«Тукан» покинул Калининградский порт 25 февраля 1967 года. Перед этим был плановый ремонт. Велся он некачественно, с многочисленными переделками, в результате неоправданно затянулся: начавшись 23 июня 1966-го, ремонт закончился лишь 17 февраля 1967-го.
А за 10 дней до завершения ремонта с РМТ случилось нечто странное. 7 февраля траулер отправился на ходовые испытания в море. Но с первого раза добраться из Калининграда до Балтики не смог. Судно еще двигалось по морскому каналу, когда на нем возникли неполадки. Требовалось снизить скорость, однако вместо самого малого хода
Судьбу не обманешь
А вот у калининградского моряка Павла Порхуна никаких предчувствий не было. Рулевым на «Тукане» он стал в 1964 году. Попасть на это судно Калининградской базы тралового флота считалось удачей. Пароход новый, современный, экипаж хороший, много молодежи.
Однако ремонт «Тукана» никак не заканчивался. И Порхун, скрепя сердце, перевелся на траулер «Сапфир». Но судьбу не обманешь. В конце февраля
Соблазн вернуться на родное судно был велик. И Порхун согласился.
Загадочный удар
«Тукан» уходил рыбачить на полгода в район Патагонии. Однако сначала ему надо было зайти в Гавану: в столицу Кубы требовалось доставить некий секретный груз в контейнерах.
Когда вечером 27 февраля траулер вошел в пролив Скагеррак (соединяет Северное море с Балтийским), стало известно о том, что надвигается шторм. Но штормов бояться — в моря не ходить. Задраив и закрепив все что нужно, судно спокойно пошло дальше.
В 23.40 было получено предупреждение о том, что шторм ожидается силой 10 баллов. В полночь на вахту у руля заступил Порхун.
«Шторм был действительно приличным, — вспоминает он. — Только, знаете, я попадал в более серьезные передряги. И ничего».
Так прошел час, другой. И вдруг... Относительно этого «вдруг» в расследовании гибели «Тукана» (оно хранится в областном архиве новейшей истории) сказано так: «Около 02.30 судно испытало удар». «И вот такого я ни до, ни после не испытывал, — продолжает Порхун. — От удара весь пароход затрясся. Вибрация длилась минут 10. Жуткое ощущение...»
На судне все спокойно:
Сразу после загадочного удара раздался сигнал вызова вахтенного штурмана с кормовой части судна. Кто его дал, выяснить тоже не удалось. Возможно, устройство сработало самопроизвольно.
Прибежавшие на корму моряки обнаружили, что слип (наклонная площадка для подъема на палубу добычи — трала с уловом
К 03.05 у траулера появился крен в 2–3 градуса на левый борт. В 03.20 капитан приказал перекачивать топливо из танков левого борта в правый. Это не помогло. Тогда топливо стали откачивать уже за борт.
К 04.10 крен вырос до 10 градусов. В это время рядом оказалась шедшая встречным курсом рижская плавбаза «Вилис Лацис». Те, кто разбирался потом в причинах трагедии, недоумевали, почему «Тукан» не связался с «Лацисом». Ведь позови он его тогда на помощь, скорее всего, обошлось бы без жертв!
Но на тонущем судне, похоже, не считали свое положение критическим. Капитан Храмцов даже изменил курс, чтобы разойтись с «Лацисом».
«Несмотря ни на что, на пароходе
Спасайся кто может!
Лишь в 04.20 по судовой трансляции раздалось: «Всем надеть спасательные нагрудники и выйти на верхнюю палубу!» Порхун команды не слышал, на камбузе репродуктор не работал. Встревожился, только когда увидел, что чайник поехал по столу. Выскочил — все
04.30. Почти весь экипаж собрался на шлюпочной палубе. Капитан дал команду повернуть к берегу. Однако при этом траулер встал под ветер правым бортом, крен стал быстро увеличиваться, к 04.35 достигнув 35 градусов. «Все в шлюпку левого борта!» Увы, к тому моменту ее уже разбило. Шлюпку правого борта спустить было невозможно
В 04.42 или 04.43 судовая станция начала передавать сигнал SOS. Как было установлено позже, передаваемые координаты расходились с истинными: «Тукан» находился на 10 миль севернее.
За бортом
Корма на глазах уходила под воду. Огромные валы перекатывались через палубу, смывая за борт людей. Порхун, как ему показалось, намертво ухватился за леера, однако первой же волной его оторвало. Часы на руке, не будучи водонепроницаемыми, остановились. Судя по замершим стрелкам, за бортом рулевой оказался в 04.45.
Волна не просто смыла, а еще и протащила по палубе через все судно. Ударившись обо
В 04.50 «Тукан» полностью ушел под воду…
Заметив надувной плотик, Порхун смог добраться до него. Спасибо товарищам — втащили. Только тут выяснилось, что наш герой снизу по пояс голый: море все с него сорвало, а он, окоченевший, ничего не чувствовал.
Через час к месту трагедии подошел тот самый «Лацис». С двух плотиков и перевернутой разбитой шлюпки были подняты 24 человека. Двое умерли от переохлаждения. Всего же погибли 57 членов экипажа. Тел 10 из них так и не нашли:
«Удара не было. Вам показалось»
Как оказалось, из всех выживших рулевой пострадал больше всех. Его даже не рискнули везти в Калининград, а оставили в госпитале Балтийска. Там он и дал первые показания. Всего же ему пришлось это делать пять раз. Дважды его допрашивали следователи из Москвы, причем военные. Специально прилетали в Крым, где Порхун долечивался. «При чем тут военные? Может быть, причина в грузе, который мы везли? Что
По официальной версии, причина гибели траулера — неплотно закрытые люки в корме. Кроме того, затоплению способствовал ряд конструктивных недостатков в судне. А вот отчего содрогнулся «Тукан», следствие ответить не смогло: «Причина удара не установлена». Кстати, военные, услышав от Порхуна об ударе, сказали: «Это вам показалось». — То есть как — показалось?» — А вот так.
Виновата подлодка?
Между тем еще в
По другой неофициальной версии, в ходе шторма на судне сорвало с места один из секретных контейнеров, которые везли на Кубу. Он, дескать, и ударился о слип, открыв его.
Поднимать «Тукан» сперва действительно собирались. Однако потом вдруг отказались от этого, объявив затонувший траулер братской могилой. А раз могила, то и копаться там не положено. Никому.
Несмотря на пережитое, с профессией Порхун не порвал. Выучился на технолога и еще почти три десятка лет бороздил
А «Тукан» так и лежит на дне, уже 45 лет скрывая свою тайну на