Главная Культура 00:02 17 Ноября 2023 5126
Увидеть «Щелкунчика» и уцелеть

Отчего Большой театр не хочет ничего менять в системе, приводящей к унижениям, давке и травмам

Дарья Ефремова
В грандиозной очереди перед кассами Большого театра доходит и до давки с поломкой ребер. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Что бы ни происходило в мире, есть вечные вещи. Например, очередь за билетами на «Щелкунчика», каждую осень вырастающая перед кассами Большого театра. Иной бы и умилился — до чего доходит тяга людей к прекрасному. Если б не жалобы этих самых людей на реальный дискомфорт многочасового стояния на холоде без возможности не только согреться и подкрепиться, но, извините, сходить в туалет: все эти элементарные удобства дирекцией театра не предусмотрены. А доходит и до давки с поломкой ребер в момент выноса заветных 400 браслетиков, раз в неделю определяющих, кому посчастливится попасть в заветную рождественскую Страну Сластей.

Так ли уж совершенна существующая система продажи билетов, да и сама практика строго ограниченного числа показов, которую ГАБТ ни в какую не хочет менять, стоит ли она потраченного здоровья и града последующих исков со стороны обиженных балетоманов, наконец — нет ли альтернативных шансов попасть в новогоднюю сказку, получив не меньше удовольствия и совсем обойдясь без негативных эмоций?

Впрочем, если вы подойдете к кассам ГАБТ на Театральной площади относительно не поздним вечером, ничего особенного, скорее всего, не увидите — до «часа икс» традиционная очередь на «Щелкунчика» держится молодцом. Приходят с раскладными стульчиками, термосами и пледами, шутят, рассказывают байки про «тетрадочников» (активистов, ведущих учет страждущих), перекупщиков и просто самых стойких. Вошла в историю рекордсмен предыдущего «великого стояния» в ночь с 10 на 11 ноября — страдающая диабетом пожилая жительница Красноярска. Она, говорят, приехала в четверг утром, отбыла в дневном, он же ночной, дозоре более 48 часов и браслет получила.

— В очереди люди друг другу помогают! Один мужчина для нас с подругой свой бутерброд разломил и кофе нам налил. Мы пили из одного стаканчика с человеком, с которым первый раз в жизни виделись! — рассказала веселая девушка в розовой шапке со стразами.

— Понимаете, увидеть «Щелкунчика» в Большом мечтает каждый, — убеждена полная женщина в очках. — Мой покойный муж служил в военном оркестре, в память о нем я хочу получить это прекрасное музыкально-театральное удовольствие.

— Обстановка спокойная, — отрапортовала мельтешащим рядом телекамерам дама из старожилов очереди, — мы более-менее сорганизовались, давок нет, я лично приехала в шесть утра. Но ожидаем, что ситуация накалится к ночи.

И словно в воду глядела: ажиотаж, панические атаки, травмы, массовые жалобы на театральное начальство в Следственный комитет, прокуратуру, Роспотребнадзор... По прогнозам юристов, обязательная в таком случае следственная проверка может вылиться как в административку (нарушение прав потребителя по части небезопасности услуги), так и в уголовку — создание массовых беспорядков. К страстям по «Щелкунчику» подключился и думский Комитет по культуре, потребовавший разъяснений от гендиректора Большого театра Владимира Урина (о подвижках в руководстве ГАБТа см. статью «В Большом большие перемены?»). Тот ответил давно отрепетированной мантрой: нынешняя система продажи-де является усовершенствованной, поскольку защищает от перекупщиков и мошенников, создававших в предыдущие годы разветвленные артели по реализации фальшивых и нереально дорогих билетов.

Сегодня в одни руки выдают только два билета — оба по паспорту. Переоформить билет на другое лицо нельзя, только сдать в кассу. В зал также будут пускать по паспортам. В теории можно купить билет онлайн — на официальном сайте ГАБТ. Правда, в реальности, когда открываются продажи, ресурс ложится, получая каждую минуту 75 000 запросов. Дальнейшая математика проста: в зале только 1700 мест, в сезоне 23 спектакля с 23 декабря по 7 января, и увеличивать их число театр не собирается.

