Главная Культура Афиша 00:11 16 Июля 2021 12939
Те самые медведи

Петербургская публика узнала, почему Ивана Шишкина называли «русским Дюрером»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Задумывая в 1888 году своих медведей, художник и не подозревал, какая популярность их ждет. Изображение предоставлено Государственным Русским музеем

Ивана Шишкина знают, конечно, все. Точнее, думают, что знают этого замечательного живописца, автора знаменитой картины «Утро в сосновом лесу». А также других преимущественно пейзажных полотен, посвященных родной российской природе, но не только — писал он и горные ландшафты Швейцарии, и окрестности немецкого Дюссельдорфа, и болотистую гряду Нижней Саксонии... А коллеги-современники и вовсе в первую голову почитали его за первоклассного мастера рисунков и литографии. Об этом неожиданном для сегодняшней массовой публики обстоятельстве напомнила уникальная выставка картин, гравюр, рисунков и акварелей Шишкина из фондов Государственного Русского музея, открывшаяся в Корпусе Бенуа.

Предыдущая выставка Шишкина была здесь двенадцать лет назад, но графику она представила в ограниченном масштабе. Сейчас же среди 160 выставленных произведений преобладают именно гравюры и рисунки. Да такие, что в художественном качестве ничуть не уступают знакомым по многочисленным репродукциям холстам «В роще» (1869), «Срубленные березы» (1864), «Вид в окрестностях Петербурга» (1856).

Особенно увлекает часть коллекции, посвященная острову Валаам. Природа там, известно, суровая, северная. Деревьям расти негде, кроме как громадных на камнях, оставленных доисторическим ледником. Но столько красоты и поэзии в этих полуобнаженных скалах, прикрытых одним-двумя деревцами да пучком мха! Кажется, они сами смотрят на меня с шишкинского рисунка, завораживая и мысленно возвращая в давнее моё путешествие вглубь одного из небольших островов того ладожского архипелага, где я, увлекшись, угодила в бурелом, из которого едва смогла потом выбраться. Уж не то ли самое место запечатлено художником в 1859 году?

Он приехал на Валаам с товарищем летом 1858 года. «Местность великолепная, — писал родителям. — Потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная». Именно в ту пору были созданы лучшие его «северные» работы, отмеченные признанием публики и большой золотой академической медалью.

«Дубы», 1865. Этюд для картины «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Изображение предоставлено Государственным Русским музеем.  

Позже, освоив литографию, Иван Иванович посвятил архипелагу в Ладожском озере несколько эстампов, ставших классикой жанра. «Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист — единственный, небывалый в России», — так оценивал труды Шишкина в 1880-е годы художественный критик Андрей Сомов, прослывший у современников «непримиримым» за то, что не прощал небрежности в искусстве, «творчества ради денег».

К слову, это ведь по инициативе Сомова в Петербурге было создано Общество русских аквафортистов (аквафорт — старое название искусства офорта, т.е. гравировки на металле азотной кислотой, или «крепкой водой»), к которому примкнул, несколько охладев к литографии, Иван Шишкин. К моменту создания Общества он был автором уже нескольких пейзажных (а каких же еще?!) офортов и стал единственным из товарищей (Крамской, Ге, Мясоедов, Боголюбов), в чьем творчестве эта техника заняла существенное место. Не случайно его сравнивали с самим Дюрером!

Открытием для посетителей выставки в Корпусе Бенуа стали и рисунки Ивана Ивановича. Рисовал он Крым (Гурзуф, Ай-Петри), природу своей малой Родины — Елабуги... «Природа всегда нова. И всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!», — часто повторял он, отказываясь от предложений писать портреты. — Заниматься этим (портретами — Л.Б.) не занимаюсь, и не буду заниматься».

Автопортрет, 1854 год. Изображение предоставлено Государственным Русским музеем. 

Не изменил художник своему кредо до конца жизни, увы, не очень долгой — всего 66 лет. «Феномен Шишкина в том, чтобы почти натуралистический вид превращать в законченную картину. Он любовался не сочиненной, а естественной красотой любого уголка природы, будь то полянка с травой, несколько камней или срубленные берёзы. И эта любовь, которую художник вложил в свои работы, передается нам. Без неё не было бы искусства», — резюмирует ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Сергей Кривонденченков.

Экспозиция продлится до 30 августа.

На экраны выходит фильм «Рецепт любви», завоевавший на Каннском фестивале приз за режиссуру

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель когда-то были вместе. Встретившись на съемочной площадке, они трепетно сыграли влюбленную пару. Фото из открытых источников

Он же представляет Францию на «Оскаре» в категории «Лучший международный фильм». Тем временем другая французская картина — психологическая драма «Анатомия падения», увенчанная в тех же...

Афиша 00:05 / 16 Февраля 2024 4802
«Бесы» попутали

По следам одного политического убийства: чем роман Достоевского так бесил партократов и демократов?

Ирина Смирнова
Труд
Федор Михайлович Достоевский. Фото: © Vadim Nekrasov,globallookpress.com

9 февраля, в день памяти Ф.М. Достоевского (143-я годовщина со дня смерти), я пришла в последнюю квартиру, которую Федор Михайлович снимал в Санкт-Петербурге по Кузнечному переулку, 5/2 и где ныне располагается...

Афиша 00:45 / 07 Марта 2024 3324
Изгнание из сераля

Моцарт на берегах Волги рассказал о потерянном рае

Сергей Бирюков
Труд
В этой попытке Востока и Запада сойтись первый оказался мудрее (Осмин – Гарри Агаджанян, Педрильо – Владимир Куклев). Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета

Почему «Похищение из сераля» ставится неизмеримо реже других опер Моцарта? Посмотрев премьеру Нижегородской оперы на ее новой площадке — в Пакгаузе на Стрелке, я... еще менее готов ответить на этот...

Афиша 01:01 / 07 Марта 2024 3274
Хоррор по-русски

Ну очень щекочущая нервы выставка в Трубниках

Дарья Ефремова
Труд
Выставка вышла не очень страшной, но вполне атмосферной. Фото предоставлены ГМИРЛИ

В Доме Остроухова в Трубниках — отделе Госмузея истории российской литературы — открылась выставка, претендующая на панорамное видение большой культурологической темы — «От элегии до хорора:...

Афиша 23:01 / 31 Января 2024 2977
Дело в котелке

Выставка костюмов «Мастера и Маргариты» раскрывает подтекст нового фильма

Дарья Ефремова
Труд
Костюмы в фильме выполнены виртуозно и стилистически точно. Фото предоставлено устроителями выставки

В Музее Михаила Булгакова открылась выставка «Вы судите по костюму?», на которой представлены наряды главных персонажей новой экранизации «Мастера и Маргариты». Почему автор неизданного романа...

Выставка «Электрожурнал» – хороший повод вспомнить прошлое страны и подумать о ее будущем

Сергей Бирюков
Труд
Когда-то похожие агитационные будки стояли на улицах советских городов. Фото автора

Знаете ли вы, что знаменитой Политехнической библиотеке — ровно 160 лет? Что будучи всего на два года младше Румянцевской, ныне Российской государственной, она на 8 лет старше самого Политехнического музея,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?