Главная Культура 14:59 17 Октября 2022 8190
А Гамлет-то лысый

Ни один герой новой постановки самой знаменитой классической трагедии не выглядит традиционно

Любовь Лебедина, Анна Чепурнова
В постановке Евгения Марчелли Гамлет (Кирилл Быркин) лыс, Гертруда (Евгения Крюкова) эффектна и сексуальна. Фото пресс-службы Театра имени Моссовета

В Театре имени Моссовета поставили столь необычного «Гамлета», что мнения не только публики, но и специалистов разошлись кардинально. «Труд» решил познакомить читателей с оценками двух критиков, авторитету которых редакция традиционно доверяет.

От Шекспира не уйти

Спектакль художественного руководителя театра имени Моссовета Евгения Марчелли «Шекспиргамлет» (именно так, в одно слово) вынашивался в течение девяти месяцев и был произведен на свет подобно любимому ребенку в нынешнем октябре, немало удивив зрителей своей необычной трактовкой и грандиозной массовкой на огромной сцене, больше похожей на футбольное поле, чем на театральную площадку.

Вряд ли найдется на свете человек, который бы не знал слов, ставших эмблемой самой знаменитой трагедии мира: «Быть или не быть». Хотя не все задумываются о том, что смысл их еще проще и жестче, чем форма, приданная фразе Шекспиром: «Жить или не жить».

Сюжет, впрочем, не предвещает ничего хорошего с самого начала. Принц датский, приезжая в Эльсинор на похороны отца, обнаруживает поминальный пирог включенным в свадебное пиршество в честь молодоженов – матери Гамлета Гертруды, не успевшей после похорон мужа износить башмаков, и брата покойного, Гамлетова дяди Клавдия. Это настолько дико, что юноша воспринимает происходящее, как бред. Может быть, со временем он бы и притерпелся, простил мать, но тут вмешивается рок в обличье призрака отца Гамлета, сообщающего, что его отравил родной брат, и требующего от сына немедленного отмщения. Эта коллизия тоже всем известна, как и череда кровавых событий, случившихся по приказу посланника ада, изображенного Александром Филиппенко в виде дряхлого старика, что завидует всем живым и неотступно наблюдает за тем, как Гамлет выполняет страшный наказ.

Вот тут, «где всем все известно», в спектакле Евгения Марчелли начинается самое интересное. Преследование незаконно присвоившего власть Клавдия превращается для Гамлета – артиста Кирилла Быркина – в навязчивую идею, от которой плавятся мозги и хочется мстить немедленно. Ничто не способно отвлечь психически неуравновешенного юношу от расправы над теми, кто преступил закон и потакает самозванцу. Поскольку он и только он (по крайней мере в его собственном представлении) уполномочен вести здесь высший суд.

Несмотря на приказ отца не трогать мать, Гамлет чуть ли не насилует ее, наглядно показывая темную сторону неудержимой страсти, где похоть берет верх, превращая человека в ненасытного зверя. Клавдий в исполнении Сергея Юшкевича и вечно юная Гертруда в исполнении Евгении Крюковой настолько поглощены удовольствиями сексуального характера, что не могут оторваться друг от друга даже в присутствии придворных и сына, чем еще сильнее провоцируют его провести психологический эксперимент над Клавдием. А именно – с помощью разыгранного бродячими артистами спектакля «Смерть Гонзаго» разоблачить коварный замысел убийцы, а уж там пусть народ решает, кому достанется трон.

В свою очередь народ, подозревая, что не все ладно в королевстве и власть прогнила до основания, продолжает как ни в чем не бывало веселиться и танцевать. Сказочный свадебный торт «вырастает» до размеров высокой горы, где только узкие бойницы оставлены для выкриков одиноких демократов. Эти лузеры не представляют никакой опасности для Клавдия, по-домашнему разгуливающего на людях в тапочках на босу ногу и даже в белом платье Гертруды. Ведь у него в тылу такие верные служаки, как, например, Полоний (артист Валерий Яременко), отправивший своего сына Лаэрта (артист Дмитрий Федоров) за границу, подальше от дворцовых интриг. Правда, с Офелией, в исполнении Анны Галиновой напоминающей изрядно раздобревшую куклу Барби в рыжих кудряшках, много проблем. Того и гляди – бойкая дочка с необъятной талией (да-да, забудьте о субтильных Офелиях прошлых постановок) подчинится зову плоти наследного принца, и тогда прости-прощай дорогостоящий пояс целомудрия. А это уже риск для придворной карьеры!

