Главная Культура Афиша 00:07 28 Марта 2014 3579
В Третьяковке на Крымском Валу царит модерн

Москвичам представлена выставка «Александр Головин. Фантазии Серебряного века»

Елена Широян

Самый большой зал в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу «Искусство ХХ века» превратился в царство стиля модерн. Главный музей отечественного искусства отмечает масштабной выставкой 150-летие со дня рождения Александра Головина — мастера, без которого невозможно представить развитие не только русской живописи, но театра, даже музыки.

Вы попадете в эпоху, которую ни с чем не спутаешь, ее имя звучит в названии проекта: «Александр Головин. Фантазии Серебряного века».

Наследие Головина — живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства — рассыпано по десяткам музеев: помимо самой Третьяковки в их числе — Русский и Бахрушинский, Музей МХТ и Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства... Всего выставка соединила 23 музея и частных собрания России и ближнего зарубежья, вобрав в себя около 300 экспонатов. Впервые в Москве демонстрируются костюмы из собрания Александринского театра, созданные к спектаклю Мейерхольда «Маскарад»: сенсационность в том, что их долго считали утраченными. И впервые широко показано декоративно-прикладное творчество Головина — часть его колоссального вклада в развитие стиля модерн.

Головина ценили великие режиссеры Мейерхольд и Станиславский, чьи знаменитые постановки он оформлял. В начале 1917-го юный Сергей Эйзенштейн, побывав в Петербурге на премьере «Маскарада» (его сценографии художник отдал пять лет), назвал декорации непревзойденными. Многие увидели тогда в них «пышные похороны императорской России». Слова оказались пророческими, как и портрет режиссера: у зеркала, в красной феске, с неожиданно печальным лицом. Словно Головин предвидел: близится конец их сотворчества, да и самой эпохи. После 1917-го Мейерхольд уедет в Москву. А его друг-живописец, сменив первопрестольную на Питер, больше не увидит ни родной город, ни поставленный во МХАТе в его сценографии культовый спектакль Станиславского «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1927).

Головин, как и Врубель или Серов, с которыми он был знаком с дней студенчества и участия в Мамонтовском кружке в Абрамцево, — и творец, и символ своей эпохи. По его следам можно пройти в Москве и сегодня: родился художник в 1863 году на Плющихе. Недалеко — бывший Катковский лицей, куда помог его устроить директор Петровской земледельческой и лесной академии, выдающийся ботаник и агроном Железнов, первым заметивший талант Александра: в ту пору отец художника стал профессором богословия этого вуза (нынешней Тимирязевки).

После смерти отца юноша перевелся в знаменитую Поливановскую гимназию на Пречистенке, где учились Брюсов, Волошин, Андрей Белый, шахматист Алехин. Там царил культ Шекспира. Вот откуда любовь Головина к театру, хотя в профессию она перерастет лишь после 1899-го, когда Владимир Теляковский, глава московской конторы Дирекции императорских театров, пригласит художника оформлять постановки в Большом театре. В 1902 году мастер переедет в Петербург и станет главным художником-консультантом при Дирекции императорских театров. Впрочем, первые его работы, такие как выполненное вместе с Коровиным оформление балетов «Дон Кихот» и «Лебединое озеро», современники не приняли, а пресса сочла декорации «недоделанными». Критики признали Головина лишь после того, как он в своем лаконично-пластическом стиле оформил оперу Римского-Корсакова «Псковитянка».

После этой постановки Головин сблизился с Дягилевым и вступил в «Мир искусства». В дальнейшем будет дружба с Шаляпиным и множество его портретов: в образе Олоферна, Мефистофеля, Бориса Годунова. Как и портреты художника Рериха, поэта Кузьмина, цикл «Испанки», написаны они в мастерской Головина, находившейся над сценой Мариинского театра. Поэтому фрагменты декораций служили не только фоном, но и частью образной характеристики.

Но основы закладывались в юности, когда было Московское училище живописи, ваяния и зодчества, студенты Левитан и Нестеров: Общий кумир, профессор Василий Поленов называл Серова, Головина и Коровина своими «художественными детьми». Далее — Абрамцевский кружок, повернувший Головина к декоративно-прикладному искусству. И еще один его московский адрес: в конце 1890-х по заказу Саввы Мамонтова вместе с Врубелем Александр Яковлевич создал майо-ликовые панно для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. А в 1900-м Головин получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже за «Русскую деревню» — оформленный в национальном духе Кустарный отдел русского павильона.

Устроители нынешней выставки просят публику обратить особое внимание на ключевой мотив искусства и поэзии начала ХХ века — образ розы. На знаковой картине «Умбрийская долина» пейзаж виден лишь вдали, сквозь помещенный в центре огромный розовый куст. Этот символ эфемерности красоты, быстротечности жизни у Головина проходит лейтмотивом в натюрмортах, портретах, сценографии. Для него готовый распуститься розовый бутон был символом тайны, которая никогда вполне человеку не раскрывается.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4925
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3651
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3067
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2388
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2111
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1945
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1757
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1613
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 158
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?