Главная Культура Афиша 00:12 18 Февраля 2022 12937
Солдаты чужой войны

В прокат вышел фильм, впервые поднимающий острую тему наших наемников в военных конфликтах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из к/ф «Мама, я дома». Фото: kinopoisk.ru

«Мама, я дома» — вторая работа Владимира Битокова, выпускника Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова. Александр Николаевич обучил в Нальчике группу из 10 человек, и вот уже четыре его воспитанника обрели громкую известность. Кантемир Балагов после «Тесноты» и «Дылды» стал международной звездой. Фильм «Разжимая кулаки» Киры Коваленко прогремел в Каннах. Александр Золотухин в эти дни представляет на Берлинале свою вторую картину. Наконец, первый фильм Битокова «Глубокие реки» был признан лучшим дебютом на «Кинотавре», а премьера его новой работы состоялась уже в Венеции.

Битоков порадовал, впрочем, не только внешними признаками успеха. Если «Глубокие реки» были камерной семейной сагой про жизнь отца и трех его сыновей-лесорубов и могли рассчитывать на интерес разве что продвинутой фестивальной публики, то фильмом «Мама, я дома» одаренный режиссер пытается выйти на широкую дорогу арт-мейнстрима. Неслучайно в главных ролях он занял российско-итальянскую звезду Ксению Раппопорт и Юру Борисова, без участия которого не обходится нынче ни один громкий проект.

А тему для своей новой картины Битоков выбрал острую, резонансную, которую кинематографисты (да и журналисты тоже) на всякий случай обходят стороной: тут можно и жизнью поплатиться. Пример тому — судьба режиссера-документалиста Александра Расторгуева и его коллег, убитых при загадочных обстоятельствах в Центральноафриканской Республике во время журналистского расследования деятельности ЧВК «Вагнер». Подобные частные военные формирования у нашего государства вроде бы вне закона, но, с другой стороны, это самое государство не мешает им действовать «в интересах России» в разных регионах мира, близких и далеких.

В том числе и в Сирии, где в начальных кадрах фильма «Мама, я дома» погибает сын главной героини Тони Копыловой. Прямое попадание мины в окоп где-то у Евфрата не оставило от него даже клочка волос. Так, во всяком случае, излагает события некий чин в камуфляже. Пара орденов не государственного образца, пустой гроб для похорон несуществующего праха бойца да 5 млн рублей компенсации — вот и все, что полагается матери, проживающей в поселке с издевательски звучащим названием Мирный. Чужая война в далекой Сирии дотянулась и сюда, на окраину Нальчика, хотя действие фильма могло происходить в любой точке России.

Тоня отказывается верить случившемуся, тем более что доказательств смерти сына никто предоставлять не собирается. Но ее обращения в полицию, прокуратуру и даже отчаянный одиночный пикет, который снимает местное ТВ, результата не приносят. Более того, озлобляют чиновника-карь-ериста (Александр Горчилин), который опасается, что скандал может разрастись. А это в свете скорого приезда в регион высоких лиц из Москвы, облюбовавших здесь место для дома отдыха с серными ваннами, крайне нежелательно. И героиню — ветерана труда, местную знаменитость, начинают прессовать по-настоящему. Для начала разбивают в кровь лицо:

Ксения Раппопорт давно не выступала в такой сложной, драматичной и нетипичной для себя роли, которая, как на мой вкус, была бы ближе по типажу, скажем, Юлии Ауг. Чтобы сыграть свою героиню, Ксении пришлось не только научиться водить автобус (Копылова — единственная женщина-водитель в местном автопарке), но и опроститься, постареть в кадре. Думаю, многие зрители ее даже не узнают на экране — настолько глубоко одна из наших самых красивых, аристократичных кинодив погрузилась в образ безмужней, задавленной убогим бытом и свалившимся на нее горем женщины, которой уже нечего терять. И она, обладая крутым мужским нравом, готова идти в поисках правды до конца:

Еще на Венецианском фестивале критики заметили некоторое сюжетное сходство фильма «Мама, я дома» с голливудским кинохитом «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», главную роль в котором сыграла непревзойденная Фрэнсис МакДорманд. Ее героиня точно так же вступала в бой с местными властями после насильственной смерти своей дочери. Не исключаю, что это сходство помешало фильму Битокова и персонально Ксении Раппопорт получить награды в Венеции, где, по иронии судьбы, в свое время начался триумф «Билбордов».

