Главная Культура 00:01 25 Октября 2024 8645
Виктор Раков: Надо мечтать! Помните: мечты, бывает, материализуются

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена отправляется на фронт на поиски мужа... Народный артист России Виктор Раков, играющий семейного доктора Раевских, рассказал вашему корреспонденту о съемках, а также о своей 40-летней работе в театре «Ленком», где у него в эти дни новая знаковая роль — Клавдия в «Гамлете».

— Чем вас привлек проект «Княжна милосердия»?

— Прежде всего — замечательной командой. Я получил огромное удовольствие от общения с партнерами по съемочной площадке Машей Порошиной и Сашей Балуевым, играющих родителей главного героя. Всех нас объединил Леонид Белозорович, у которого в фильме «Дом образцового содержания» я уже снимался. Сейчас, когда узнал, что меня приглашают играть в такой компании, да еще в исторической костюмной ленте, уже не столь важно было, что за персонаж мне достанется. А он между тем оказался весьма интересным: сподвижник великого Пирогова доктор Ярославцев, стремящийся внедрять в жизнь передовые на тот момент врачующие технологии, человек немногословный, но знающий свое дело.

— На ваш взгляд, чем этот фильм будет интересен зрителям?

— Думаю, многим понравится характер главной героини, княгини Софьи, которая находит себя на передовой рядом с мужем. Этот поступок напоминает о женах декабристов, и вместе с тем Софья — пионер своего времени, потому что женщины-медсестры на войне тогда только начали появляться.

Персонаж Ракова — из числа благородным и передовых русских натур XIX века

— А в каких местах создавался фильм?

— В Турцию и Приэльбрусье мне съездить не довелось, съемки с участием моего персонажа проходили в основном под Санкт-Петербургом в усадьбе Елизаветино с очень красивым восстановленным дворцом. Ну и в самой Северной столице мы тоже поработали.

— В этом году исполнилось 40 лет, как вы служите в «Ленкоме». Праздновали эту дату?

— Нет, хотя в театре мне о ней напомнили и поблагодарили за работу. Можно сказать, отмечаю юбилей, выходя на сцену. И мне есть еще к чему стремиться: вот Александр Викторович Збруев служит в «Ленкоме» больше 60 лет. Чем не пример?

— У вас в театре сейчас новая роль — Клавдий в «Гамлете», поставленном Антоном Яковлевым. Много лет назад вы уже играли в «Гамлете» — Лаэрта в спектакле Глеба Панфилова. Тот опыт вам помогал в нынешней работе?

— Скорее мешал, потому что эта постановка — в прозе. А я еще помню, что в массовке, стоя на галерее, слушал, как Клавдий-Збруев в сцене коронации в самом начале спектакля читает стихи. Они у меня в памяти до сих пор. Текст же, который произносит мой Клавдий, сначала вызывал у меня такие же эмоции, как доска объявлений. Было непросто перенастроить себя, но я с этим вроде бы справился. Для меня важно понять замысел режиссера и быть ему соратником и единомышленником. В «Гамлете» заняты прекрасные актеры — Аня Якунина, Ваня Агапов, Аллочка Юганова... Да и вообще вся команда — и осветители, и монтировщики, и костюмеры, и реквизиторы, и музыканты — работает как единый механизм. Я очень уважаю профессионализм нашего коллектива — это самое дорогое из того, что нам осталось от Марка Анатольевича Захарова.

— Клавдия вы сейчас играете в очередь с Максимом Авериным, между тем Марк Анатольевич любил создавать спектакли с одним составом исполнителей...

— Да, но случались исключения. Мы с Димой Певцовым были заняты в одной и той же роли в «Ва-банке», с Сашей Балуевым — в «Вальпургиевой ночи», с Денисом Карасевым — в «Королевских играх», с Сережей Чонишвили репетировали «Мудреца». Я всегда рад играть с кем-то в очередь из-за возможности отлучиться на съемки. Сейчас кинопроизводство так выстроено, что на съемочной площадке тебя ждать никто не будет — условия жесткие, все считают деньги. Наш директор Марк Борисович Варшавер эту ситуацию понимает и ратует за то, чтобы у актеров в случае чего была в спектакле замена. В «Гамлете» в премьерных показах играет Максим, а я выйду на сцену только в ноябре. Повторений не боюсь, ведь мы с ним абсолютно разные — и по возрасту, и по мировоззрению.

