Главная Экономика 00:01 22 Сентября 2023 8216
Подсесть на отечественное

Президент России предложил отечественным чиновникам «быть поскромнее» и не зариться на иномарки

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Неужто большим людям придется отказаться от «Мерседесов»? Фото: Teera Noisakran/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Прошло полтора месяца с тех пор, как Владимир Путин на встрече с работниками обрабатывающей промышленности высказался за то, чтобы пересадить российских чиновников на отечественные автомобили. Произошло это после того, как многие ведомства попросили увеличить закупки иномарок. Президент же указал: такую практику нужно прекратить, нужно «где-то быть поскромнее, чем раньше».

Дело в том, что в условиях санкций цены на иномарки резко выросли, а доступ к ним усложнился. Есть здесь и еще один вполне логичный побудительный мотив: использование отечественной техники помогло бы развитию собственного автопрома. Кстати, во Франции чиновники преимущественно пользуются машинами французского производства, немецкие слуги народа тоже предпочитают отечественные марки. Это считается патриотичным и экономически выгодным. Правда, там чиновники нередко пользуются общественным транспортом и велосипедами.

Поначалу, наверное, в бюрократической среде к инициативе президента отнеслись снисходительно: мол, не стоит торопиться, авось пронесет и на этот раз. Ведь подобные попытки уже случались еще 26 лет назад. Тогда с такой инициативой выступил вице-премьер Борис Немцов. А президент Ельцин 1 апреля 1997 года даже издал указ о запрете на закупки иномарок для чиновников. Предполагалось пересадить их на «Волги». Но идея была успешно похоронена бюрократами.

Впоследствии было предпринято еще несколько попыток. Самая заметная случилась в 2014 году, когда премьер-министр Дмитрий Медведев запретил чиновникам покупать машины иностранного производства за государственный счет. Пересадить слуг народа на «Волги» и «Жигули» задумывали и региональные власти, в частности, в Амурской и Ульяновской областях. Но максимум, чего удавалось добиться, так это считать собранные в России чиновничьи «Мерседесы» и «Тойоты» отечественными машинами.

А посему и на этот раз чиновники спокойно продолжили закупать иномарки. За первые две недели августа нынешнего года на портале госзакупок появились новые заказы более чем на 50 млн рублей. Однако, судя по всему, на этот раз все выглядит серьезнее.

В начале сентября устное пожелание главы государства обрело документальную форму в виде поручения правительству и управлению делами президента: до февраля 2024 года разработать меры, с тем чтобы пересадить чиновников на отечественные авто.

Речь идет о «приоритетном использовании государственными и муниципальными служащими в служебных целях российских высоколокализованных автомобилей». Ответственными за реализацию назначены премьер-министр Михаил Мишустин и высшие должностные лица субъектов Федерации.

В принципе, еще не так страшно, но уже запахло жареным. А на Восточном экономическом форуме президент России напомнил о своем поручении, заявив, что скоро начнутся закупки для чиновников отечественных машин, и будет определено, «кому чего положено». По словам Путина, России нужно брать пример с Индии. «Они в основном делают упор на использование автотранспорта, произведенного в Индии, — отметил президент. — Премьер-министр Индии Нарендра Моди абсолютно правильно делает, что продвигает идею «делай в Индии».

В продолжение этой истории 19 сентября совет Госдумы одобрил идею закрепления за депутатами во время их работы в регионах только отечественных машин. Как сообщают источники в Госдуме, вероятно, «Форд Мондео», на которых ездят рядовые депутаты в столице, будут менять на «Ладу Весту», а БМВ и Genesis, закрепленные за руководителями фракций и вице-спикерами, — на «Аурус».

Однако есть проблема с выбором. Отечественной ныне можно считать с большой натяжкой (до 70% компонентов — импортные) продукцию ГАЗа, АвтоВАЗа, УАЗа, а также люксовый «Аурус». Цены на последний начинаются от 37 млн рублей, массовое пересаживание на него влетит бюджету в копеечку. Заметим, что цены на китайский аналог «членовоза» — автомобиль марки «Хунци» («Красное знамя»), который, кстати, доступен всем китайцам, — начинаются даже на нашем рынке от 4-5 млн рублей. К тому же «Аурус» — пока штучный товар, на всю 2,5-миллионную армию российского чиновничества их явно не хватит.