Одна из лучших сцен спектакля, вносящая легкую разрядку в напряженный ритм постановки под бой барабанов – это когда Полоний учит дочь дворцовому этикету и выспрашивает о ее об отношениях с наследным принцем, пуская слух, что тот сошел с ума от неразделенной любви. Абсолютно довольная собой Офелия нехотя воспринимает нравственные уроки болтливого отца, не переставая смаковать красное яблоко – недвусмысленный намек на то, что Гамлет давно сорвал плоды ее невинности, и они остались довольны друг другом без каких бы то ни было обязательств и любви.

Гамлет, каким его представляет Кирилл Быркин, с детства был лишен родительской заботы. Рос, как дикий плющ, окруженный холодным одиночеством. Отец, постоянно занятый государственными делами, не занимался воспитанием сына, отправив его учиться подальше от Дании, а Гертруда, лишенная материнского инстинкта, сосредоточилась на поисках замены состарившемуся мужу и вот нашла Клавдия, братоубийцу. В общем, та еще семейка!

После таких откровений, подозреваю, кое-кто в зале заподозрил, что и конец у классического сюжета будет переакцентирован так же вызывающе, как сердцевина. Возможно даже, Клавдий все-таки одержит Пиррову победу над сильно надоевшим ему поборником справедливости при помощи мстительного Лаэрта? Но нет, в планы Марчелли не входило до такой степени ссориться с Шекспиром и театральной общественностью, тем более в год столетия театра имени Моссовета.

И слава богу. Ибо за внешним эпатажем могла бы потеряться тема разрушения семьи, которое вызвано отсутствием любви и цепью предательств, втягивающих в свою воронку буквально всех. Ведь даже единожды совершенное зло не растворяется бесследно, оно продолжает циркулировать в генной памяти следующего поколения. Шекспировскому Гамлету в трактовке Евгения Марчелли пришлось собственной жизнью заплатить за нравственную деградацию сильных мира сего, оставивших за собой вселенную-пустыню, откуда выжжено чувство добра. Что может быть страшнее?

Любовь Лебедина

Убил ли Клавдий отца Гамлета? Не факт!

Театр имени Моссовета в этом году открыл юбилейный сотый сезон. Именно к этой дате худрук театра Евгений Марчелли приурочил свою постановку «Шекспиргамлет». И если в финале на сцене обнажили шпаги герои, то после спектакля в соцсетях словесные клинки скрестили между собой зрители — cпектакль получился весьма и весьма неоднозначным.

Он начинается на мистической ноте – звучно бьют крыльями невидимые голуби, а по сцене ходит мертвенно бледный Призрак, которого играет Александр Филиппенко. Но как только этот морок рассеивается, все становится прозаично. Невероятно красивая Гертруда (Евгения Крюкова) и статный и по сравнению с Призраком молодой Клавдий (Сергей Юшкевич) влюблены друг в друга, как мартовские кот с кошкой. Весь первый акт и часть второго они заняты лишь тем, что обнимаются и целуются на каждом шагу, и страстные прелюдии лишь чудом не переходят в нечто большее. Лысый юноша Гамлет (Кирилл Быркин) кривляется и бегает с толпой сверстниц полуодетый, иногда — в одних трусах. На ком держится государство, непонятно. Но ясно, что добром все это не кончится.

Огромная сцена, чьи стены затянуты в черное, временами кажется бездонной, как «Черный квадрат» (автор сценографии и костюмов — Анастасия Бугаева). Вот и спектакль таит в себе ряд загадок. Действительно ли Клавдий убил брата, или Призрак — плод воспаленного воображения Гамлета? В начале действия Клавдий выглядит незлобивым и пытается мирно решить конфликт с пасынком. Но в конце концов решает отравить его, показывая свою истинную сущность.