— За 40 лет никогда не хотелось уйти из «Ленкома»?

— Бывало по-разному. Но три человека, чье мнение для меня важно — Инна Михайловна Чурикова, режиссер Валерий Яковлевич Лонской и моя мама, — говорили мне этого не делать, и я их слушал. А потом в какой-то момент ощутил себя частью театра, и понял, что уходить — значит лишать его моей посильной поддержки.

— Вспоминая Марка Анатольевича Захарова, что первое приходит на ум?

— Понятно, что все мы не вечны, но сказать, что его сейчас не хватает, — значит ничего не сказать. Я был воспитан Марком Анатольевичем и, как и другие его ученики, стараюсь нести на сцену все то, что он в нас вложил. Хотя молодежь в нашем театре, которая Марка Анатольевича не застала, может, и не очень нас понимает. Захаров воспитывал синтетических актеров, умеющих петь, танцевать, играть драматические сцены. И еще он учил быть непредсказуемым для зрителя, чтобы тот не смог предугадать, что произойдет дальше. Впрочем, о своем методе Марк Анатольевич сам написал в своей книге «Контакты на разных уровнях».

— Что определяло успех театра Марка Захарова?

— Он тонко чувствовал время, правильно выстраивал репертуар и умел так поставить спектакль, что тот попадал в сердца и мозги зрителей. Считалось, лучшая рок-опера Захарова — «Юнона и Авось», а лучший драматический спектакль — «Оптимистическая трагедия». К сожалению, в отличие от рок-оперы, его не сняли на пленку целиком, в записи остались только маленькие эпизоды, хотя в этой постановке участвовал весь цвет «Ленкома», включая Чурикову, Янковского, Леонова, Абдулова, Караченцова и многих других актеров, прекрасных и неповторимых. К счастью, я тот спектакль застал и благодарен Марку Анатольевичу за то, что все это было в моей жизни.

Съемки в кино и игра в «Ленкоме Марка Захарова» — две непременные основы профессиональной жизни Виктора Викторовича

— В театре и кино у вас есть актерские табу? Например, кто-то отказывается обнажаться, кто-то — играть маньяков...

— Раздеваться мне на съемках приходилось. А в телесериале «Закон» мой персонаж совершал ритуальные убийства — правда, под прикрытием неких идейных соображений.

— Снимаетесь ли вы у начинающих режиссеров?

— Дело в том, что многих режиссеров, с которыми я работал, уже и на свете-то нет. Так что, конечно, приходится работать с молодыми. Я к ним отношусь с уважением и готов им всячески содействовать.

— Вы играли Мастера в известной ленте Юрия Кары по булгаковскому роману. А новую экранизацию, снятую недавно Михаилом Локшиным, смотрели?

— Нет, не видел. Вообще к творению Михаила Афанасьевича я с годами стал относиться спокойнее. В молодости, как и многие, что-то в нем для себя с волнением искал, но теперь для меня этот роман — пройденный этап.

— Каких историй на экране сейчас не хватает?

— Жизнеутверждающих умных комедий без дуракаваляния и кавээновщины. Не ремейков, а чего-то нового. Хорошо бы, чтобы появлялись фильмы о наших ребятах, которые сейчас на передовой. Мне кажется, нам всем сейчас не хватает общей, сплачивающей идеи, близкой и детям, и взрослым. С советским прошлым распрощались, но что у нас теперь за общество, на чем оно стоит? Хочется каких-то светлых идеалов, таких, ради которых, как писал Маяковский, «и стоило жить, и работать стоило». Ну невозможно уже видеть по телевизору одних ментов и бандитов, убийства и грабежи.

— Что пожелаете читателям «Труда»?

— Чтобы все вирусы обходили их стороной. А еще надо мечтать. Помните: мечты, бывает, материализуются.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3326
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3222
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3089
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?