Главная Работа 14:46 21 Июля 2010 13719
Жизнь между столиков
Корреспондентки «Труда» месяц проработали в сети кофеен «Шоколадница» и узнали, каково быть официантками
Катерина Бритцова, Яна Прямилова

— Здравствуйте! Вам зал курящий, некурящий? — спросила у нас девушка за барной стойкой, по всей видимости, кассир.

— Мы бы хотели к вам на работу устроиться...

— А-а-а... Ну присаживайтесь, сейчас к вам подойдут, — с лица девушки стерлась приветливая улыбка.

Директор кофейни Александр, приятный мужчина, присел с нами за столик и рассказал о правилах и требованиях к официанткам. В каждой «Шоколаднице» свой распорядок. На Тверской в здании телеграфа работают минимум по двенадцать часов, два дня через два. Но нам удалось договориться работать в удобные для нас дни. Количество рабочих часов в месяц от этого не изменилось.

Зарплата в сети кофеен небольшая — 40 рублей в час. Возможно повышение ставки до 42 рублей в час. Надо только успешно написать тест на знание правил обслуживания и меню. Через какое-то время можно написать тест еще раз — повысить себе зарплату до 44 рублей в час. Чаевые общие. Официанты, бармены, кассир и менеджер получают поровну. Кухня — по 100 рублей на человека. В день получается в среднем 700 рублей чаевых.

Но такие деньги платят не сразу. Сначала нужно семь дней отработать стажером за 40 рублей в час и 100 рублей чаевых в день. На это время тебя не оформляют по трудовой книжке. Учат всему, что должен уметь официант, присматриваются к тебе. По истечении этого срока выдается тест на знание ассортимента, правил обслуживания и этикета. Например, с какой стороны нужно подавать чашку клиенту. Если ответишь правильно больше чем на 80% вопросов, переводят на 50% чаевых. Еще несколько дней практики — и ты полноправный официант с полным «чаем» (чаевыми).

В кофейню нельзя опаздывать. Могут лишить премиальных. Нельзя приходить с ярким макияжем или с лаком на ногтях. Волосы нужно собирать. Обувь должна быть черной. В зале нельзя пользоваться телефоном, жевать жвачку, пить, есть или сидеть в форме.

В день у работника есть 1,5 часа на отдых: два раза перекусить и несколько раз выйти проветриться, отпросившись у менеджера. С 12.00 до 16.00 отлучаться нельзя. Это время ланча, когда в кофейне больше всего народа.

День первый

В первый рабочий день у входа нас встретил миловидный менеджер Павел. Казалось, что ему очень хочется, чтобы мы остались.

Первым делом он выдал форму. Она была явно кем-то ношена и давно не стирана. Мы были несказанно рады тому, что додумались надеть с утра футболки. Грязные рубашки не пришлось надевать на голое тело. Павел, впрочем, извинился за такие неудобства и дал утюг. Хоть не в мятом ходили.

Менеджер показал, где в кофейне туалет, огнетушитель и кухня. Рассказал, куда нужно относить грязную посуду и как надо заворачивать вилки с ножами в салфетки. Показал, где делают кофе и чай, а откуда надо забирать готовые блюда. Голова шла кругом.

Всегда было интересно, как официанты умудряются не путать заказы. Оказалось, все просто. Столы пронумерованы. Официант подходит к клиенту, принимает заказ, записывает его, чтобы не забыть, и забивает в компьютер. R-keeper — это система, где есть все блюда. Указываешь номер стола, что человек заказал, возможно, дополнительные пожелания (например, кофе без кофеина), а чек выходит на кухне и в баре. Заказ готовится, выставляется с чеком официантам. Подходишь к барной стойке, видишь капучино, а под ним чек с номером стола. Берешь поднос и относишь.

Кстати, носить напитки и еду без подноса строго запрещено. Даже стакан сока. Если тебя толкнут, сок выльется на поднос, а не на посетителей.

У каждого официанта есть своя именная карточка. Ей открывается система r-keeper. На ней же хранится информация обо всех заказах официанта. И вот приятный сюрприз: оказывается, 0,5% от общей суммы заказов в конце месяца перечисляются тебе в зарплату.

Еще одно открытие: еда в кофейнях «Шоколадница» привозная. Повара только раскладывают ее по тарелкам и греют в микроволновках. Раскладывают руками, во всяком случае, на наших глазах все происходило именно так. Но конечности моют часто. Повара, кстати, очень опрятные.

Еду, которую не успели продать до окончания срока годности, выбрасывают.

