил Достоевский и какая «звучит» в его произведениях. Важно было, чтобы погода не подвела — но нам повезло. И это невероятное ощущение — когда расходятся тучи, и звучит увертюра из «Руслана и Людмилы» Глинки...

Еще один проект, мюзикл «Фанерон. Город мечты» Жени Загота (композитора, дирижера, аранжировщика многих успешных российских мюзиклов — «Труд»), возник в стенах Большого Манежа в рамках новогоднего комикс-фестиваля. Сейчас эта история переехала на ВДНХ — правда, пока без мюзикла, но ничто не мешает его возобновить, и надеюсь, мы это сделаем.

— Возвращаясь к традиционному театру — у тебя в наступающем сезоне сразу несколько премьер, в первую очередь «Обыкновенное чудо» в санкт-петербургском ТЮЗе имени Брянцева.

— Это будет спектакль памяти Марка Анатольевича Захарова, с той самой музыкой Гладкова, что звучит в одноименном фильме. Всю жизнь я так или иначе возвращаюсь к постановкам мастера, больше именно к спектаклям, чем к фильмам. Нынешняя наша работа, конечно, не будет похожа на фильм — сравнивать себя и Захарова было бы глупо... А в Москве в середине сезона впервые буду работать с Театром кукол имени Образцова — делаем мюзикл с оригинальной музыкой молодого композитора Андрея Рубцова. Есть еще совместные планы с театром «Недослов», с радио «Орфей»...

— В ближайшее время по понятным причинам будет затруднено сотрудничество с западными композиторами. Чего тут больше — потерь или приобретений, имея в виду, что тем самым получают шанс отечественные авторы?

— С моей точки зрения — однозначно второй вариант ответа. Сейчас Роман Игнатьев (композитор, известный прежде всего мюзиклами «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина» и др. в «Московской оперетте» — «Труд») прислал мне первый акт мюзикла «Франкенштейн», который мы должны были делать в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии с другим музыкальным материалом, но у нас отозвали права. Пришлось пересобирать спектакль заново, и понимаю, что Рома написал не хуже, а то и лучше. К тому же теперь это полностью оригинальный продукт... Вообще на нынешнюю ситуацию стоит смотреть как на стимул. Бродвей — это прекрасно, но на нем одном свет клином не сошелся. Вспомним, что свои успешные мюзиклы делают немцы, итальянцы... А уж нам грех умалять достоинства нашей блистательной композиторской школы. Есть, например, такая классика, как мюзиклы Колкера, сейчас незаслуженно забытые.

На репетиции. Фото Юрия Богомаза из личного альбома режиссера

— Глядишь, и родится у нас «русский Сондхайм»?

— Стопроцентно. Ну, может, не Стивен Сондхайм — он такой один, — но интересные авторы проявятся безусловно.

— Ты упомянул мюзикл «Онегин», но ведь наверняка среди тех, кто не видел постановку (да и среди видевших тоже) найдутся те, кто скажет: какое кощунство по отношению к Пушкину!

— А они точно знают, каким был Пушкин? А как насчет 29 дуэлей? Чуть что — за пистолет... А огромное количество хулиганских стихов? А строка из письма Татьяны: «Ты в сновиденьях мне являлся»? Наверное, не ромашки они там с Онегиным собирали... От Пушкина у нас — персонажи, интрига, кураж. Да, музыка — не бельканто, но в том и сила мюзикла, что он на самые сложные темы говорит языком, одинаково понятным и профессору Гарварда, и старшекласснику из Бутова. Проверил лично, на собственном сыне — за все 10 лет его жизни это был первый случай, когда в театре он не тосковал и не дергал меня: папа, ты опять поставил что-то скучно-музыкальное, — а наоборот, попросил привезти его на спектакль еще раз, уже с одноклассниками. Что я с радостью и сделал, хотя им до «Онегина» в школьной программе еще пара лет. В норме театр панически боится этих школьных автобусов, чипсов, шоколадок... И я смотрел с балкона: когда же они отвлекутся от сцены, достанут свои мобильники и начнут строчить друг другу посты? Не отвлеклись, не достали!

Сцена из мюзикла «Онегин». Фото Ивана Коряковского

— Ты много сотрудничаешь с телевидением; как не вспомнить хотя бы конкурс «Большой мюзикл», который прошел в прошлом году на телеканале «Культура». Насколько он оказался результативен, чьей карьере помог сложиться?

