Главная Культура Афиша 00:11 16 Июля 2021 12970
Те самые медведи

Петербургская публика узнала, почему Ивана Шишкина называли «русским Дюрером»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Задумывая в 1888 году своих медведей, художник и не подозревал, какая популярность их ждет. Изображение предоставлено Государственным Русским музеем

Ивана Шишкина знают, конечно, все. Точнее, думают, что знают этого замечательного живописца, автора знаменитой картины «Утро в сосновом лесу». А также других преимущественно пейзажных полотен, посвященных родной российской природе, но не только — писал он и горные ландшафты Швейцарии, и окрестности немецкого Дюссельдорфа, и болотистую гряду Нижней Саксонии... А коллеги-современники и вовсе в первую голову почитали его за первоклассного мастера рисунков и литографии. Об этом неожиданном для сегодняшней массовой публики обстоятельстве напомнила уникальная выставка картин, гравюр, рисунков и акварелей Шишкина из фондов Государственного Русского музея, открывшаяся в Корпусе Бенуа.

Предыдущая выставка Шишкина была здесь двенадцать лет назад, но графику она представила в ограниченном масштабе. Сейчас же среди 160 выставленных произведений преобладают именно гравюры и рисунки. Да такие, что в художественном качестве ничуть не уступают знакомым по многочисленным репродукциям холстам «В роще» (1869), «Срубленные березы» (1864), «Вид в окрестностях Петербурга» (1856).

Особенно увлекает часть коллекции, посвященная острову Валаам. Природа там, известно, суровая, северная. Деревьям расти негде, кроме как громадных на камнях, оставленных доисторическим ледником. Но столько красоты и поэзии в этих полуобнаженных скалах, прикрытых одним-двумя деревцами да пучком мха! Кажется, они сами смотрят на меня с шишкинского рисунка, завораживая и мысленно возвращая в давнее моё путешествие вглубь одного из небольших островов того ладожского архипелага, где я, увлекшись, угодила в бурелом, из которого едва смогла потом выбраться. Уж не то ли самое место запечатлено художником в 1859 году?

Он приехал на Валаам с товарищем летом 1858 года. «Местность великолепная, — писал родителям. — Потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная». Именно в ту пору были созданы лучшие его «северные» работы, отмеченные признанием публики и большой золотой академической медалью.

«Дубы», 1865. Этюд для картины «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Изображение предоставлено Государственным Русским музеем.  

Позже, освоив литографию, Иван Иванович посвятил архипелагу в Ладожском озере несколько эстампов, ставших классикой жанра. «Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист — единственный, небывалый в России», — так оценивал труды Шишкина в 1880-е годы художественный критик Андрей Сомов, прослывший у современников «непримиримым» за то, что не прощал небрежности в искусстве, «творчества ради денег».

К слову, это ведь по инициативе Сомова в Петербурге было создано Общество русских аквафортистов (аквафорт — старое название искусства офорта, т.е. гравировки на металле азотной кислотой, или «крепкой водой»), к которому примкнул, несколько охладев к литографии, Иван Шишкин. К моменту создания Общества он был автором уже нескольких пейзажных (а каких же еще?!) офортов и стал единственным из товарищей (Крамской, Ге, Мясоедов, Боголюбов), в чьем творчестве эта техника заняла существенное место. Не случайно его сравнивали с самим Дюрером!

Открытием для посетителей выставки в Корпусе Бенуа стали и рисунки Ивана Ивановича. Рисовал он Крым (Гурзуф, Ай-Петри), природу своей малой Родины — Елабуги... «Природа всегда нова. И всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!», — часто повторял он, отказываясь от предложений писать портреты. — Заниматься этим (портретами — Л.Б.) не занимаюсь, и не буду заниматься».

Автопортрет, 1854 год. Изображение предоставлено Государственным Русским музеем. 

Не изменил художник своему кредо до конца жизни, увы, не очень долгой — всего 66 лет. «Феномен Шишкина в том, чтобы почти натуралистический вид превращать в законченную картину. Он любовался не сочиненной, а естественной красотой любого уголка природы, будь то полянка с травой, несколько камней или срубленные берёзы. И эта любовь, которую художник вложил в свои работы, передается нам. Без неё не было бы искусства», — резюмирует ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Сергей Кривонденченков.

Экспозиция продлится до 30 августа.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 7078
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?