Гамлет пустоту, образовавшуюся после смерти отца и потери контакта с матерью, пытается заполнить отношениями с Офелией, чей облик необычен — это рыжая толстушка (Анна Галинова). Как ни странно, именно она оказывается камертоном всего спектакля и больше других заставляет себе сопереживать. Вначале героиня демонстрирует типичное поведение тинейджера. Отца (Валерий Яременко одет в современный деловой костюм), предостерегающего ее по поводу Гамлета, она слушает вполуха, поедая яблоко и равнодушно сообщая про принца: «Любит, клялся». Но когда Полоний уже будет убит, а любимому окажется не до нее, в сцене сумасшествия Офелия вдруг предложит окружающим спеть. И все подчиняться ей, и она сама споет так, что проберет до дрожи. При этом даже властный Клавдий будет делать то, что скажет ему Офелия — изображать звук веретена.

Полоний (Валерий Яременко, слева), словно зная о собственном грядущем убийстве, щеголяет в черной рубашке

Гамлет в конце второго акта наконец-то выяснит тет-а-тет отношения с красавицей-матерью, в результате чего она упадет в глубокий обморок и так до конца действия толком от него и не оправится. Немудрено, ведь сын вопил ей «похотливая сука» и лез под юбку. Эдипов ли это комплекс, желание побольнее уколоть или то и другое сразу, до конца не ясно. Впрочем, именно в этом спектакле нечто подобное закономерно, ведь Гертруда здесь показана пустоголовой фифой, которой и в голову не придет, что обжиматься без передышки с новым мужем у всех на глазах не только моветон, но и психологическая травма для легковозбудимого сына.

Спектакль заканчивается эффектно — Гамлет и Лаэрт в белых костюмах начинают поединок. Именно в этот момент действие обрывается — исход битвы, как здраво рассудил режиссер, всем известен. Сцена в финале, кажется, единственная, где Гамлет наконец выглядит принцем, а не пареньком из подворотни.

В целом на спектакле испытываешь целую гамму чувств — от полного неприятия до сопереживания в отдельные моменты некоторым персонажам. К сожалению, сильное отторжение порой вызывает язык героев. Они здесь говорят не стихом, а прозой, отчего высокий стиль пьесы теряется. Но это, как говорится, еще полбеды. В спектакле использован перевод шекспироведа Михаила Морозова, буквально подстрочник, который он делал, чтобы помочь режиссерам и актерам понять смысловые оттенки пьесы. Но в его текст внесено немало словесной «отсебятины», иногда нижайшего пошиба. Например, Полоний за глаза называет Гамлета «тварь лысая». И такая «исчерпывающая» характеристика принца датского Марчеллиевского извода запоминается лучше всех остальных фраз спектакля. А ведь тот же Михаил Морозов в одной из своих статей писал, что произведения Шекспира, даже при поверхностном знакомстве, поражают количеством и разнообразием слов. Однако эта особенность творчества английского драматурга в постановке оказалась утрачена.

Анна Чепурнова

Почему уволили народного артиста России дирижера Мурада Аннамамедова

Сергей Бирюков
Труд
Дирижирует Мурад Аннамамедов. Фото из личного альбома

Из Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра уволен его лидер Мурад Аннамамедов. Что делать, дирижеры меняются, оркестры остаются, скажете вы? Ну а если это дирижер, который за 30 лет работы...

Культура 00:06 / 06 Сентября 2024 18037
«Брат-2» живее всех живых

Зрители назвали 50 лучших отечественных картин, снятых в XXI веке. Обозреватель «Труда» представляет список своих предпочтений

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Брат-2». Фото: kinopoisk.ru

Сайт «Кино Mail.ru» составил рейтинг лучших, по мнению российских зрителей, отечественных фильмов XXI века. Топ-50 подготовили на основе оценок и количества голосов пользователей проекта. Получился рейтинг, который...

Культура 00:07 / 13 Сентября 2024 11412
Этот туман похож на обман

Что общего между Васильевским островом и Аравийской пустыней?