День второй

Менеджер выдал нам большую «вкусную тетрадь». Это чудо-подсказка со всеми правилами кофейни. Там подробное описание всех блюд и напитков, сервировка и подача. Все, что написано в тетради, надо знать назубок. Менеджер периодически проверяет знание содержания «вкусной тетрадки».

Изначально казалось, что работу официанта контролируют только менеджеры. У нас их было четверо. Они обучают стажеров, следят за порядком в зале, решают конфликтные ситуации с посетителями и среди персонала.

Но оказалось, это еще не все. За месяц «Шоколадницу» посещают три тайных гостя. Это люди, которые приходят в кофейню под видом обычных клиентов. Они следят за тем, чтобы официант соблюдал все стандарты обслуживания. Также они оценивают состояние витрины, в которой хранятся тортики, вкус блюд, чистоту туалетов. Удачное прохождение всех тайных гостей сулит премию всему коллективу в конце месяца.

Любой посетитель кофейни может оставить запись в «Книге жалоб и предложений». Каждая жалоба рассматривается руководством кофейни.

Впрочем, если она основана не на фактах, а на личной неприязни или плохом настроении, официанта вряд ли уволят. Часто случается, что посетители сами создают конфликтные ситуации.

Например, одна дама, обнаружив в своем коктейле кофейное зерно, до последнего доказывала себе и окружающим, что это таракан. Не успокоилась она и после того, как коктейль ей заменили.

День третий

В кофейне царила мирная атмосфера, не считая редких стычек на кухне, но, к счастью, их суть никто не понимал из-за незнания киргизского языка, на котором разговаривали повара. Официанты всячески помогали на первых порах. Вообще система подстраховки — очень полезная вещь, и в час пик ты можешь положиться на товарищей, которые и чай отнесут на твой стол, и посуду убрать помогут.

Старожилы кофейни делились маленькими секретами: как, например, ставить блюда на поднос, чтобы он не перевернулся, в какой последовательности выставлять их перед гостем.

Но вместе с опытом приходила и усталость. К концу рабочего дня сил не оставалось даже на улыбку.

В ланч или любой другой час пик голова кипит в прямом и переносном смысле слова. Жарко, душно, накурено. Когда сидишь за едой, на это попросту не обращаешь внимания, а когда с подносом носишься между столами, ни о чем другом думать не получается. Спасают улыбка и доброе отношение к людям.

Ланч самих официантов проходит несколько иначе. Сменив форму на обычную одежду, они занимают небольшой столик в зале и заказывают на кухне одно из нескольких предложенных блюд — из общего меню «Шоколадницы». Первые дни обед несказанно радует: вкусно и можно отдохнуть; со временем остается только отдых: меню довольно однообразно и быстро приедается. До сих пор сложно поверить, что люди приходят в кофейню каждый день и заказывают один и тот же ланч, как это делают постоянные клиенты.

Под конец дня ноги болят до слез. Единственная мечта — дом, душ, кровать.

Время замерло

Очень быстро работа в кофейне стала однообразной. Мы уже написали тесты, перешли на полный «чай». Многих постоянных клиентов мы помнили в лицо и знали, что они будут заказывать. Даже начали интересоваться сплетнями кофейни. О чем еще 12 часов разговаривать?

Уже могли примерно определить, кто из посетителей оставит чаевые, а кто — нет. Например, почти всегда оставляют на чай мужчины после 25 лет с дамами. И почти никогда — молодые люди до 25. Независимо от наличия при них дамы.

Работать в «Шоколаднице» трудно. В кофейне есть что-то вроде поговорки о том, что нет сотрудника, не поплакавшего в туалете. Это тяжело физически: целый день на ногах с тяжелым подносом. Это тяжело морально: гости не всегда адекватны, в коллективе бывают разногласия.

На работу в кофейню устраиваются в основном студенты и приезжие, опыт работы не требуется, особых навыков — тоже.

Но, несмотря ни на что, есть и положительные примеры. Обещанный карьерный рост — не вымысел, и все менеджеры и даже директор рассказывали, как когда-то также начинали с официантов и барменов.

10 самых нелепых просьб клиентов

  • Девушка попросила разогреть штрудель с мороженым — блюдо стало похоже на кисель.
  • Клиентка потребовала заменить свежевыжатый сок на «настоящий». По ее мнению, в свежевыжатом соке не бывает мякоти.
  • «Вытащите рис из рисового чая». Официанту пришлось заниматься рисоловством с помощью чайной ложки и пальцев.
  • «У вас есть десерт „Малина со сливками“? Отделите малину от сливок и принесите все это на отдельных тарелках».
  • «Будьте любезны, чай с чабрецом, только положите в него мой чабрец», — мужчина протянул официантке пакетик с чаем.
  • «Разогрейте мне грейпфрутовый фреш, пожалуйста».
  • «Не беспокойте меня», — попросил мужчина, аккуратно разрывавший и складывавший в стопки на столе салфетки.
  • «Дайте мне торт с орехами, у меня на них аллергия».
  • «Малыш, принеси виски, я горю!»
  • «Прекратите убирать со стола и примите мой заказ».

