Главная Культура 00:01 25 Октября 2024 8492
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве...

Хотя нет, формально не закрыли, а только поменяли программу: долой подозрительных Годаров, Вайд и Бунюэлей. Зал на месте, всего лишь уволен организатор Отдела кинопрограмм ГТГ Максим Павлов. Дирекция заявила: «эксперимент признан неэффективным», так как прибыли не принёс. А мы и не знали, что искусство и просвещение — это ради прибыли!

Да и знаменитая «Троица», единственная уцелевшая икона великого живописца начала XV века, тоже осталась на балансе ГТГ. Правда, числясь в ней, не выставляется: нет тут ее и, скорее всего, больше не будет. Хотя, продолжая за нее отвечать, хранители Третьяковки не могут даже проверить состояние реликвии. Не дал на то благословения патриарх Всея Руси, по чьему желанию икона-инвалид, требующая неусыпной заботы реставраторов и осторожнейшего обращения, теперь постоянно участвует в церковных богослужениях. Вместо музейного зала со стабильным климатом ее втиснули в иконостас родного, но тесного и многолюдного Троицкого храма в Сергиевой лавре.

Парадокс: икона у ГТГ как бы есть, но ее нет. Имеется отличный кинозал, но идти туда незачем... И вот новый нонсенс: есть в нынешнем искусстве России новаторские направления и отразивший их фонд музея — почти шесть тысяч лучших образцов. А Отдел новейших течений (ОНТ) в Галерее... упразднен! Слит с Отделом живописи второй половины ХХ века и заодно ХХI-го. Еще летом была уволена заведующая ОНТ Ирина Горлова — ах нет, ушла сама, когда прозрачно намекнули...

Между тем знатоки совриска большая редкость. Надо ведь точно различать, где он, остроактуальный contemporary art, а где просто движение в русле академических традиций. Быть в курсе авторских почерков, тенденций, международного контекста...

Неделю назад соцсети взорвало «Письмо протеста» искусствоведа Андрея Ерофеева — организатора и первого куратора ОНТ. Когда в 2001 был создан этот отдел ГТГ, Ерофеев перевез из бункера, принадлежащего музею «Царицыно», хранившуюся там коллекцию неподцензурного творчества 1960-1990-х. Это была попытка создать в России музей современного искусства, какие существуют в любой стране развитого и даже «третьего» мира. Относятся к ним с гордостью, как к признаку прогресса. Да и в России ещё век назад возник такой музей, но ненадолго. Созданный в лоне Третьяковки в пору торжества идей авангарда Музей живописной культуры в 1930-х был по приказу властей расформирован. Большинство экспонатов увезли в глубинку, немало потеряли, а возможно, уничтожили. Специалисты до сих пор ищут остатки той коллекции... Хотя неугодный Сталину русский авангард неизменно в международном почете и прочно стал визитной карточкой страны.

Печальная участь постигла и легендарный Госмузей нового западного искусства. Сложился он на основе двух частных коллекций, отобранных у бизнесменов Ивана Морозова и Сергея Щукина, был дополнен вещами из других национализированных после революции собраний, коих в Москве было несметное число. Но к началу 1940-х сюда перестали пускать посетителей, а в 1948 году вовсе закрыли. К счастью, экспонаты, чуть было не приговоренные к уничтожению, поделили ГМИИ имени Пушкина и Эрмитаж. Сегодня это слава и гордость не только Москвы и Петербурга, но всей России: спасенные барбизонцы, (пост)импрессионисты и прочие западные мастера конца XIX — начала ХХ веков постоянно гастролировали из наших столиц по всей планете. Видел бы это усатый корифей всех наук, по чьему приказу закрыли ГМНЗИ... Неужели история так упорно ходит по кругу?

Так или иначе, некий поборник традиционных ценностей решил, что совриск в национальной галерее — лишний груз. И мы не наивны, чтобы ожидать, будто «оптимизация» коснется одной лишь Третьяковки. Реальны опасения, что вскоре она грянет и в Эрмитаже, и в Русском музее, тоже имеющих свои ОНТ.

