На первый взгляд, самая обыкновенная, ничем не примечательная заштатная «железка» на окраине Калининграда. Но стоит приглядеться к рельсам — и услышишь гул времени.
Нагибаемся и читаем вдоль рельса: THYSSEN 1936. Хм, кто бы мог подумать: ровесник сталинской конституции. Идем дальше. На следующем рельсе — KRUPP 1915. В Первую мировую, стало быть, свет увидел? Так, а здесь уже UNION 1904? Выходит, это мы уже до Русско-японской войны добрались. Так может, тут и постарше экспонаты есть? Вот, пожалуйста: рельс, сделанный в 1899 году. Здравствуй, позапрошлый век! А следующий еще старше — 1894 года выпуска. В России умер Александр III, Николай II взошел на престол. До каких же глубин мы по этой дороге времени доберемся? Самым пожилым оказался рельс с клеймом UNION 1891. Получается, 122 годика ему, а он все еще в строю и на пенсию не собирается. Мосин в том же году знаменитую винтовку придумал. Булгаков родился. А Сибирскую железную дорогу строить начали.
... Изначально эта ветка была проложена к танковому училищу в поселке Крауссен (ныне — Борисово). На смену немецкому танковому училищу пришло советское инженерное. А теперь на его месте пограничный институт ФСБ РФ. До недавнего времени старая «железка» использовалась для подвозки грузов в институт — от магистральных путей Калининград — Москва. Однако сегодня поезда тут не ходят. Невыгодно, машинами получается дешевле.
Какое же будущее у раритетной железной дороги? Вряд ли ее «музеефицируют». Куда вероятнее, что рано или поздно разберут, а рельсы пустят на переплавку. Но пока она по-прежнему служит людям. Местные курсируют по ней туда-сюда как по обычной дороге. Удобно, да и чистый воздух, и живописные виды. А если взгляд вдруг упадет на рельсовое клеймо, пешеход невольно замедлит шаг и задумается. Дескать, надо же, как раньше дело делали! Солидно, на века. Не грех и нам поучиться.