Главная Жизнь 01:06 30 Августа 2011 2655
Автомичуринцы
Автомобиль — агрегат довольно расточительный. Что выбрать: бензиновый или гибридный аппарат?
Валерий Чумаков

Электробензин

Электрический двигатель гораздо удобнее и лучше, чем его конкурент — двигатель внутреннего сгорания. В его недрах ничего не сгорает, следовательно, он меньше греется, а значит, теряет при работе меньше энергии. В нем значительно меньше трущихся деталей. В нем нет тяжелых поршней и расширяющихся при работе цилиндров. Как результат, его КПД в два-три раза выше — он может достигать 96–97%. Ему не нужна сложная система запуска со стартером, генератором и прочими радостями. А коли так, его можно останавливать и запускать хоть каждые три секунды. Его не надо «раскручивать» — он может набирать максимальные обороты почти моментально. И сами обороты у него больше: в то время как обычный автомобильный двигатель рассчитан на 8000 оборотов в минуту, электродвигатель легко делает 15 000 и может иметь мощность 600 л. с.

Но у него есть один очень серьезный недостаток: он не может работать на жидком топливе. Ему для работы обязательно нужен заряженный электричеством аккумулятор. А хранить энергию в аккумуляторах для машины примерно то же самое, что нам получать зарплату не бумажными купюрами, а мелочью. В сущности, и то, и другое — деньги, только вот на мелочи, а точнее, с таким ее количеством, далеко не уедешь. По энергоемкости бензин значительно превосходит аккумуляторные батареи. В 7 литрах нашего универсального нефтяного топлива запасено столько энергии, что для ее хранения потребуется батарея весом в тонну. Кроме того, чтобы заправить обычный автомобиль, нужно всего несколько минут (в случае с Формулой-1 — несколько секунд). Аккумулятор же надо заряжать несколько часов. Либо менять севший аккумулятор на предварительно заряженный (учитывая вес агрегатов — удовольствие не из легких).

Одним из первых догадался, как можно объединить плюсы электрического двигателя (далее — ЭД) и двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС), Фердинанд Порше. В 1900 году этот молодой электрик сконструировал для австрийской Lohner электромобиль Lohner-Porsche, в котором вместо тяжелого аккумулятора стоял небольшой ДВС и подключенный к нему генератор. Вырабатываемый генератором ток шел на электромоторы, которые и вращали ведущие передние колеса. В том же 1900 году автомобиль получил гран-при на выставке в Париже, а годом позже сам конструктор выиграл на нем Эксельберг-ралли.

В ту далекую пору бензо-электрические системы носили название «микст». Несколько позже люди переименовали их в «гибриды», имея в виду именно гибрид ЭД и ДВС. Lohner-Porsche стал одним из первых представителей «последовательных гибридов», в которых ДВС используется только для получения электроэнергии, а в качестве силовых агрегатов выступают электромоторы.

В 1915 году компания The Woods Motor Vehicle произвела на свет несколько иной агрегат, названный ею «Двойная сила». Он также был оснащен и ЭД и ДВС, только ЭД тут никак не был связан с ДВС, а питался от аккумулятора. Хитрость конструкции заключалась в том, что машина на малых скоростях — до 25 км/ч ездила на электричестве и только потом переходила на бензин. Таким образом, оба двигателя работали в наиболее комфортных для себя условиях. Такую схему стали называть «параллельным гибридом». За три года компания выпустила 600 «Двойных сил». А дальше наступила эпоха дешевой нефти, и о гибридах позабыли.

Правда, периодически про них вспоминали. Например, когда конструировали какие-нибудь огромные машины вроде карьерных экскаваторов, самосвалов, подводных лодок или дизель-электровозов. Но тут вопрос был вовсе не в экономичности, а в том, что для таких мощных машин весьма сложно было соорудить надежную трансмиссию. Представьте себе, какой должна быть коробка передач у машины мощностью в десяток тысяч «лошадей»? А в гибридной схеме — никаких сложностей, тут мощный дизель спокойно крутит генератор в удобном для него режиме, а управление ЭД осуществляется с помощью почти обычного реостата.

Про экономичные легковые гибриды вспомнил в 1960-х годах американский конструктор Виктор Воук. Он оборудовал автомобиль Buick Skylark роторным двигателем RX-2 Mazda и ЭД мощностью 26 л. с. В результате потребление горючего сократилось в два раза, а вредные выхлопы — в 11 раз. За эту выдающуюся работу Воука стали называть крестным отцом гибридов.