— Я люблю телевидение за то, что здесь, как и в театре, ты получаешь большой отклик на то, что делаешь. Что касается «Большого мюзикла», это был по сути первый выход жанра на столь широкую аудиторию. Не только у нас — в мире. С командой канала «Культура» мы создавали абсолютно оригинальный продукт. Это сейчас появилось, скажем, китайское шоу The City Of Musicals, а тогда и его не было. Мы прокладывали дорогу, искали свой формат, понимая какие-то вещи по ходу процесса. Например, проблема мониторинга: как обеспечить качество звука? Оказалось, маленькие микрофоны использовать нельзя — они «берут» все, что звучит кругом, а нужно выделить голос актера. Пришлось использовать большие, и чтобы артисты не выглядели чебурашками, мы придумывали им парики, шляпы...

В целом — это, конечно, огромный опыт. Как сказала продюсер проекта и моя хорошая подруга Любовь Платонова, «мы сделали десять Новых годов», то есть каждый выпуск по количеству работы приравнивается к новогоднему «Огоньку». И теперь, когда, надеюсь, мы войдем во второй сезон, будет намного легче.

Что же касается конкурсантов, тут трудно вывести общее правило. Да, кто-то получил импульс. Причем «выстреливают» ребята, на кого изначально ты не делал основной ставки — как Саша Бабик, который прекрасно показал себя и стал потом чаще появляться в «Романтике романса» и других проектах канала. А для кого-то участие прошло бесследно. Это очень индивидуально.

— Но вообще-то мюзикла на телевидении практически нет — в отличие, допустим, от оперы, записи которой регулярно показывает тот же канал «Культура»...

— Думаю, со временем положение дел изменится. Но здесь очень много сложностей, в частности, с правами. Например, для моей авторской программы «Нелегкий легкий жанр» на канале «Продвижение» понадобились фрагменты «Анны Карениной» — спектакля «Московской оперетты», и у кого бы, ты думала, пришлось запрашивать разрешение на показ? У китайцев! На самом деле с оперой похожая ситуация: захотел Большой театр показать свои спектакли онлайн во время пандемии, и ему надо было договариваться с правообладателем — французской компанией ARTE. Разница лишь в том, что мюзикл в плане съемки, как правило, в несколько раз дороже, чем опера. Но я двигаю эту историю, и у нас с командой канала «Культура» есть надежда на прогресс.

— Готовясь к сегодняшнему интервью, с удивлением обнаружила, что у тебя нет своего агента...

— А зачем агент, если и без него у меня все расписано по 2024 год включительно? Зато есть моя бабушка, которая в свои 87 лет продолжает меня поддерживать, благодаря ей я люблю ту музыку и те театры, которые люблю. Есть моя тетя — народная артистка России, солистка Большого театра, которая объяснила мне, кто такие Верди и Чайковский. Была мама, к сожалению, ушедшая из жизни в мои 17 лет, не видевшая ни одного моего спектакля, но я до сих пор с ней советуюсь... Знаешь, о какой постановке я мечтаю? О «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Потому что это опера про материнский подвиг. И первый спектакль, в котором я в 4 года выходил на сцену, еще будучи жителем родного Ташкента. Обязательно его поставлю и посвящу маме.

— Реальность вокруг нас в последнее время сильно меняется. О чем тебе как режиссеру важно говорить сегодня со зрителем?

— Тут все неизменно — я говорил и буду говорить о любви. Только — на более глубоком уровне. Любовь — та субстанция и магия, без которой невозможно все остальное.

А в это время

Во вторник, спустя неделю после первого сообщения прессы о возможном приглашении Алексея Франдетти на должность главного режиссера театра «Ленком Марка Захарова», Департамент культуры города Москвы официально подтвердил это назначение. Речь идет о трехлетнем контракте — как выразился Алексей, «совместном плавании, которое, я надеюсь, будет увлекательным и обойдется без бурь». У режиссера уже есть идея первой, абсолютно оригинальной, с нуля созданной именно для этих исполнителей музыкальной постановки. Но перед тем нужно будет вплотную познакомиться с труппой и ее репертуаром. Ни о какой перетряске коллектива, сказал Алексей, не может быть речи. «Да я пылинки готов сдувать с той же Инны Михайловны Чуриковой, счастлив буду, если она станет играть в моих спектаклях. Все, что касается меня, не про встряску, а про любовь», заключил он.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3385
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3291
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3132
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?