
Спецпосланник президента США Стивен Уиткофф, комментируя для Fox News свою встречу с президентом Владимиром Путиным, заявил о «намечающемся соглашении» между Москвой и Киевом. Ключевым предметом урегулирования советник Трампа определил вопрос принадлежности пяти регионов Украины. Но как раз он пока и является камнем преткновения.
Глава киевского режима тут же обвинил Уиткоффа в том, что тот якобы «обсуждает вопросы вне своей компетенции». И заранее отверг любое предложение об уступках, назвав спецпосланника «некомпетентным в таких вопросах».
Сложилась парадоксальная ситуация. Киевские власти, полностью зависимые от американской помощи, упорно выкатывают претензии Вашингтону, а тот, похоже, перестал принимать их во внимание. Украинскому президенту дают понять, что если он не примет предложенные территориальные варианты сейчас, то страна вполне может потерять как минимум часть Сумской и Харьковской областей. Трамп идет к решению конфликта кратчайшим путем, что предполагает обсуждение условий мира с тем, кто может их выполнить и соблюдать в дальнейшем. Украина фактически превращает себя в предмет торга между Россией, США и ЕС. Причем Киев сознательно осложняет Белому дому поиск рациональной схемы установления баланса интересов сторон. А попутно за спиной американцев задействует структуры Евросоюза для дискредитации усилий президента США и затягивания конфликта с вовлечением в него европейцев. Радикально настроенные лидеры Евросоюза готовы броситься в омут, уверяя, что США будут вынуждены вмешаться на стороне НАТО. Но Трамп вводит пошлины против ЕС не от скуки, а для демонстрации готовности наказать союзников, если те будут претендовать на его место в иерархии Запада.
Личный назначенец и крупный бизнесмен Стивен Уиткофф имеет свое видение ситуации и доносит его напрямую до Трампа, несмотря на расхождения с госсекретарем. Так, спецпосланник подтвердил публично, что Путин хочет добиться мира на постоянной основе. «Так что помимо прекращения огня мы получили ответ на этот вопрос», – произнес Уиткофф в эфире Fox News, добавив, что сторонам «потребовалось некоторое время, чтобы прийти к этому». В интерпретации этого прямого участника переговоров Россия готова к устойчивому миру, если ее требования будут приняты во внимание и будет гарантирована стабильность в регионе. Итак, по квалификации Уиткоффа, центральный вопрос разрешения конфликта касается принадлежности Крыма, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, но мирное соглашение только к этому не сводится: «Есть еще много всего важного. Есть протоколы безопасности, не должно быть никакого НАТО, есть нюансы, связанные с пятой статьей устава альянса. Очень много деталей, это сложная ситуация, которая корнями уходит в реальные проблемные вещи, которые происходили между двумя странами. И я думаю, что мы находимся на пороге чего то, что будет иметь большое значение для всего мира».
Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт сообщила, что наши страны могут в будущем наладить отношения и стать экономическими партнерами. Сам миллиардер Стивен Уиткофф определил перспективы так: «Я верю, что существует возможность переформатировать отношения через привлекательные коммерческие возможности, которые, по моему мнению, способны обеспечить реальную стабильность в регионе. Потому что именно партнерство создает стабильность».
Но не все в окружении Трампа верят в диалог как единственно верный способ выхода из кризиса. The Wall Street Journal со ссылкой на источники в администрации пишет, что группа помощников президента США, куда входят госсекретарь Марко Рубио и спецпредставитель по Украине Кит Келлог, рекомендует проводить более жесткую линию. Им кажется, что российский президент пока не демонстрирует искренюю заинтересованность в прекращении военных действий. В качестве примера приводится удар баллистическими ракетами по городу Сумы, где были десятки погибших и раненых. При этом либеральная западная пресса не упоминает тот факт, что целью были солдаты и офицеры ВСУ. По данным WSJ, Минфин и Госдепартамент США уже занимаются вопросами ужесточения антироссийских санкций. Однако Трамп пока стоит на стороне своего спецпредставителя Стива Уиткоффа, который после встреч с Путиным в Москве считает, что российский руководитель хочет мира. Это главное.