Главная Культура Афиша 00:04 28 Января 2022 11930
Три комнаты для Мастера

У поклонников Булгакова теперь есть возможность лично убедиться, горят ли рукописи

Виктория Рогозинская
Так выглядел дом почти столетие назад. Четыре окна справа на первом этаже – булгаковские. Фото предоставлены Музеем М. А. Булгакова

Скромная «трешка» в первом этаже дома 35А по Большой Пироговской — первое собственное жилище Михаила Булгакова в Москве. Доходы от постановок «Дней Турбиных» и «Зойкиной квартиры» позволили писателю, шесть лет скитавшемуся по съемным углам и коммуналкам, обрести дом. Михаил Афанасьевич въехал в эту квартиру в августе 1927 года со своей второй женой Любовью Белозерской, а покидал ее в феврале 1934-го уже с Еленой Сергеевной Булгаковой.

Прежнее жилье в Нащокинском переулке — в кооперативе писателя, перестроенном из Нарышкинских палат с большими нарушениями, — хоть и было просторней, не радовало комфортом: полы качались, трубы текли, стены как папиросная бумага. В 1976 году то здание вовсе снесли. Так что квартира на Большой Пироговской вместе с более известным домом на Большой Садовой — единственные сохранившиеся до наших дней московские обиталища Мастера.

«Нехорошей квартире» на Садовой повезло — доходный дом по заказу известно предпринимателя и мецената Ильи Давыдовича Пигита был выстроен на совесть, а сама она вплоть до музеефикации оставалась коммунальной. Там ничего не перестраивали, даже комнатные двери сохранились «булгаковские».

Не то — с особнячком на Пироговской, некогда принадлежавшим купцам Решетниковым. В начале 60-х его реконструировали, достроив до шести этажей, так что в квартире, которую занимал Булгаков, неизменным остался только кабинет, а гостиная и спальня трансформировались. До 2016 года здесь располагалась инженерная служба района Хамовники, затем помещение передали музею, но постоянную экспозицию развернули только месяц назад.

«Задача была непростая, — признается Мария Котова, одна из создательниц экспозиции. — Сохранилась единственная фотография (1932 года), на которой запечатлен кабинет Михаила Афанасьевича — книжные полки до потолка и письменный стол торцом к окну. Скорее всего, она была сделана на память Любови Евгеньевне незадолго до их расставания. Мы не знаем где что стояло, не располагаем мемориальной мебелью. Что же тогда показывать? И мы решили сделать главными героями написанные тут тексты — «Бег» и «Иван Васильевич», «Кабала святош» и биография Мольера для серии «Жизнь замечательных людей», «Театральный роман» и, конечно же две редакции «Мастера и Маргариты», первую из которых Булгаков частично сжег».

Единственный снимок 1932 года, донесший до нас облик квартиры Булгакова на Большой Пироговской

 

Центром экспозиции стал кабинет — творческая лаборатория Михаила Афанасьевича. В полстены — та самая «ожившая» фотография с книжными полками. Часть книг удалось идентифицировать, и они заняли полагающиеся им места: стройные ряды энциклопедии Брокгауза и Ефрона, русская классика в «пахнущих старинным шоколадом» переплетах XIX века. А вот письменных столов в кабинете теперь целых пять, и у каждого — свое предназначение.

За «музыкальным» столом, вы, например, услышите джаз «Аллилуйя», который наяривал оркестр в «Грибоедове», когда туда ворвался Иван Бездомный. «Телефонный узел» поможет разобраться, кто есть кто на многочисленных фотографиях из архива писателя, «Машина времени» — узнать, как выглядели те или иные места (от Парижа XVI века до Ершалаима начала нашей эры), описанные в булгаковских романах.

За «московским столом», который напутствует вас картотекой цитат и старинной картой города, вы мысленно пройдете дорогами булгаковских героев, включая упомянутого Иванушку, гнавшегося по ночной столице за неуловимым иностранцем и его свитой. Не удивляйтесь, но вделанный в скамью булыжник — тоже экспонат: он из старой мостовой на Малой Бронной. Булгаков любил Москву, исходил ее пешком и описывал очень точно. Разумеется, кроме случаев, когда намеренно запутывал читателя (см. «Труд» 27.11.2021 — «Семь особняков Маргариты»).

Присевшие за «стол текстолога» погрузятся в тайну тайн — процесс работы Мастера над словом. В окошках «волшебного» барабана заключены метаморфозы восьми отрывков из «Мастера и Маргариты» от первой редакции к последней, которую Булгаков так и не успел выправить до конца. Знаете ли вы, что вначале Воланд отправил Степу Лиходеева во Владикавказ, а вовсе не в Ялту? Что закат на Патриарших сперва был просто майским и только потом стал «небывало жарким»? Булгаков оттачивал фразы до тех пор, пока они не обретали идеальный ритм сродни стихотворному.

И всё-таки без мемориальных вещей экспозиция не была бы убедительной. Походная чернильница в виде глобуса, простенькие перьевые ручки, метелочка для сметания песка с рукописей, толстые цветные карандаши — синий и красный, — которыми Михаил Афанасьевич правил машинописные копии своих текстов. Рядом — пачка от папирос «Наша марка» с посвящением актеру Григорию Конскому, с которым Булгаков делил гримерку во МХАТе на спектакле «Пиквикский клуб». Дата на надписи — октябрь 1934 года: писатель тогда работал над сценой, где Воланд угощает Иванушку папиросами, и, очевидно, читал фрагменты будущего романа друзьям-артистам. Вот такая «шутка для своих»... В финале Маргарита, описывая Мастеру его пристанище, говорит, что он увидит, «какой свет в комнате, когда горят свечи». Булгаков действительно любил писать при свечах, как Мольер, и здесь мирно соседствуют две пары подсвечников — из тяжелой бронзы, подаренные Любовью Евгеньевной, и из голубой керамики, от Елены Сергеевны.

Но главный экспонат — знаменитое роковое письмо Сталину с просьбой разрешить покинуть страну. Правда, пожелтевшие листки за витринным стеклом — не оригинал (тот осел в недрах архивов НКВД), но тоже заслуживают внимания. Они попали к Любови Белозерской из самзидата в конце 70-х. Кто, как и когда сумел скопировать булгаковское послание вождю — неизвестно. Из него убрали все личные подробности и превратили в манифест свободной творческой личности... Известно: Сталин, получив прошение, позвонил Булгакову сюда, в квартиру на Пироговской, сказав, что было бы неплохо им побеседовать. Встреча так и не состоялась. Впоследствии Елена Сергеевна записала в своем дневнике: «...всю жизнь М. А. задавал мне один и тот же вопрос: почему Сталин раздумал? И всегда я отвечала одно и то же: а о чем он мог бы с тобой говорить? Ведь он прекрасно понимал, после того твоего письма, что разговор будет не о квартире, не о деньгах, — разговор пойдет о свободе слова, о цензуре, о возможности художнику писать о том, что его интересует. А что он будет отвечать на это?..»

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4804
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3375
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 2889
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2294
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1471
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1276
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1097
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 946
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?