Но так ли невозможно поставить дело по-другому? Сравните: в афише Мариинского театра «Щелкунчик» значится с 11 декабря по 14 января. Число спектаклей чуть ли не в три раза больше, чем в Большом. И пожалуйста, билеты есть даже на 31 декабря, разброс цен — от 6 до 24 тысяч рублей. И постановка ничем не хуже — это версия Василия Вайнонена, не менее роскошная и чтимая в балетном мире, чем идущая в Большом хореография Юрия Григоровича.

Да и сама поездка в Питер могла бы стать частью новогоднего приключения. Но если двигаться с места неохота, встретиться с Мышиным королем и Феей Драже можно по другому столичному адресу: в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко балет идет в хореографии Юрия Посохова — одного из крутейших современных балетмейстеров, постановщика «Героя нашего времени» и, простите, скандально знаменитого «Нуреева» в том же Большом. Тут, правда, число показов не очень велико, и длятся они лишь с 23 декабря по 4 января. Но на большинство дат билеты еще есть, цены — от 5500 до 24 тысяч рублей.

Уж не говорю, что в оперно-балетных театрах всех крупных региональных центров — Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, вплоть Владивостока с его Приморской сценой Мариинки — идут свои великолепные «Щелкунчики».

Если же в надвигающийся зимний холод и непогоду вовсе неохота вылезать из дома, можно устроить себе сказочный вечер в своем собственном кресле, вооружившись горячим кофе и теплым пледом. А также ноутбуком, который покажет вам лежащие в открытом доступе спектакли крупнейших хореографов. Например, лозаннскую постановку Мориса Бежара, позволяющую совершить головокружительное погружение в фантасмагории собственного детского подсознания (как тут не вспомнить автобиографические фильмы Феллини). Или эксцентричную версию британского ирониста Мэтью Боурна и труппы New Adventures, где сны видит уже не Мари, а ее кукла Клара. Впечатлят и мрачноватая феерия Раду Поклитару (Киев Модерн-балет) с невероятными костюмами, инфернальным мышиным кордебалетом, обаятельным дядюшкой Дроссельмейером и замерзающей в финале нищенкой, которую находит сердобольная одинокая мышь. Великолепен решенный в стилистике американских комиксов спектакль «Крепкий орешек» хореографа из США Марка Морриса в брюссельском театре Ла Монне, где герои — не дети, а люди вполне взрослые, но инфантильные, зависимые от телевизора, который уносит главную героиню в «Заэкранье» комиксово-сериальной культуры.

«Щелкунчиков», как видите, безбрежно много — это ведь один из глубочайших сюжетов мировой культуры, дающих зрителю самое драгоценное — возможность лучше познать самого себя. И спектакль Большого — лишь одна из моря возможностей сделать это.

Тем не менее народ упорно стремится именно сюда. По мнению психологов, такая зацикленность представляет собой сплав мотива подражания, тяги к демонстративности и мечты о празднике.

— В очереди на «Щелкунчик» далеко не все — балетоманы, а у ажиотажного спроса есть несколько составляющих, одна из них — мотив подражания. Совершенно той же природы — паническая закупка гречки в кризис, или очереди за айфонами в ночь их релиза, или финансовые пирамиды, — рассказал «Труду» психолог Илья Шабшин. — Чем больше нам говорят, что какое-то мероприятие супервостребовано, тем больше это мотивирует нас не на рациональные, а на импульсивные действия. Другая составляющая — «эффект ореола», которым в психологии называют способ повышения собственной значимости за счет приобщения к чему-то важному, красивому — в данном случае к культовому спектаклю. Ну а самое простое объяснение: в наших суровых социально-экономических условиях так хочется праздника...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3367
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3268
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3116
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?