Главная Культура 00:05 26 Января 2024 2445
Вальсы блокадных сумерек

В Санкт-Петербурге восстанавливают музыкальную историю Великой Отечественной

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Премьера посвященной подвигу ленинградцев Третьей «Героической» симфонии Гавриила Попова 9 марта 1947 года. Дирижер Абрам Стасевич. Фото предоставлены Санкт-Петербургской филармонией им. Шостаковича

У петербуржцев два Дня Победы. Один тот, что празднует вся страна, — 9 Мая. Но есть и другой — 27 января. В этот день в 1943 году была прорвана фашистская блокада Ленинграда, а еще через год, 80 лет назад, вражеской осаде протяженностью в 872 дня был положен конец. Более миллиона мирных жизней, по недавно уточненным данным, унесли те страшные 29 месяцев. Но даже в тех адских условиях жизнь в городе продолжалась. И вместе с заводами работали учреждения культуры, ставшие символами силы духа ленинградцев. К нынешней дате Санкт-Петербургская филармония имени Дмитрия Шостаковича инициировала масштабный проект «Военная летопись», включающий восемь реконструированных концертных программ тех лет.

Проект этот не мог обойтись без сотрудников филармонической библиотеки, помогавших восстановить репертуар военной поры. Общеизвестна премьера Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии, транслировавшаяся Ленинградским радио на весь мир. Однако то был лишь один из множества концертов, которые не прекращались все четыре военных сезона — до самой Победы.

— Репертуар был самый разнообразный, насколько позволяли условия, — рассказал «Труду» заведующий библиотекой Павел Дмитриев. — Звучала и симфоническая музыка, и русская народная. Были и сольные программы. Так, около 500 концертов дал в блокаду один только пианист Александр Каменский. То есть он играл почти каждый день! Не считая выступлений на радио. В зимнюю стужу в нетопленом Большом зале филармонии слушатели сидели в шубах, но Александр Данилович выходил на сцену неизменно во фраке. Лишь на руки надевал легкие перчатки. Музыкант дождался снятия блокады, но вскоре после Победы умер.

Регулярно выходили на сцену популярные оперные певцы — лирический тенор Иван Нечаев, сопрано Надежда Вельтер, меццо-сопрано Софья Преображенская. Проходили балетные и литературно-музыкальные концерты...

«В театре им. Пушкина было три градуса мороза, — вспоминал про ту пору легендарный Владимир Софроницкий, — но как меня слушали и как мне игралось! Я понял — пока лучшие люди нашей страны отстаивают каждую пядь земли, пока наши дети (и среди них мой сын) сражаются на фронте, мы, художники, должны своим искусством поднимать духовные и физические силы народа на разгром врага... Может быть, только в эти дни я понял по-настоящему, почувствовал величие бетховенской Аппассионаты и героическую призывность 3-ей сонаты Скрябина».

Начиная с 1942-го, еще до прорыва блокады, в осажденный Ленинград стали регулярно летать артисты с Большой земли, в первую очередь москвичи — виолончелист Святослав Кнушевицкий, скрипачка Галина Баринова, пианистка Мария Юдина. Ректор Ленинградской консерватории Павел Серебряков прилетал на свои клавирабенды аж из ташкентской эвакуации. А Мария Вениаминовна не только давала концерты, но и проводила занятия со студентами и педагогами консерватории (кстати, родной для нее, как и для Бариновой, Софроницкого). Во многом благодаря Юдиной в афиши филармонии вернулись великие немецкие имена — Бетховен, Вагнер, Брамс, Брукнер, с началом войны оттуда на время исчезнувшие. Юдина не боялась погибнуть в городе, который постоянно обстреливался фашистами. Она ведь в первые военные месяцы окончила курсы медсестер, ездила по госпиталям, чтобы поддержать раненых бойцов. Как потом писала в воспоминаниях, «почла бы за честь умереть у стен Ленинграда».

Первый блокадный концерт состоялся в филармонии 14 сентября 1941 года. С той поры выступления прерывались лишь однажды — в декабре 1941-го, в самый тяжелый для города период. Но уже через три месяца возобновились репетиции филармонического оркестра. А 5 апреля в помещении Театре имени Пушкина (ныне Александринский) был дан симфонический концерт под управлением Карла Элиасберга.

— Ему стоило больших трудов возродить коллектив, — рассказывает Павел Дмитриев. — Костяк составил оркестр радиокомитета. Но были там и отозванные с фронта, и несколько остававшихся в городе голодных, больных музыкантов. Собирал их дирижер прежде всего для знаменитого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича. Что не помешало оркестру дать еще несколько концертов в Пушкинском театре, а потом и в Большом зале филармонии, двери которой вновь открылись для публики 1 мая 1942 года и до конца войны уже не закрывались.

Двери филармонии не закрывались все четыре военных сезона

Развеял Павел Дмитриев и некоторые легенды — в частности, о якобы имевших место выступлениях в осажденном городе неких юмористов и даже «самого» Вольфа Мессинга с его «психологическими опытами по чтению мыслей зрителей»:

— Кто-то, видимо, перепутал Ленинград с Новосибирском, куда действительно было эвакуировано много артистов. Вот там, в Клубе им. Сталина, не раз выступали Леонид Утесов, кукольник Сергей Образцов, дважды — Мессинг, о чем свидетельствуют сохранившиеся программки.

