Член совета директоров ФК «Динамо» Сергей Степашин предложил установить потолок зарплат в РПЛ. Идея не новая, но получит ли она развитие? Время от времени этот вопрос поднимается, обсуждается и... угасает. Однако сегодня эта тема, можно сказать, набухла.
Посещаемость на футбольных матчах низкая, зарабатывать на телетрансляциях и рекламе большие деньги российские «менагеры от спорта» так и не научились. В международных турнирах российские клубы давно не играют. Однако количество легионеров не уменьшается, и зарплаты у многих из них явно завышенные. Половина кандидатов в нашу сборную значительную часть сезона просиживают на скамейке запасных, получая при этом громадные по российским меркам деньги. В общем, ряд клубов РПЛ живут явно не по средствам.
Между тем меры, к которым призывает Степашин, вовсе не являются чрезвычайными. Например, у хоккеистов в НХЛ потолок зарплат был введен в 2005 году. Необходимость такого шага была продиктована ситуацией: ведущие клубы Лиги в стремлении переманить к себе сильнейших хоккеистов столь щедро оплачивали их услуги, что на зарплаты игроков стало уходить 3/4 всей выручки за матчи, рекламу и прочую коммерческую деятельность. Бизнес затрещал по швам.
С тех пор потолок растет: от первоначального лимита 39 млн до 96 млн долларов в минувшем сезоне. Уже запланирован потолок и на следующие два сезона — 105 млн и 114 млн долларов. Это ограничение назначается не волевым решением руководства Лиги, а рассчитывается перед каждым сезоном, исходя из планируемых доходов НХЛ в целом и каждого из клубов. И прогнозы эти на удивление точны.
Для сравнения: «Зенит» в 2024 году потратил порядка 45 млн евро на зарплату игрокам — и это если не считать бонусов за победы, забитые голы и прочие достижения. Что составляет пятую часть всех зарплат футболистов РПЛ. Даже по сравнению с главными конкурентами в борьбе за чемпионство («Краснодар», «Динамо», ЦСКА, «Спартак») это раза в полтора-два больше. А клубы-аутсайдеры «Факел», «Акрон», Динамо" (Махачкала) и вовсе ограничились годовыми зарплатами в 6-7 млн евро. Ясное дело, после введения потолка столь вопиющей разницы в стоимости игроков не будет, так что и класс команд подравняется, и результаты большинства матчей станут менее предсказуемыми.
Если же сравнивать «Зенит» с клубами ведущих европейских чемпионатов, то в АПЛ команда с берегов Невы по этому показателю оказалась бы на предпоследнем месте. А в чемпионатах Италии, Испании, Германии — на 6-7-м месте, во Франции «Зенит» вошел бы в пятерку самых богатых. Ну так в тех зарубежных клубах и зрителей гораздо больше приходит на матчи, билеты и абонементы дороже, рекламные контракты и телевизионные права работают эффективнее. А вот еще сравнение: пять клубов, вошедших в 1/8 финала Лиги чемпионов, тратят на зарплаты игрокам меньше «Зенита».
Но далеко не все согласны с Сергеем Степашиным. Вот как прокомментировал его предложение Дмитрий Свищев, депутат Госдумы, много лет руководивший там комитетом по спорту:
— О предложении ввести потолок зарплат я слышал от многих в последние 20 лет. Но еще недавно президент РФС заявил, что возвращение наших клубов на международную арену вполне возможно. А без иностранных игроков там мы будем выглядеть не самым ярким образом: Если приведем всех к единому знаменателю и установим потолок, то усреднится не только уровень зарплат, но и уровень российского футбола. Он станет не таким ярким и зрелищным, потому что мы потеряем часть игроков с известными в футбольном мире именами. И потом, кто сможет обязать владельца частного клуба ограничить себя в желании купить игрока, который по карману?
Честно говоря, в этом заявлении много лукавства. Во-первых, что касается владельцев частных клубов, имеющих право тратить деньги по своему усмотрению, так эти слова можно адресовать разве что ФК «Краснодар», ну, может быть, «Акрону». А остальные клубы РПЛ в значительной мере пользуются поддержкой федеральных и региональных властей, а также госкомпаний. Во-вторых, потолок зарплат можно как ввести, так и отменить. Перспектива возвращения российских клубов в еврокубки не столь оптимистична. В конце концов, для клубов, выступающих в еврокубках, можно установить потолки повыше, чем для остальных.
Даже для 48 ведущих испанских клубов введена своего рода внутренняя финансовая фейр-плей. Ла Лига для каждого клуба устанавливает лимиты на зарплату. И эти суммы определяются накануне каждого сезона по итогам аудита — в зависимости от финансового состояния каждого клуба Лиги.
А что думают насчет потолка зарплат наши футбольные профессионалы? Виктор Лосев, капитан сборной СССР, олимпийский чемпион 1988 года, тренер с 30-летним стажем, делится с «Трудом» сомнениями:
— Думаю, даже если потолок зарплат в РПЛ и установят, то наши умудренные руководители клубов найдут способы стимулировать футболистов из разных источников, которые формально не будут попадать под лимит. Или установят планку на такой высоте, что богатые клубы ограничений не почувствуют. Примерно так сейчас выглядит ситуация с лимитом на легионеров, который не мешает играть в РПЛ табунам иностранцев, причем не самого высокого уровня.
Солидарны с Лосевым и другие известные в прошлом футболисты и тренеры. Разница лишь в том, что они в адрес руководства РПЛ и ведущих клубов высказывали менее парламентские выражения. А вывод таков: пока нашим футболом руководят люди, которых нынешнее положение вещей полностью устраивает, ожидать радикальных перемен не приходится. А значит, на поле при полупустых трибунах по-прежнему будут выходить футбольные гастарбайтеры, приехавшие в Россию за длинным рублем.