Сейчас средняя цена одного лота госзакупок по этой категории товара составляет 13,7 млн рублей. Зато гендиректор АвтоВАЗа Соколов заявлял, что завод готов нарастить производство и за два года обеспечить бюрократические потребности. К тому же вот-вот должен начаться выпуск продвинутых «Жигулей» — «Лады-Аура» (намек на родство с «Аурусом»). Цены на эту модель скромнее, хотя и не бросовые — 2,5 млн рублей. Что касается УАЗа, то его модель «Патриот» видится скорее для использования в сельской местности.

«Москвич», как бы кому ни хотелось представить иначе, — это китайский автомобиль, собранный в России. Есть еще китайский «Хавал» с определенной степенью локализации в России. Можно и его зачесть как отечественный автомобиль, и это в какой-то мере упростит решение поставленной задачи. Но здесь возникает вопрос: вам шашечки или ехать?

Поскольку уже после обращения президента закупки иномарок продолжились, можно предположить, что чиновники и дальше будут искать лазейки для обеспечения себя «членовозами» из-за рубежа. Как говорят автоэксперты, бюрократическая вертикаль продолжает использовать такой хитрый способ, как закупки не напрямую на министерство или ведомство, а на специальный фонд, созданный для этих целей и как бы не имеющий отношения к бюрократам. К тому же всегда есть возможность арендовать столь близкий чиновничьему сердцу «Мерседес» или БМВ, как это делает ныне, например, Госдума. В то же время эти варианты, скорее всего, будут все более проблематичными из-за санкций, а также из опасений впасть в немилость у автора идеи пересаживания в ее нынешнем виде. Впрочем, раньше чиновникам, отказавшимся пересаживаться на отечественные авто, ничего за это не грозило, контроля никакого не было. А душа и тело требовали подобающего статусу комфорта...

Пока что из бюрократической среды не слышно бурных возгласов одобрения инициативы лишить слуг народа привычного им удобного западного и японского транспорта. Видимо, кое-кто из чиновников чешет репу: их личный комфорт в кои-то веки поставлен в зависимость от развития промышленности внутри страны. Однозначным сторонником идеи пока заявил себя спикер Госдумы Вячеслав Володин, которому это по должности положено. Еще в июле Володин предлагал пересадить парламентариев на служебные автомобили российского производства, поскольку «в нынешней ситуации вызовов нам ни в коем случае нельзя кормить наших врагов, которые эти деньги будут использовать на поддержку той же Украины, на поставку им вооружений и техники». «В нашей власти, чтобы как можно быстрее парк Госдумы пополнили «Лады» и «Москвичи», — отмечал он. По словам спикера Госдумы, с подобных решений начинается российское автомобилестроение — если пользоваться иностранными автомобилями и не быть внимательными и требовательными к отечественному производству, то страна «никогда не создаст свой автопром».

«Чтобы появились полностью российские «Москвичи» и «Лады» по доступным ценам, нужно создать спрос и дать стимул к локализации. Правильно, что мы начали с себя. Теперь нужно, чтобы нашему примеру последовали чиновники на всех уровнях», — написал в своем Telegram-канале вице-спикер Госдумы Владислав Даванков.

Что верно, то верно. От политических заявлений пора бы переходить к конкретным делам, а не полумерам. Речь идет о масштабной программе возрождения отечественного автомобилестроения, разрушенного в период реформ. Это должна быть не локализация иностранных брендов, а создание собственной индустрии по примеру восстановления утраченного авиастроения и судостроения. Но парламентариям пока не приходит в голову простая идея: вовсе отказаться от персональных и служебных машин и пересесть на такси, общественный транспорт, велосипеды и самокаты. Это, с одной стороны, открыло бы им глаза на обычную жизнь, а с другой — сулило бы немалые перспективы развития страны. А если бы парламентарии и госслужащие ко всему еще и жили бы по закону, а не по понятиям, пользовались бы «народными» поликлиниками и здравницами, отдыхали бы на родных, а не на зарубежных побережьях и так далее, то наша страна уже давно приобрела бы несколько иной вид. Но пока об этом речь не идет.

Не доросли?

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6129
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 3077
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Как в разных странах Европы борются за повышение рождаемости

Алекс Зверев
Труд
Фото: Rosseforp/imagebroker.com, globallookpress.com

Венгерским женщинам третий ребенок точно не будет лишним. Для многодетных матерей в этой стране навсегда отменяют подоходный налог. Пусть себе рожают и о налогах не беспокоятся. Глава правительства Венгрии Виктор Орбан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?