Главная Культура Афиша 00:07 28 Марта 2014 3409
В Третьяковке на Крымском Валу царит модерн

Москвичам представлена выставка «Александр Головин. Фантазии Серебряного века»

Елена Широян

Самый большой зал в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу «Искусство ХХ века» превратился в царство стиля модерн. Главный музей отечественного искусства отмечает масштабной выставкой 150-летие со дня рождения Александра Головина — мастера, без которого невозможно представить развитие не только русской живописи, но театра, даже музыки.

Вы попадете в эпоху, которую ни с чем не спутаешь, ее имя звучит в названии проекта: «Александр Головин. Фантазии Серебряного века».

Наследие Головина — живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства — рассыпано по десяткам музеев: помимо самой Третьяковки в их числе — Русский и Бахрушинский, Музей МХТ и Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства... Всего выставка соединила 23 музея и частных собрания России и ближнего зарубежья, вобрав в себя около 300 экспонатов. Впервые в Москве демонстрируются костюмы из собрания Александринского театра, созданные к спектаклю Мейерхольда «Маскарад»: сенсационность в том, что их долго считали утраченными. И впервые широко показано декоративно-прикладное творчество Головина — часть его колоссального вклада в развитие стиля модерн.

Головина ценили великие режиссеры Мейерхольд и Станиславский, чьи знаменитые постановки он оформлял. В начале 1917-го юный Сергей Эйзенштейн, побывав в Петербурге на премьере «Маскарада» (его сценографии художник отдал пять лет), назвал декорации непревзойденными. Многие увидели тогда в них «пышные похороны императорской России». Слова оказались пророческими, как и портрет режиссера: у зеркала, в красной феске, с неожиданно печальным лицом. Словно Головин предвидел: близится конец их сотворчества, да и самой эпохи. После 1917-го Мейерхольд уедет в Москву. А его друг-живописец, сменив первопрестольную на Питер, больше не увидит ни родной город, ни поставленный во МХАТе в его сценографии культовый спектакль Станиславского «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1927).

Головин, как и Врубель или Серов, с которыми он был знаком с дней студенчества и участия в Мамонтовском кружке в Абрамцево, — и творец, и символ своей эпохи. По его следам можно пройти в Москве и сегодня: родился художник в 1863 году на Плющихе. Недалеко — бывший Катковский лицей, куда помог его устроить директор Петровской земледельческой и лесной академии, выдающийся ботаник и агроном Железнов, первым заметивший талант Александра: в ту пору отец художника стал профессором богословия этого вуза (нынешней Тимирязевки).

После смерти отца юноша перевелся в знаменитую Поливановскую гимназию на Пречистенке, где учились Брюсов, Волошин, Андрей Белый, шахматист Алехин. Там царил культ Шекспира. Вот откуда любовь Головина к театру, хотя в профессию она перерастет лишь после 1899-го, когда Владимир Теляковский, глава московской конторы Дирекции императорских театров, пригласит художника оформлять постановки в Большом театре. В 1902 году мастер переедет в Петербург и станет главным художником-консультантом при Дирекции императорских театров. Впрочем, первые его работы, такие как выполненное вместе с Коровиным оформление балетов «Дон Кихот» и «Лебединое озеро», современники не приняли, а пресса сочла декорации «недоделанными». Критики признали Головина лишь после того, как он в своем лаконично-пластическом стиле оформил оперу Римского-Корсакова «Псковитянка».

После этой постановки Головин сблизился с Дягилевым и вступил в «Мир искусства». В дальнейшем будет дружба с Шаляпиным и множество его портретов: в образе Олоферна, Мефистофеля, Бориса Годунова. Как и портреты художника Рериха, поэта Кузьмина, цикл «Испанки», написаны они в мастерской Головина, находившейся над сценой Мариинского театра. Поэтому фрагменты декораций служили не только фоном, но и частью образной характеристики.

Но основы закладывались в юности, когда было Московское училище живописи, ваяния и зодчества, студенты Левитан и Нестеров: Общий кумир, профессор Василий Поленов называл Серова, Головина и Коровина своими «художественными детьми». Далее — Абрамцевский кружок, повернувший Головина к декоративно-прикладному искусству. И еще один его московский адрес: в конце 1890-х по заказу Саввы Мамонтова вместе с Врубелем Александр Яковлевич создал майо-ликовые панно для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. А в 1900-м Головин получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже за «Русскую деревню» — оформленный в национальном духе Кустарный отдел русского павильона.

Устроители нынешней выставки просят публику обратить особое внимание на ключевой мотив искусства и поэзии начала ХХ века — образ розы. На знаковой картине «Умбрийская долина» пейзаж виден лишь вдали, сквозь помещенный в центре огромный розовый куст. Этот символ эфемерности красоты, быстротечности жизни у Головина проходит лейтмотивом в натюрмортах, портретах, сценографии. Для него готовый распуститься розовый бутон был символом тайны, которая никогда вполне человеку не раскрывается.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 7065
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?