Главная Культура Афиша 00:11 16 Июля 2021 11533
Те самые медведи

Петербургская публика узнала, почему Ивана Шишкина называли «русским Дюрером»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Задумывая в 1888 году своих медведей, художник и не подозревал, какая популярность их ждет. Изображение предоставлено Государственным Русским музеем

Ивана Шишкина знают, конечно, все. Точнее, думают, что знают этого замечательного живописца, автора знаменитой картины «Утро в сосновом лесу». А также других преимущественно пейзажных полотен, посвященных родной российской природе, но не только — писал он и горные ландшафты Швейцарии, и окрестности немецкого Дюссельдорфа, и болотистую гряду Нижней Саксонии... А коллеги-современники и вовсе в первую голову почитали его за первоклассного мастера рисунков и литографии. Об этом неожиданном для сегодняшней массовой публики обстоятельстве напомнила уникальная выставка картин, гравюр, рисунков и акварелей Шишкина из фондов Государственного Русского музея, открывшаяся в Корпусе Бенуа.

Предыдущая выставка Шишкина была здесь двенадцать лет назад, но графику она представила в ограниченном масштабе. Сейчас же среди 160 выставленных произведений преобладают именно гравюры и рисунки. Да такие, что в художественном качестве ничуть не уступают знакомым по многочисленным репродукциям холстам «В роще» (1869), «Срубленные березы» (1864), «Вид в окрестностях Петербурга» (1856).

Особенно увлекает часть коллекции, посвященная острову Валаам. Природа там, известно, суровая, северная. Деревьям расти негде, кроме как громадных на камнях, оставленных доисторическим ледником. Но столько красоты и поэзии в этих полуобнаженных скалах, прикрытых одним-двумя деревцами да пучком мха! Кажется, они сами смотрят на меня с шишкинского рисунка, завораживая и мысленно возвращая в давнее моё путешествие вглубь одного из небольших островов того ладожского архипелага, где я, увлекшись, угодила в бурелом, из которого едва смогла потом выбраться. Уж не то ли самое место запечатлено художником в 1859 году?

Он приехал на Валаам с товарищем летом 1858 года. «Местность великолепная, — писал родителям. — Потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная». Именно в ту пору были созданы лучшие его «северные» работы, отмеченные признанием публики и большой золотой академической медалью.

«Дубы», 1865. Этюд для картины «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Изображение предоставлено Государственным Русским музеем.  

Позже, освоив литографию, Иван Иванович посвятил архипелагу в Ладожском озере несколько эстампов, ставших классикой жанра. «Если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист — единственный, небывалый в России», — так оценивал труды Шишкина в 1880-е годы художественный критик Андрей Сомов, прослывший у современников «непримиримым» за то, что не прощал небрежности в искусстве, «творчества ради денег».

К слову, это ведь по инициативе Сомова в Петербурге было создано Общество русских аквафортистов (аквафорт — старое название искусства офорта, т.е. гравировки на металле азотной кислотой, или «крепкой водой»), к которому примкнул, несколько охладев к литографии, Иван Шишкин. К моменту создания Общества он был автором уже нескольких пейзажных (а каких же еще?!) офортов и стал единственным из товарищей (Крамской, Ге, Мясоедов, Боголюбов), в чьем творчестве эта техника заняла существенное место. Не случайно его сравнивали с самим Дюрером!

Открытием для посетителей выставки в Корпусе Бенуа стали и рисунки Ивана Ивановича. Рисовал он Крым (Гурзуф, Ай-Петри), природу своей малой Родины — Елабуги... «Природа всегда нова. И всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!», — часто повторял он, отказываясь от предложений писать портреты. — Заниматься этим (портретами — Л.Б.) не занимаюсь, и не буду заниматься».

Автопортрет, 1854 год. Изображение предоставлено Государственным Русским музеем. 

Не изменил художник своему кредо до конца жизни, увы, не очень долгой — всего 66 лет. «Феномен Шишкина в том, чтобы почти натуралистический вид превращать в законченную картину. Он любовался не сочиненной, а естественной красотой любого уголка природы, будь то полянка с травой, несколько камней или срубленные берёзы. И эта любовь, которую художник вложил в свои работы, передается нам. Без неё не было бы искусства», — резюмирует ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Сергей Кривонденченков.

Экспозиция продлится до 30 августа.

Комментарии для сайта Cackle

Открылась выставка, посвященная древнейшей переправе через Москву-реку

Виктория Рогозинская
Труд
Акварель Аполлинария Васнецова «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века» (1901 год) считается самой достоверной реконструкцией древнего вида этой столичной достопримечательности

В Музее Москвы развернута экспозиция «Большой Каменный мост», приуроченная к окончанию капитального ремонта одного из самых знаменитых мостов столицы. Историю монументального сооружения решили не втискивать ограниченное пространство...

Спектакль «Территории» рассказал о граффити – искусстве, замешанном на адреналине

Сергей Бирюков
Труд
Написать ярко и свалить быстро – две главные заповеди граффитиста. Фото автора

Не знаю, как вам, а мне всегда хотелось узнать, что означают граффити, покрывающие, будто татуировки, заборы вдоль железнодорожных линий. Просто мазня резвящихся юнцов, у которых «гормон поет», или нечто большее? За ответом...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?