Главная Жизнь 01:01 28 Июля 2006 182
МАТУ - МАТ?
"Чернуху", "порнуху", "половуху" мы в кино пережили. Нынче пришло время мата. Забубенного, ядреного, смачного русского мата, который вполне вольготно звучит с киноэкрана. Такой энергичной экспансии ненормативной лексики на экране не наблюдалось за всю ист
Павлючик Леонид

СО ШТЫКОМ, НО БЕЗ БРАНИ
В советское время мата, как и секса, у нас не было. Строителям коммунизма не пристало разговаривать на экране неподобающим языком. Да никому бы из создателей фильма и в голову не пришло самовыражаться таким образом - это был верный путь фильма на "полку". Так что мастера кино обходились на экране без крепких словечек - и в лучших своих фильмах при этом вполне адекватно отражали эпоху. Даже в военных лентах они умудрялись снимать самые страшные сцены без использования ненормативной лексики, хотя всем было известно, что солдаты шли в атаку со штыком и матом наперевес. Тем не менее режиссер-фронтовик Сергей Бондарчук мат в замечательном фильме "Они сражались за Родину" не использовал, а его сын Федор Бондарчук в нашумевшем фильме "9 рота" матерных словечек уже слегка подпустил. И ничего, даже президент России, посмотревший "9 роту", не был этим шокирован.
ЭТО НАЧИНАЛОСЬ ТАК
Но пионером в использовании рискованной лексики на экране был все-таки не Федор Бондарчук. У этого начинания была "пионервожатая". Впервые нецензурное слово "весомо, грубо, зримо" прозвучало с экрана в перестроечном фильме Киры Муратовой "Астенический синдром". В призрачном, выморочном мире фильма, где бродили потерявшие всякую опору в жизни люди, в финале появилась некая женщина и, внятно артикулируя произносимые слова густо накрашенными губами, послала всех и вся по одному широко известному адресу...
Шок, помню, был всеобщий. Признавая талантливость картины (позже она получила "Серебряного медведя" в Берлине), чиновники Госкино просили знаменитого режиссера вырезать спорную сцену. Кира Георгиевна от этой вивисекции наотрез отказалась, объясняя, что абсурд изображенной ею жизни можно выразить только таким сильнодействующим способом. Во всей остроте встал вопрос: запрещать или разрешать? Ее старые картины, изуродованные советской цензурой, только что сняли с "полки" - и что же, новую ленту - снова на "полку"? В итоге "Астенический синдром" выпустили на экраны ограниченным тиражом. Так что крамольную ленту мало кто увидел, состоявшуюся матерную революцию, соответственно, толком не заметили и не оценили...
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫБРОСИШЬ
Тем не менее русло для матерной лексики на экране было проложено, и мастера кино ринулись его последовательно расширять. Право экспрессивных словечек на экране сначала прочно утвердили за собой документалисты, насыщая фильмы разговорной речью реальных персонажей, - мол, из песни слова не выбросишь. Основанный на документалистике прием использовал несколько лет назад и автор фильма "Старухи" Геннадий Сидоров, искусно вмонтировав настоящих деревенских бабок в стихию игрового сюжета. Помимо ярких характеров, гуманистической мысли, многих неожиданно подкупило в ленте и то, что героини "Старух" говорили на экране так, как они говорят в жизни. Бабки сыпали матерными словечками и оборотами с такой же природной естественностью, с какой, к примеру, корова жует траву. В итоге - Гран-при фестиваля "Кинотавр"-2002, где лента произвела подлинный фурор.
И все же это было кино "не для всех". И документальные ленты, и псевдодокументальные "Старухи", равно как и последовавший за ними скандальный фильм "4" Ильи Хржановского, где матом не ругались, а матом изъяснялись, не претендовали на широкий прокат. Их аудитория ограничивалась, по сути, покупателями видеокассет, которые смотрели ленты дома, не испытывая неловкости от забористых фраз перед соседями по кинозалу. Другое дело - взрыв матерщины в кино именно сейчас, когда оживает прокат, когда удачная лента способна собрать уже миллионы зрителей. Как быть с крепким словцом на экране в этой ситуации?
Свидетельствую: на последнем "Кинотавре" по экрану пронесся буквально ураган нецензурной лексики. В каждой второй ленте персонажи изъяснялись с учетом всего богатства (в том числе и непечатного) великого и могучего русского языка. Когда матерная лексика впервые прозвучала в фильме "Изображая жертву", зал заметно оживился. Когда мат привычной скороговоркой зазвучал в лентах "Свободное плавание", "Живой", "Эйфория", "Точка" (иногда к месту, чаще нет) - зал насторожился. Когда матерная лексика возникла в пятый, десятый раз, особенно в короткометражных фильмах дебютантов, - зал заволновался. А случайно забредшие на просмотр простые зрители, хватая детей в охапку, бежали от экрана, как Мопассан от Эйфелевой башни...
ЭКРАН И ПОДВОРОТНЯ
На фестивальных "круглых столах" завязались ожесточенные дискуссии. Общественное мнение раскололось. "Экран заговорил языком улицы", - формулировали свою точку зрения одни. Достаточно выйти из кинотеатра, чтобы услышать еще не такие словесные упражнения. Так что не надо, мол, лицемерить - кино всего лишь отражает реальность.
Между произведением искусства и улицей должна быть дистанция. Когда матерное слово звучит в подворотне - это одно. Когда звучит с экрана, обращенного к миллионам зрителей, оно отзывается поистине разрушительной силой. Кино диктует модели, стереотипы поведения. Значит, во имя подрастающего поколения художники должны сознательно ограничивать свободу самовыражения. На этом твердо настаивали другие.
Нечего уповать на сознательность несознательных художников, которые ради успеха готовы на все. Должны быть серьезные ограничения в прокате для любителей крепких словечек, утверждали третьи. Государство обязано употребить всю мощь своего авторитета, чтобы не допустить похабщины на экране, иначе будут разрушены духовные основы нации.
ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ
Что касается запретительных, карательных мер, то они сегодня работают в той мере, в какой это прописано нашим несовершенным законодательством. Специальных законов по поводу нецензурной лексики в кино нет, но, к слову, никто не отменял действующих законов об оскорблении общественной нравственности. Так что любой гражданин в принципе может подать на создателей "матерного" фильма в суд, посчитав себя оскорбленным. Но совсем не факт, что выиграет его. В условиях отсутствия четких правовых норм, а также повсеместно звучащей брани, в том числе и в думских коридорах, рассчитывать на викторию над экранной матерщиной наивно. Тем более что она звучит чаще всего в талантливых фильмах, которые буквально выгрызают друг у друга кинофестивали.
В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии (ФАКК), которое проводит государственную политику в кино, борются с матерной лексикой на экране тем, что в прокатных удостоверениях ставят фильмам возрастные ограничения - как правило, от 16 и от 18 лет. И это на сегодня единственный инструмент, с помощью которого можно демократическими, а не цензорскими методами как-то влиять на ситуацию. Другое дело, что влияют они, как мне кажется, слишком уж застенчиво и робко: ни одной ленты, которой поставили бы гриф "от 18 лет", ответственный чиновник этого ведомства Юрий Васючков припомнить так и не смог. Хотя кандидаты на эту роль, как мне кажется, имеются...
Например, упоминавшийся мною фильм "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова, только что победивший на "Кинотавре", содержит длинную, очень смешную и, представьте, содержательную сцену с матерной лексикой. Там герой в наболелом отчаянии целых десять минут кроет семиэтажным матом убогое несовершенство нашей жизни, перескакивая с проблем преступности на родных футболистов, которые... И дальше идет непечатный текст. Уверен: не будет этой сцены - не будет и фильма. И все же...
"Изображая жертву" идет нынче в московских кинотеатрах с надписью у касс: "ограничения до 16 лет, в фильме содержится ненормативная лексика". Вроде бы все сделано вполне грамотно и демократично, как "во всем цивилизованном мире". Но, во-первых, я ни разу не видел, чтобы в кассе кинотеатра у какого-нибудь не до конца половозрелого юнца хоть раз попросили паспорт. И, во-вторых, "Изображая жертву" - кино с непростой образной структурой, с героем-перевертышем - этаким Гамлетом наоборот. При том что фильм реально способен собрать миллионы зрителей, адекватно воспримут его немногие. И это точно будут не 16-летние подростки, для которых экран, при всех изощренных художественных достоинствах фильма, станет просто школой матерщины. Проблема...
САМ СЕБЕ ЦЕНЗОР
Проблемой является и то, что продюсер западного фильма сам заинтересован в том, чтобы в ленте не было брани и других рискованных сцен: получив ограничения в прокате, он моментально потеряет огромную часть тинейджерской аудитории, а значит, и понесет финансовые потери. Так что там продюсер - сам себе лучший цензор. Он чутко стреноживает эротические и лексические фантазии режиссеров. У нас рыночные механизмы в кино еще действуют слабо. Отрасль по-прежнему во многом финансируется государством, продюсеры, беря деньги на фильм у того же ФАККа, своими сбережениями не рискуют. Не отсюда ли и словесная вольница на экране, и "обнаженка", и другие рискованные сцены, глядя на которые, иные впечатлительные зрители готовы посылать творцов куда подальше - примерно теми же непечатными словами, что сегодня привычно звучат с экрана. Как уверяют социологи, около 80 процентов россиян считают употребление мата в произведениях искусства недопустимым проявлением распущенности. И примерно такой же процент наших граждан замечательно матерится в быту...
Противоречие, однако, получается. Удастся ли его когда-нибудь преодолеть? И поставить мату - мат. И на экране и в жизни?
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МАТУ НА ЭКРАНЕ?
Владимир ХОТИНЕНКО, кинорежиссер, народный артист России:
- Мат на экране меня сегодня крайне напрягает. Уважая русский язык, язык Александра Сергеевича Пушкина, который, как известно, в жизни "выражался", совсем не обязательно тащить рискованную лексику в кино. На мой вкус, произнести бранное слово с экрана - все равно что, извините, пукнуть в компании. Кто-то скажет, что это естественное физиологическое отправление. Но лучше от таких проявлений в обществе все-таки сдерживаться.
Кирилл РАЗЛОГОВ, директор Института культурологии, профессор:
- К мату на экране отношусь нормально. Это часть бытовой лексики, и она имеет право звучать с экрана. Мат сегодня нередко становится радикальным элементом эстетического решения фильма, частью художественной формы. Кроме того, с помощью нецензурной лексики авторы фильма нередко выражают неприятие окружающей действительности, а то и ее категорическое отрицание.
ОТ РЕДАКЦИИ. В ближайших номерах мы продолжим тему. Так, свое мнение по затронутой проблеме согласились высказать руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, ряд авторитетных деятелей экрана. Ждем писем и от зрителей.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4950
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 3132
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 3007
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2804
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Жизнь 19:20 / 06 Декабря 2025 2783
Последняя колонка

ИИ признан научным словом года в России

Труд

Научное слово года: ИИ Лингвисты столичного Института русского языка имени Пушкина подвели итоги опроса «Слова года в науке — 2025». В голосовании участвовали больше тысячи преподавателей технических вузов и лабораторий...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?