В Багратионовске, городке на границе Калининградской области и Польши, пограничный переход существует с советских времен. И все уже давно привыкли, что время от времени здесь вдруг образуются длинные автомобильные очереди.
Вот и сейчас в Багратионовске машин заметно больше, чем обычно. Ими забиты обочины в районе склада временного хранения Калининградского акцизного таможенного поста. Тут можно видеть и огромные фуры, и микроавтобусы, и самые разные легковушки. Но – все равны, все в очереди. А движется она крайне медленно. Водители уверяют, что стоять приходится минимум трое суток.
«А потом еще на таможне промурыжат незнамо сколько», – свешивается из кабины фуры мужчина лет пятидесяти. Николаю Ивановичу («можно просто Иваныч») жутко скучно, и он охотно отвечает на наши вопросы: «Только фамилию не пишите. Неохота без работы остаться».
Николай Иванович – перегонщик со стажем. Стоять на границах ему не привыкать. И все-таки он не понимает, почему нет никаких условий для временного пребывания: «Ведь живем здесь как свиньи. Ни поспать, ни поесть, ни умыться по-человечески».
Спят водители в машинах, едят – где придется. Естественные надобности отправляются, разумеется, тоже не отходя от кассы. И если даже бывалым все это не в радость, что уж говорить о новичках. Вот, например, 31-летний Илья Соколов, который решил сам перегнать себе автомобиль из Германии.
«Знал бы, что меня ждет такое «удовольствие» на границе, не стал бы ввязываться в эту авантюру, – уверяет Илья. – Однако теперь уже поздно…»
С чем связан нынешний ажиотаж на границе? Тут сошлись два фактора. С одной стороны, после вступления России 22 августа в ВТО снижены пошлины на ввозимый транспорт. Так, на новый седельный тягач (на границе в Багратионовске их нынче много как никогда) пошлина упала с 25% сразу до 15%. При этом утилизационный сбор на ввозимые машины вводится лишь с 1 сентября. Вот множество юридических и физических лиц и решили успеть проскочить в это временное окно, чтобы сэкономить.
Само собой, специалисты понимали, что на границе ожидается резкий рост транспортного потока. В связи с этим на акцизном посту были увеличены штатная численность служащих и время их работы. Однако, чтобы справиться с очередями, видимо, нужно было временно перевести туда половину состава областной таможни.
Впрочем, очередям этим осталось уже недолго. Скоро кончится лето, на границе начнут взимать утилизационный сбор. И кто не успел – тот опоздал.