Вперед, в будущее

Однако в настоящее серийное производство гибриды были запущены только в конце 1990-х — по двум причинам. Во-первых, начало сильно дорожать топливо. А во-вторых, появились нормальные бортовые компьютеры, которые научились согласовывать работу ДВС и ЭД для получения максимального эффекта. В 1997 году компания Audi выпустила первый свой гибрид — Duo. А несколькими месяцами позже Toyota порадовала мир машиной Prius, которая до сих пор считается эталоном «параллельного» гибридостроения.

Этот пятиместный седан в базовом варианте оснащен легким полуторалитровым бензиновым двигателем мощностью 76 л. с. и электромотором в 67 л. с. До 60 км/ч машина разгоняется на электромоторе, а дальше бортовой компьютер включает бензиновый двигатель. Причем стартер ему уже, естественно, не требуется. На крейсерской скорости 130–140 км/ч ДВС Prius придерживается наиболее удобных и экономичных 5000 оборотов в минуту. А когда водитель, решив выжать из машины все по максимуму, топит педаль в пол, на помощь бензиновому приходит электродвигатель — при этом мощность вырастает до 111 л. с. В результате машина набирает 100 км/ч за 10,9 секунды и разгоняется до 180 км/ч. При этом средний расход топлива составляет 5,1 литра на 100 км, а на трассе его можно снизить вообще до 3,8 литра. Само собой разумеется, что величина максимального пробега на одной заправке увеличивается, по сравнению со стандартным авто, вдвое, а выбросы вредных газов сокращаются на 85%.

Гибрид каждый киловатт, который обычно уходит в воздух, стремится закачать в свои аккумуляторы. Когда машина едет под горку или тормозит, она не сжигает тормозные колодки, а подключает к колесам электродвигатель. Нормальный ЭД умеет не только преобразовывать электрическую энергию в механическую, но и производит противоположную операцию, выступая уже в роли генератора. И когда колеса вращают его ротор, он вырабатывает электричество, которое и идет на пополнение аккумуляторов. Такая система торможения, применяемая сегодня почти во всех гибридах, называется рекуперативной.

У стандартного гибридного автомобиля отсутствует и стандартная КПП. Но это и понятно: для ЭД она вообще не нужна, а ДВС работает в довольно узком диапазоне скоростей, в котором никаких особенных переключений тоже не требуется. Нормальное взаимодейст-вие двух типов двигателей у нее обеспечивается специальной планетарной передачей.

Еще одним эталоном легкового гибрида считается Honda Insight. В этой машине все направлено на экономию бензина и на уменьшение выхлопа. Ее крохотный литровый ДВС мощностью 67 л. с. весит всего 56 кг. 10-киловаттный ЭД помогает в нужный момент довести мощность до 73 «лошадей». Учитывая малый вес машины — 862 кг, — это вполне нормальный показатель, позволяющий Insight разгонятся до 100 км/ч за 11 секунд. При этом расход топлива составляет 3,4 литра на 100 км при движении в смешанном цикле и 2,9 литра — по трассе. На сегодняшний день это рекорд для серийных авто.

Плюс на минус

Конечно, гибриды состоят отнюдь не из одних достоинств. Глупо обвинять в их непопулярности мировую нефтяную мафию. У этих машин есть пока немало недостатков, мешающих агрессивному внедрению на мировой авторынок. Первый — это относительно высокая цена. Как бы ни старались производители, она превышает цену их обычных аналогов на несколько тысяч долларов. Однако недостаток этот весьма относителен — все зависит от того, насколько активно используется авто. Если машина покупается для поездок на работу и обратно, а ее пробег за месяц не превышает 3000 км, то эти лишние тысячи долларов за счет экономичности будут окупаться многие годы. А вот если за рулем гибрида сидит профессионал, наматывающий в сутки сотни километров, то разница в цене отбивается за несколько месяцев.

Второй недостаток гибридов — сложность конструкции. Пока еще не любой автомеханик возьмется за его ремонт, тем более что большую роль здесь играет тонкая компьютерная настройка. Некоторые деятели критикуют гибриды за малошумность: дескать, такие машины представляют повышенную опасность для пешеходов, в особенности для слепых. Гибриды и вправду шумят значительно меньше, чем обычные машины. Тот же ЭД работает вообще почти бесшумно, но вряд ли это можно расценивать как настоящий минус. В конце концов машину можно оборудовать специальным шумогенератором.