Но даже если сюжетный каркас обоих произведений в чем-то и совпадает (сценарий для «Мамы» написала дебютантка Мария Изюмова), то Владимиру Битокову, по крайне мере, удалось создать на экране неповторимую жизненную и визуальную реальность (оператор Ксения Середа). Режиссер смело смешал в прихотливом жанровом коктейле жесткий социальный реализм и ощутимый налет абсурда, сатирическое изображение чиновничьих нравов в начале фильма и остросюжетный драйв в его конце. А над всем этим легким облаком парит лиризм чистейшей пробы, который возникает с появлением на экране Юры Борисова.

Поначалу его герой, выдавая себя за вернувшегося из Сирии сына Тони, выполняет чью-то (мы можем только догадываться чью) злую волю. Он тоже побывал в Сирии, был там ранен, к счастью, легко. Его задача — сбить с толку, запутать общественное мнение, выдать Тоню за городскую сумасшедшую. Но проживая день за днем в комнате погибшего сына героини, проникаясь ее материнским горем, неукротимой жаждой справедливости, он в какой-то момент начинает испытывать к ней симпатию:

P.S. Сыновнее это чувство или между героями проскакивает более горячая, интимная искра — судить зрителям фильма, который, кроме того, что идет в эти дни в прокате, будет доступен на «Кинопоиске» с 26 февраля.

«Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации» - так называется выставка, открытая в Аполлоновом зале Зимнего дворца

Ирина Смирнова
Труд
Художник-реставратор Валерий Бровкин, вернувший утраченную временем красоту картины «Мадонна во славе», написанную Яном Провостом в 1524 году. Фото автора

Все три выставленные картины — из коллекции нидерландской живописи Эрмитажа. Только «Мадонна во славе» (другое название — «Мария во славе») Яна Провоста уже экспонировалась, а его же...

Пьесы А.Н. Островского прекрасно проходят проверку временем

Анна Чепурнова
Труд
Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

В Вахтанговском театре — череда спектаклей о любви от классиков. Недавно была премьера чеховского «Ионыча», а теперь режиссер Сергей Тонышев поставил пьесу «Светит, да не греет»....

Афиша 00:02 / 06 Июня 2025 5113
Заодно с гением

Театр «На Литейном» представил постановку «Пушкин. Дорожные истории»

Ирина Смирнова
Труд
Фото пресс-службы театра «На Литейном»

Есть ли что-то на свете, что может противостоять дурным новостям, их надвигающемуся первобытному хаосу? Это имя Пушкина, которое, по словам Александра Блока, хранит наша память с малолетства. «Этот звук наполняет...

На экраны вышел фильм режиссера Сергея Коротаева по повести писателя-фронтовика Бориса Васильева

Марина Суранова
Труд
Кадр из к/ф «В списках не значился». Фото: kinopoisk.ru

В преддверии Дня Победы на экраны вышел фильм режиссера Сергея Коротаева «В списках не значился», которым совсем недавно открывался Московский кинофестиваль. Главную роль в картине сыграл артист Театра Олега...

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина рассказали, как спасали коллекцию в 1941-м

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Даниил Анненков, Центр Зотов

В преддверии 80-летия Победы многие музеи России открыли выставки, посвященные «великим тем годам». Третьяковка, Музей Востока, Музей архитектуры, как и десятки других по всей стране, повествуют о войне по-своему...

Афиша 00:20 / 06 Июня 2025 4320
Из жизни самозванцев

Что не так с фильмом о хронике русской смуты

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны продолжают выходить фильмы из программы «Русские премьеры» недавно прошедшего Московского международного кинофестиваля. По идее, это должны быть лучшие фильмы киногода. Но ни военная драма «Почтарь»,...

Борис Кустодиев в Замоскворечье

Елена Широян, искусствовед
Труд
Б.М.Кустодиев. Автопортрет. Фото: Сайт Третьяковской галереи

Самое престижное и уютное свое пространство — Инженерный корпус до октября Третьяковская галерея отдала выставке Бориса Кустодиева (1878-1927). Вот уж проделки «гения места»! Именно в Лаврушинский переулок,...

Более 400 экспонатов с «лучшими друзьями человека» собраны под крышей Русского музея

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Френц Р.Ф. Две гончие. Начало 1870-х. ГРМ. Фото: Русский музей

«Чем больше узнаю людей, тем больше нежности к собакам», — признавался поэт и философ Гейне. Категорично, но небезосновательно! В чем убеждаешься на новой выставке Русского музея «Жизнь замечательных...

В столице проходит XI книжный фестиваль «Красная площадь»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

У стен Кремля открылся XI книжный фестиваль «Красная площадь». Свои новинки и бестселлеры представляют более 400 издательств со всей страны. В программе более 600 событий: от спектаклей и литературно-музыкальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?