Плата за труд

  • 40 рублей — начальная почасовая ставка официанта в кофейне «Шоколадница»
  • 46 рублей — максимальная сумма, которую может получать официант в час (после написания трех тестов на знание меню и правил обслуживания)
  • 480 рублей — заработок официанта за одну смену (12 часов)
  • 700 рублей — средние чаевые за смену
  • 0,5% от общей суммы заказов в месяц составляет премия официанта

Ликбез

  • Гость — посетитель ресторана.
  • Запара — главное слово официанта, означает полный зал, час пик.
  • Капуч — капучино, самый заказываемый кофе.
  • Эр-кипер — компьютер для заказов.
  • Открыть (закрыть) стол — создать (рассчитать) столик через эр-кипер.
  • Перекинуть стол — перенести через эр-кипер заказ с одного столика на другой.
  • Висяк — следствие ошибки официанта — блюдо, пробитое в чеке, но не проданное клиенту.
  • Разнос — так официанты называют поднос.
  • Тэйбл-тенс — меню со спецпредложениями, которое стоит на столиках.
  • Накручивать приборы — заворачивать приборы в салфетки.

Интим не предлагать

Как клиенты пытались «склеить» официанток

Катерина Бритцова:

— Как-то к нам в кофейню зашел итальянец. Он был очень любезен и много улыбался. Разговаривали мы на английском, который оба знали, мягко говоря, не очень. А перед уходом он написал мне адрес своей гостиницы и предложил прийти к нему на часик-полтора. «Only talking, no intim», — добавил он, увидев мое ошарашенное лицо. Жестами мы с ним беседовать должны были, что ли?!

 

Яна Прямилова:

— Несколько дней подряд к нам на завтрак приходил мужчина средних лет, смахивающий на профессора. Видимо, мой заспанный с утра вид вызвал у него жалость, и он стал настойчиво убеждать меня, «что пора сменить работу и он готов помочь». Что за работа, он не объяснил, кто он такой, собственно, тоже. На «собеседование» после работы я пришла с подругой, «работодатель» обвинил меня в недоверии и исчез.

Стандарты обслуживания в «Шоколаднице»

  • Поприветствовать гостя. Предложить курящий или некурящий зал, усадить за столик.
  • Подать меню в раскрытом виде. Рассказать про спецпредложения.
  • Через 5 минут подойти к гостю, принять заказ, записать его в блокнот. Повторить заказ. Очень важно предложить гостю что-нибудь еще. Если заказ большой, спросить, в какой последовательности приносить блюда.
  • Принести заказ гостю. Блюда приносятся в определенной последовательности: напитки — 5 минут, десерты — 7 минут (если в заказе нет горячих блюд), горячие блюда — 10 минут (если в заказе есть еще и десерты, то они приносятся после того, как гость доест горячее).
  • Убрать грязную посуду, салфетки. Спросить гостя, как ему вкус блюда и не желает ли он чего-нибудь еще, не нужно ли повторить напитки.
  • Если гость просит его рассчитать, уточнить, нет ли у него скидочной или подарочной карты, и в течение трех минут принести ему счет. Рассчитать гостя надо в течение 5 минут. Даже если нет сдачи, официант обязан принести фискальный чек.

Грядет «революция зарплат». СВО исчерпала готовность россиян к дешевому труду

Александр Киденис
Труд
На фронте СВО средний заработок российского бойца можно оценить в 600-800 тысяч рублей в месяц. Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

В канун Первомая в Москве состоялось первое заседание Общественного совета президентской образовательной программы «Время героев» для участников и ветеранов спецоперации. Напомним, что программа создается на базе...

Неужели «неправильная» экономика и социальная несправедливость лечатся только революциями? Или труд бывает сильнее капитала?

Евгений Акатов
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Не секрет: нехватка рабочих рук в России идет по нарастающей. Одна из причин — людям элементарно недоплачивают. Справедливой зарплатой, по мнению экономистов, сегодня можно считать 150-200 тысяч рублей в месяц....

На свою пенсию и личные накопления в старости рассчитывают менее одной пятой работающих россиян

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

29% россиян продолжат трудиться после выхода на пенсию, следует из данных «Авито Работы». В основном так ответили респонденты от 55 до 64 лет (40%) и от 45 до 54 (34%). Лишь 19%...