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото автора

Васильевский остров даже по питерским меркам — место особенное. Здешние жители никогда не спутают его с другими островами, для них пере-ехать жить на соседнюю Петроградскую сторону — все равно что эмигрировать....

Культура 00:03 / 13 Сентября 2024 10153
Дорожный романс

Кинорежиссер Владимир Грамматиков совершил сентиментальное путешествие в свое послевоенное детство

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Смотри на меня!» Владимира Грамматикова. Это возвращение режиссера на большой экран после длительного перерыва. Мастер, подаривший нам когда-то детские хиты «Усатый нянь», «Шла...

Премьер Большого театра задумал превратить проект телеканала «Россия-Культура» в империю танца всероссийского охвата

Екатерина Беляева
Труд
Танец - это прежде всего радость, убежден Игорь. Фото предоставлены телеканалом «Россия-Культура»

На телеканале «Россия-Культура» стартовал шестой сезон проекта «Большие и маленькие». В течение восьми субботних вечеров зрители смогут следить за перипетиями конкурса детской и юношеской хореографии....

Свое 80-летие Владимир Спиваков встречает со скрипкой в руках

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Natalya Loginova, globallookpress.com

Помню первые выступления Владимира Спивакова и его «Виртуозов Москвы» в телеогоньках. Посреди более или менее официозной советской эстрады это был прорыв в другой мир, где все отличалось особой подлинностью: ювелирная...

А также искреннего, любовного отношения к зрителю, убежден лидер «Сатирикона»

Анна Чепурнова
Труд
В «Сатириконе» зрителя встречают с любовью. Фото предоставлено театром «Сатирикон»

В октябре театр «Сатирикон» отметит 85-летие. Эти годы вместили и огромную народную любовь в пору, когда коллектив еще назывался Ленинградским театром миниатюр, а у его руля стоял Аркадий Райкин, и острый...

Культура 00:06 / 20 Сентября 2024 7897
Софи Лорен. Недосягаемая

Итальянская актриса до сих пор остается эталоном вкуса и стиля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Людская молва приписывала Софи Лорен роман с Марчелло Мастроянни. Но она не давала повода для сплетен. Фото: globallookpress.com

Великой и прекрасной Софи Лорен — обладательнице двух «Оскаров», пяти «Золотых глобусов», призов Венецианского, Каннского, Берлинского, Московского фестивалей — 20 сентября исполняется...

Культура 00:03 / 27 Сентября 2024 7582
Девушка в бикини

Роли, мужья, любовники и любимые животные Брижит Бардо

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © ©Beitia Archives, globallookpress.com

Она ненавидит свои дни рождения. Старается о них не вспоминать. Тем не менее 28 сентября Брижит Бардо — актрисе, фотомодели, певице, писательнице, бунтарке и секс-символу 1960-х — исполняется 90 лет....

Как пояснила спикер внешнеполитического ведомства Мария Захарова, у Зейналовой, помимо журналистского образования, есть и красный диплом Дипакадемии МИД 

Ирада Зейналова. Кадр телеканала НТВ

Популярная телеведущая Ирада Зейналова назначена послом России в Республике Маврикий. Соответствующий указ в пятницу, 13 сентября, подписал президент РФ Владимир Путин. На этом посту 52-летняя Зейналова сменила Константина Климовского, работавшего...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 7199
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Наконец-то нам представилась возможность познакомиться с жизнью разведчиков-нелегалов, что называется, из первых уст

Сергей Беднов
Труд
НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической книге полковника СВР Елены Вавиловой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Работа разведчиков-нелегалов окрашена романтическим флером. Иногда даже возникает вопрос: а они на самом-то деле существуют или придуманы Ле Карре? Существуют! НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической...

Культура 00:18 / 20 Сентября 2024 5918
Как хорошо мы плохо жили

Эта строчка из Бориса Рыжего объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Хор», рассказывающий историю знаменитого музыкального коллектива времен «дорогого Леонида Ильича», не исключение. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта строчка из Бориса Рыжего в данном контексте никак не связана с байопиком о поэте, не вышедшим на экран. Просто она объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?