Эксперты говорят, что продажи гибридных машин, включая грузовики, растут на 30% в год. Причем процессу не мешает даже мировой кризис. И это вполне естественно, ведь в период, когда каждая копейка на счету, гораздо приятнее платить и без того богатым «лукойлам» и BP за возможность нормально работать в два раза меньше, а ездить на одной заправке — в два раза дальше. А на разницу лучше купить жене сапоги, честное слово.

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Российские войска ведут в городе встречные бои, отражая атаки противника

Кадр видео Министерства обороны России

Вооружённые силы Украины (ВСУ) попытались деблокировать город Купянск в Харьковской области. Об этом сообщает Telegram-канал «Иди и смотри». По данным военных корреспондентов, российские войска ведут в Купянске встречные бои, отражая...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

По словам аналитика, без него противник не удержит значительную часть территорий на западе ДНР и в Днепропетровской области

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Если вооружённые силы Украины (ВСУ) потеряют город Красноармейск (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике, то это событие будет сопоставимо с потерей Авдеевки или Угледара. Такое мнение высказал в комментарии для интернет-издания...

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4668
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Очередная эпопея с хищениями в сфере ЖКХ Петербурга развернулась в Невском районе

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Судя по всему, горожан еще ждут сюрпризы с распилом средств, отпущенных на ЖКХ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Махинации в государственном казенном учреждении «Жилищное агентство» привели к аресту его директора Андрея Соколова. Октябрьский районный суд отправил фигуранта в СИЗО до 21 декабря. Его и муниципального...

Росстат отрапортовал о сокращении разницы в доходах самых богатых и самых бедных россиян

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Federation Council of Russia, globallookpress.com

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — настоятельно советовал когда-то Козьма Прутков. А на этой неделе СМИ облетело очередное бодрое сообщение Росстата...

Противник понёс их за минувшие сутки в зонах ответственности группировок войск «Центр», «Восток» и «Днепр»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Центр», «Восток» и «Днепр» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 750 украинских военнослужащих. Об этом сообщила на своей странице...

Жизнь 20:01 / 08 Ноября 2025 2938
Последняя колонка

Саратовские грибники принесли из леса по корзине трюфелей

Труд
Трюфель. Фото: © Gustavo Valiente, globallookpress.com

От такого медведя мало шансов убежать Российские археологи описали новый вид вымершего гигантского медведя, обитавшего на планете примерно 5 млн лет назад. Как сообщил директор Палеонтологического института РАН Алексей Лопатин,...

Дано ли нам, нынешним, испытать чувство всеобщего единения?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Сейчас люди или на одном «вайбе», или нет. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Отгуляли ноябрьские. Поздравлений от друзей и знакомых я толком так и не услышала. В лучшем случае на мой вопрос о том, что празднуем, отвечали кратко: «Не разжигай!» Выходной день —...

Жизнь 19:01 / 29 Ноября 2025 2770
Последняя колонка

В Калининграде задержали похитителя дверных ручек

Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Похититель дверных ручек Когда-то в Риме был снят фильм «Похитители велосипедов». А в Калининграде можно было бы снять кино про похитителя дверных ручек. Региональный Фонд капитального ремонта устанавливает в городе...

Сумма штрафа составила три тысячи рублей

Фото: Demian Stringer/Zumapress.com, globallookpress.com

Суд Каменска-Уральского Свердловской области оштрафовал на три тысячи рублей местного жителя Сергея Глухих, который был признан виновным в поиске экстремистских материалов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на объёдиненную пресс-службу судов...

Жизнь 00:08 / 21 Ноября 2025 2519
Докажите, что вы не дрон!

Найден еще один способ защитить нас от беспилотников? Жулики аплодируют

Марина Крючкова
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

«Нет, мало того что летом я из-за дронов три раза ночевала в аэропорту, а в сентябре почти месяц без интернета на даче сидела. Так теперь еще и должна доказывать, что я не дрон!» Приятельница...

Бывшая замминистра строительства ДНР Юлия Мирваезова обвиняется в краже денег по 14 государственным контрактам

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

Сумма ущерба по уголовному делу в отношении бывшего первого заместителя министра строительства Донецкой Народной Республики Юлии Мерваезовой и других фигурантов, обвиняемых в хищении денег у Министерства обороны РФ, превысил девять миллиардов...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?