Немало сил отдает восстановлению памяти о музыкантах блокады и пианист, преподаватель Петербургской консерватории Иван Александров. А вовлек его в это благородное дело знаменитый петербургский композитор Сергей Слонимский.

— Сергей Михайлович стал звать меня в свои концерты памяти профессоров нашей консерватории, большинство которых были блокадниками, — говорит Иван Геннадьевич. — Мне это запало в душу. И лет пять назад свою первую сольную программу я составил из их произведений. Через год подготовил еще одну — обе очень тепло приняла публика. Тогда я углубился в творчество и жизнь этих героических людей. Начал составлять посвященный им словарь. Сейчас в этом списке более 300 имен. Они жили и погибли в блокаду либо с оружием в руках защищали город. А кто-то умер в эвакуации, как наши профессора Леонид Николаев (между прочим, учитель Софроницкого, Юдиной, Шостаковича), Петр Рязанов (первый профессор Свиридова). Восстанавливаю их партитуры и со временем надеюсь издать блокадную антологию.

Среди таких имен — Вениамин Флейшман, один из любимых учеников Шостаковича. От него осталась одноактная опера по Чехову «Скрипка Ротшильда» — дипломная работа, оконченная в июне 1941-го. Погиб талантливый музыкант на фронте в первые же месяцы Великой Отечественной. Много лет спустя, в конце 1950-х, Шостакович восстановил «Скрипку Ротшильда» по рукописи, отредактировал и оркестровал.

Порой, изучая автографы и малотиражные издания, Александров совершал настоящие открытия. Например, имя Юрия Кочурова до недавнего времени мало о чем говорило даже завзятым меломанам. Юный саратовец приехал в Ленинград учиться в 1926 году. Пережил блокаду, страдал от дистрофии, лечился в клинике, но вскоре после войны умер — всего лишь в 45 лет.

— Успел написать немного, — рассказывает Иван Александров. — Но то, что написано, — замечательная музыка. Сейчас мной собраны все его камерные произведения.

Ждут своих исполнителей и слушателей сочинения Бориса Гольца, Валерия Желобинского, Юлия Кремлева... Последний хорошо известен как музыковед и критик, но мало кто помнит, что в 1941-м им написаны проникновенные «Вальсы зимних сумерек» — музыка, считает Иван Александров, опередившая время, сочинять в такой стилистике стали только в 1970-х.

Вот так, порой весьма неожиданно, беда проявляла людские силы. Увы, слишком часто она их и губила. Об этом тоже стоит помнить, говоря о славных и трагических событиях Великой Отечественной. Да и любой другой войны.

А в это время

В Театре музыкальной комедии, что соседствует с Большим залом Петербургской филармонии, также не забывают о подвиге артистов в жуткие месяцы осады. В их память в репертуаре труппы сохраняется музыкальная фантазия «Раскинулось море широко» В. Витлина, Л. Круца и Н. Минха, впервые поставленная в 1942 году и настолько любимая ленинградцами, что билеты на нее выдавались воинам, отличившимся на фронте, вместе с наградами.

К нынешней дате театр подготовил и премьеру — лирическую оперу «Ленинградская новелла» Геннадия Белова на либретто Татьяны Крамаровой. Композитор — ученик Вадима Салманова и Дмитрия Шостаковича, ныне сам профессор Петербургской консерватории, написал ее полвека назад. Но разве может устареть тема любви двух молодых ленинградцев в годы войны.

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 9796
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

Губернатор Петербурга выдал пару ранее неизвестных фактов о Петре I и основании Петербурга

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил на праздновании 320-летия Кронштадта с поистине зажигательной речью: «Единая воля Петра позволила построить город Санкт-Петербург и город Кронштадт. Тогда тоже было много...

В опере, как и всюду, большое начинается с малого, убежден худрук конкурса «Нано-опера»

Сергей Бирюков
Труд
Сегодня «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана – один из главных оперных театров страны. Фото предоставлены «Геликон-оперой»

На телеканале «Россия-Культура» готовится к показу гала-концерт участников конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера». А все туры соревнования уже можно посмотреть на медиаплатформе «Смотрим»...

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Зачем НТВ возил в Донецк и Горловку завсегдатая наших ток-шоу американца Майкла Бома?

Сергей Беднов
Труд
Даже представляя своего героя непосвященным, авторы этой затеи навели тень на плетень

Поездки в зону проведения СВО участников «голой вечеринки» и прочей попсы сыграли дурную шутку. Теперь публично заявить: «Я ездил в Донбасс!» считается некорректным. А сейчас — внимание!...

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

Чем постановщик «Войны и мира» не угодил активистам?

Любовь Лебедина, театральный критик
Труд
Фото: © Genrietta Peryan, globallookpress.com

В Театре имени Вахтангова исчез с афиши творческий вечер памяти Римаса Туминаса — художественного руководителя коллектива с 2007 по 2022 год, первоначально назначенный на 4 июня. В программе...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?