Концертом оркестра Мариинского театра и юного звездного скрипача Даниэля Лозаковича завершился во вторник 17 мая XV Московский Пасхальный фестиваль. Несмотря на огромную интенсивность работы (около сотни концертов по всей России и даже в освобожденной от исламских боевиков Пальмире за последние полтора месяца), коллектив выступил на своем традиционном высоком уровне, сыграв в том числе два грандиозных произведения Бетховена и почти ничем не дав переполненному залу имени Чайковского почувствовать, что даже музыканты Валерия Гергиева, привычные к сверх-нагрузкам, могут иногда уставать.
Сам лидер Мариинки Валерий Гергиев на короткой встрече с журналистами перед выходом на сцену признал, что не может себе представить Московский Пасхальный фестиваль без выступлений вдали от столиц. За полтора десятилетия оркестр побывал в десятках регионов, от Калининградской области до Приморья, но и сейчас продолжает открывать новые для себя площадки. Например, в нынешнем году это зал филармонии в Астрахани (где несколько лет назад артисты Мариинки открывали новое здание оперы), Дворец культуры железнодорожников в Орле, Дворянское собрание в Туле...
Корреспондент «Труда», поздравив Валерия Абисаловича с присвоением ему медали «За освобождение Пальмиры», спросил, как дирижер относится к разбросу мнений в российском обществе по поводу этого награждения и самого выступления российских музыкантов в Пальмире 6 мая. Например, 74 процента аудитории радиостанции «Эхо Москвы» утром во вторник сочли награду незаслуженной, и лишь 26 процентов – заслуженной. «Первый раз слышу о таком голосовании, – ответил Гергиев. – Сам я никогда не думаю о наградах. Сегодня на заседании Всероссийского хорового общества позволил себе сказать, что поторопились награждать нас за работу по созданию сводного хора России. Мы здесь в лучшем случае на полпути к успеху... Но от того, что оркестр продемонстрировал в Пальмире и от имени страны, и от имени Мариинского театра, я никогда не отрекусь ни под каким предлогом. Сохранить Пальмиру для мировой общественности так же важно, как для нас сохранить облик Петербурга, его исторического центра (который традиционно называют Северной Пальмирой. – «Труд»). И наш концерт еще раз обратил на это внимание. А голосующих я бы разделил на две категории. Одни из них никогда не решатся на подобный шаг, поэтому нет нужды их поступки обсуждать. Другие, может быть, в жизни и делали что-то подобное, и с их мнением, наверное, надо считаться».
А затем дирижер и журналисты поспешили в зал: первый – на сцену к уже сидящему в боевой готовности оркестру, вторые – в зрительские ряды, где пришлось занимать места на ступеньках, так как свободных кресел не оказалось (среди V.I.P.-публики был замечен даже сооснователь Московского Пасхального, бывший мэр столицы Юрий Лужков). Без всяких речей начали с увертюры и скерцо Мендельсона к «Сну в летнюю ночь». Игра всех групп была изумительно виртуозной, а звучание деревянных духовых в этой партитуре я бы назвал эталонным.
Дальше – один из китов (и хитов) программы: Скрипичный концерт Бетховена с участием 15-летнего виртуоза Даниэля Лозаковича – уроженца Швеции, но «нашего» по корням человека. Он сын белоруса и киргизки, учится в Стокгольме у бывшего рижанина Эдуарда Вульфсона, сделавшего педагогическую карьеру на Западе. Несмотря на юный возраст, Даниэль – уже очень титулованный музыкант, на его счету победы на конкурсах во многих странах, в том числе на нашем «Щелкунчике». Буквально на днях он выиграл Первый Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова в Уфе. Но даже для такого опытного исполнителя концерт Бетховена – огромное испытание, учитывая гигантский масштаб произведения и все-таки еще далеко не взрослые физические силы артиста. Даниэль показал себя отлично. Для него не только не существует технических проблем, но его музыкальность, умение слышать за пассажами – фразы, за нотами – проникновенную музыкальную речь говорят о нем как о серьезном интерпретаторе (что, кстати, проявилось и в сыгранной на бис аллеманде из ре минорной партиты Баха). Лишь только темперамента подростку можно пожелать прибавить, но это, надеюсь, дело наживное.
Юный скрипач Даниэль Лозакович стал одним из украшений заключительного концерта Пасхального фестиваля
Все второе отделение составила Третья («Героическая») симфония Бетховена. Грандиозность звука Мариинского оркестра вполне соответствовала грандиозности этой симфонической фрески – первой из ряда великих эпических симфоний мира. Но вот тут как раз усталость мариинцев, пожалуй, сказалась – в микроскопическом, но ощутимом разнобое там, где весь оркестр должен шагать совершенно синхронным бетховенским шагом; в мелких, но досадных киксах, которые добавляли ложку дегтя, например, в бочку изумительного валторнового меда в трио из третьей части.
Все это, впрочем, не убавило всегдашней мариинской харизмы, которую эффектно подтвердили бисы из любимейшего Гергиевым Прокофьева, из его самого знаменитого балета – «Ромео у гроба Джульетты» и «Монтекки и Капулетти».
А сейчас музыканты Мариинского театра уже в Петербурге, ведь на днях, 26 мая, здесь открывается еще один полуторамесячный фестиваль – традиционный, XXIV летний смотр искусств «Звезды белых ночей». Его программа на редкость насыщенна: премьера оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» в постановке греческого режиссера Янниса Кокоса, «Травиата» с Ольгой Перетятько и Пласидо Доминго в главных ролях, «Лоэнгрин» с Анной Нетребко и Надей Михаэль, «Баядерка» с Дианой Вишневой, прокофьевский «Петя и волк» с Михаилом Пореченковым в партии чтеца, сольные вечера Чечилии Бартоли, Ульяны Лопаткиной, Ольги Бородиной, фаворита XV конкурса Чайковского Люки Дебарга...
Что же до самого Гергиева, то он полетел в Западную Европу. 22 мая у него – очередное выступление под открытым небом, тоже традиционное: весенний концерт с Лондонским симфоническим оркестром на Трафальгарской площади британской столицы.