Александр Юрьевич - личность в среде тружеников электронных СМИ достаточно известная. Именно он организовывал службы новостей "Вести", за что был удостоен высшей в России телевизионной награды ТЭФИ. Но год спустя после этого весь комсостав Российского телевидения во главе с его "неудобным" для властей председателем Олегом Попцовым оказался не у дел. Для Нехорошева начались три года странствий, работы в различных телекомпаниях.
- Для меня это время стало периодом моего личного "открытия России". Я сумел поучаствовать сразу в трех проектах ОРТ, за баранкой автомобиля с телекамерой объездил полстраны, отснял 48-серийный фильм о Пушкине, написал о нем книгу, на Радио России выпустил цикл программ...
- Как же, как же, помним в течение года звучавший за кадром ваш голос: "До дня рождения Александра Сергеевича осталось...".
- Действительно, тот год стал неожиданным подарком судьбы. Вместе с продюсером Ларисой Кривцовой и режиссером Светланой Шурыгиной мы чуть не стали лауреатами ТЭФИ в номинации "Проект года". Но главное, я объездил пушкинские места и понял, что ошибался, считая самым красивым местом в России Бородино. Побывав в Михайловском, я навеки влюбился в этот край, и теперь каждый год день рождения поэта буду встречать там. Не сочтите за комплимент, но особенно в последний год моих странствий мне очень помогала трудовская "толстушка". И хотя телевизионщики обычно газет не читают, но, поверьте, я всегда с запланированным чувством удовольствия хватал в киоске "Труд -7". Три-четыре темы из каждого номера я "железно" использовал в работе над программой "Доброе утро" по четвергам на ОРТ, где служил до перехода на ТВ Центр. Возможно, это объясняется постоянным наличием в газете здорового консерватизма трудовцев, который мне очень симпатичен...
- Говорят, по всем направлениям вы вместе с Попцовым готовите серьезные реформы.
- Как мне кажется, ошибка наших предшественников состояла в их непременном желании превратить канал в очередной федеральный. Но для того чтобы "переплюнуть" ОРТ, ВГТРК и НТВ, не было ни сил, ни средств. А между тем канал-то московский, у него потенциально огромная аудитория. В то же время, если проанализировать работу всех перечисленных каналов, то обнаружится весьма хаотичная и бессистемная картина освещения темы Москвы. Так почему бы не исправить эту досадную оплошность и не попытаться рассказать о жизни столицы увлекательно и профессионально? Люди забыли, что Москва - не только и не столько синоним Кремля, сколько духовный, культурный, экономический центр России. И с этой точки зрения все, что здесь происходит, интересно людям. В этом, как я считаю, и состоит "федерализм" канала.
- Будете ли вы принципиально от чего-то отказываться, а к чему-то, наоборот, возвращаться? Например, к безвременно почившему на ТВ Центре "Пресс-Экспрессу", некогда популярной рубрике не только у телезрителей, но и у газетчиков?
- Действительно, "Пресс-Экспресс" был одно время самой стильной программой на темы ежедневной печати. Мы сейчас думаем о новой программе, посвященной нашей буйной прессе. Но если бы на ТВ Центре была только одна проблемная передача... Нас сегодня не удовлетворяет многое. Например, утренняя передача "Настроение", имеющая недопустимо низкий рейтинг. Хотим обновить и подачу юмора на канале. Кстати, пользуясь случаем, обращаюсь к читателям "Труда" с предложением поучаствовать в конкурсе новых проектов этих передач. Единственное условие: поклонников Петросяна и юмористической "тусовки", которая без конца кочует с канала на канал, прошу не беспокоиться. Считаю, первые наши шаги должны обнадежить телезрителя. Создана дирекция художественных программ, начинаются переговоры с классиками всех телевизионных жанров. Я могу пообещать читателям "Труда", что и ТВ Центр превратится в серьезный московский, духовный, информационно-насыщенный канал. Он станет отчасти семейным и нередко консервативным. И ничего дурного в этом не вижу. Насколько я знаю, во всем мире консерватизм как политическое течение и эстетическая программа вполне состоятелен. Дай Бог, чтобы он в нашей стране победил и в политике и хотя бы на одном телеканале...
- Вероятно, не просто руководить любым телеканалом в то время, когда политические страсти бушуют на экране, а иных ведущих показывают "телекиллерами"?
- Нередко приходится объяснять авторам политических приказов и конъюнктурных указаний, что профессионал - это не тот, кто вырос из первой древнейшей профессии. Я вырос в среде, где принципы всегда играли важнейшую роль. Бабушка была актрисой. Дедушка во времена Фурцевой возглавлял в Министерстве культуры СССР управление театров. Отец и мать закончили ГИТИС в один год с Эфросом, Крымовой, Шмыгой. Мама всю жизнь проработала в журнале "Искусство", папа полжизни - в журнале Союза художников "Творчество". От них мне досталась привычка кем-то постоянно руководить и быть жертвой принципов. Помню, когда в 60-м году пошел в школу, тотчас возглавил октябрятскую "звездочку". Меня всегда куда-то выбирали, в ВГТРК, например, даже в председатели забастовочного комитета. И пусть будет так, как складывается. Но держаться за место ради места ни я, ни мой шеф Олег Максимович Попцов не приучены.
- И последний вопрос. Ваша экзотическая фамилия не приносит вам неприятности?
- Мой отец считает, что она происходит из пензенских краев. Там и сегодня есть деревня, где живут одни Нехорошевы. Понимаю, что фамилия анекдотична, порой вызывает улыбку. Причем с детства. Вступаю в октябрята, в пионеры, в комсомол, в партию, пожелание у всех одно - "будь" хорошим. Поначалу, честно скажу, даже комплексовал, но в последнее время заметил, что число "нехорошевых" и в журналистике, и в других областях стало расти. Значит, "наши" из пензенской деревни двинулись в города...