Любопытно, чем же такое искусство напугало людей, решающих участь русской культуры? Не забуду, как, открывая I Московскую международную биеннале современного искусства (2005), тогдашний министр культуры, доктор искусствоведения Михаил Швыдкой признался, что мало понимает эту художественную материю, но горячо ее приветствует. Что бы он сказал о нынешнем наезде? Когда создавали ОНТ, власти демонстрировали приязнь ко всему модерному и, о ужас, зарубежному, явно стремясь вписаться в мировой контекст. Речи не было об изоляции и архаизации, наблюдаемых сегодня.

Давайте уж начистоту. Галерея не боится терять редких специалистов потому, что такое искусство ей не нужно? Или в дирекции верят, будто диплом искусствоведа гарантирует универсальное знание, как шутят студенты, от бизона до Барбизона? Или бог с ним вообще, с современным — основную кассу делают старые картины, знакомые по учебнику «Родная речь»?

Что же, присмотримся к классике. Публика любит ходить в ее главное хранилище — историческое здание ГТГ в Лаврушинском. Но многие ли знают, что ядро музея, ныне охватившего десяток столетий, составили работы художников, живших в одно время с основателем галереи? Ведь Павел Третьяков собирал прежде всего современное! Прямо на выставках и в мастерских с пылу, с жару покупал творения Крамского и Репина, Ге и Левитана. Ценил их среди сонма коллег именно за новации, смелые идеи и технические приёмы. За то, что тревожились о России и ее народе, задавали больные вопросы, а не писали красиво и слащаво, как масса салонных любимцев. Сложные, порой безрадостные раздумья, непривычные герои, парадоксальные выводы присущи были русской художественной интеллигенции — в полном созвучии с творчеством Тургенева и Достоевского, Толстого и Чехова, других величайших наших писателей, так что даже император Александр III, сам крупный коллекционер, воскликнул о деле Третьякова: «Купец опередил государя»!

Вот ведь были цари несолидные. На равных соревновались с подданными за картины актуальных авторов! Деньги не жалели на шедевры и музеи...

Та ничтожно малая по меркам госбюджета сумма, которую сэкономит начальство нынешней ГТГ и стоящее над нею Минкультуры, вряд ли является истинной целью административного ража. Значит, причину стоит искать в области смыслов. Вероятно, острое и дерзкое, порой сатирическое, а нередко звучащее трагически современное искусство сильно раздражает кого-то, кто решил: именно он знает, что и как выбрать для вечности. Ведь произведения будут нести свой месседж и завтра, и спустя два года, и через век расскажут, чем дышали мы и наше время. Не спокойнее ли представить нынешнюю эпоху «правильно отлакированной»?

P.S. Скандал на то и скандал, что вызывает отклики. Под «Письмом протеста» Андрея Ерофеева сотни подписей художников, коллекционеров, критиков, писателей. Не молчит в ответ и Галерея. Надеяться на отмену решения о ликвидации ОНТ было бы наивно, зато руководство ГТГ хотя бы внятно артикулировало: мол, мы не против совриска, выбрасывать его не думали, делать выставки не перестанем, комплектовать коллекцию — продолжим, хоть это и трудно, у музея нет денег на закупку. Совершать, если использовать слова экс-куратора ОНТ, «грубую ошибку, нанося серьезный ущерб современному искусства России, музейному делу в стране, кругозору отечественной публики» в дирекции вроде бы не хотят. Свои шаги к «оптимизации» объяснили желанием унифицировать сведения о коллекции совриска, привести в порядок документацию, что важно в связи с грядущим переездом собрания (в 2026 году Новая Третьяковка должна закрыться на реконструкцию).

Что ж, красивая декларация о намерениях. Но будут ли обещания дирекции сдержаны, или вместо панорамы современных течений мы увидим тенденциозность, доктринерство и новый «соцреализм» с его фальшью? Покажет время — все-таки цензура пока формально вне закона.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22852
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5657
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5463
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5342
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?