Работа 00:08 / 24 Мая 2024 5280
Лечить некому

В России не хватает 30 тысяч врачей и 63 тысячи средних медицинских работников

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
По данным Счетной палаты, реальный дефицит докторов в России превысил 300 тысяч. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

«Куда смотрит министр здравоохранения?» — громогласно спрашивает спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, «проблема кричащая: в больницах и поликлиниках работать некому». О том же,...

На каждые 10 тысяч россиян сегодня приходится 163 чиновника. В СССР их было вдвое меньше

Александр Киденис
Труд
Наибольший вред приносит российская бюрократия российскому бизнесу. Фото: Геннадий Хамельянин, globallookpress.com

Картошка еще не взошла на подмосковных огородах, а дачников уже предупредили: за каждый проданный килограмм заплатите штраф до 2 тысяч рублей. Такие нормы теперь содержатся в обновленной редакции Кодекса об административных...

«Такие же решения могут быть приняты и по другим отраслям», — отметил губернатор региона Роман Старовойт

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Власти Курской области запретили мигрантам работать в такси. Как передает РИА Новости, об этом сообщил губернатор региона Роман Старовойт. «Я подписываю, вот буквально при вас, постановление, которое вводит запрет на привлечение мигрантов...

Соответствующий документ опубликован на сайте правительства

Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Правительство России постановило создать межведомственную комиссию субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров России. «...Правительство Российской Федерации постановляет: утвердить...

С инициативой об установлении нового праздника в правительство РФ обратился ректор МГУ

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Новый профессиональный праздник – День математика - будет отмечаться зимой, 1 декабря. Как сообщает пресс-служба кабмина России, закрепить его в календаре распорядился председатель правительства Михаил Мишустин. «Праздничной датой...

«Раз в шесть лет можно себе это позволить», - отметила спикер Совета Федерации

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила сделать дни будущих инаугураций президента России выходными. Об этом сообщает РИА Новости. «Такие события, конечно же, происходят один раз в шесть лет, потому что выборы президента...

Аналогичная участь постигла сотрудников букмекерских контор, которых ранее минцифры «признало критически важными» и дало отсрочку от службы 

Фото: Serhiihudakukrinform, globallookpress.com

Власти Украины отменили указ о предоставлении брони от мобилизации для курьеров и букмекеров. Об этом в четверг, 16 мая заявила министр экономики страны Юлия Свириденко. «Учитывая общественный резонанс, я отменяю указ о бронировании и...

Также кадровым службам предприятий и организаций «незалежной» предписали вручать повестки отпускникам и болеющим 

Кадр телеканала НТВ

Украинское правительство обязало юридические лица направлять заказными письмами повестки военнообязанным сотрудникам, которые находятся на больничных, в отпусках или работают в удаленном формате. Также руководство предприятий уполномочили доставлять...

«Считайте это нашей первой рекомендацией, настоятельной», - сказал спикер Госдумы

Фото: Александр Казаков/пул Кремля, globallookpress.com

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин предложил вывести из-под прогрессивной шкалы налогообложения доходы участников специальной военной операции (СВО). Об этом сообщило информационное агентство «Прайм». «Прогрессивная...

Выгоднее брать отпуск в месяцы, в которых больше всего рабочих дней

Фото: Oksana the King/Business Online, globallookpress.com

Работающим россиянам лучше всего брать отпуск в июле или октябре и добавить к нему выходные дни: за них заплатят отпускные. Об этом сообщается в Telegram-канале Государственной думы. «При уходе в отпуск выгода может быть двух видов -...

На нее смогут рассчитывать семьи работающих граждан, где среднедушевой доход не превышает полтора региональных прожиточных минимума на человека 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Начиная с 2026 года ряд российских семей с невысокими доходами, воспитывающие двух и более детей, смогут оформить так называемую «семейную налоговую выплату». Об этом в четверг, 30 мая сообщил глава Минтруда Антон Котяков. На выплату...

Авторы законопроекта объяснили эту идею повышением возраста поступающих абитуриентов

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы от партии ЛДПР внесут на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о введении досрочной пенсии для педагогов среднего профессионального образования. Об этом рассказал РИА Новости глава парламентского комитета...

Канцлер ФРГ потребовал, чтобы они устраивались на работу

Фото: Marijan Murat/dpa, globallookpress.com

Адресованный украинским беженцам призыв канцлера Германии Олафа Шольца устраиваться на работу является попыткой оправдать свою политику. Об этом написало издание Unherd. «На выходных канцлер Олаф Шольц призвал украинских беженцев в Германии...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?