Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:06 30 Сентября 2022 6588
Страсти по Рублеву: продолжение следует?

Поправки к «культурным» законам, предложенные РПЦ, могут столкнуть музеи и верующих

Елена Широян
Церковь хочет обойти вето на движимые памятники культуры и искусства, наложенное законом о «церковной реституции». Фото: globallookpress.com

В новой сессии Госдума РФ рассмотрит законопроект «О внесении изменений в статью 26 закона Российской Федерации «Основы законодательства о культуре» и статьи 7 и 16 федерального закона «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации». Идея — закрепить принцип целостности музейных собраний. Однако свои дополнения к законопроекту хочет внести Русская православная церковь. Будут ли ее новеллы способствовать этой целостности, не вспыхнет ли тлеющий давно конфликт между клиром и музеями, а главное — не подвергнутся ли новому риску музейные предметы?

Руководитель правового управления Московской патриархии РПЦ игуменья Ксения (Чернега) сообщила СМИ: цель поправок в том, чтобы «музейные предметы и коллекции религиозного назначения, включенные в состав Музейного фонда РФ, могли передаваться в безвозмездное пользование религиозным организациям». То есть церковь сможет бесплатно (за счет госбюджета) брать предметы из музейных фондов, хотя формально право оперативного управления ценностями сохранится за музеями.

Ясно, что церковь хочет де-факто обойти вето на движимые памятники культуры и искусства, наложенное законом 2010 года о «церковной реституции». И поправки РПЦ грозят лишить госмузеи целого ряда ценных экспонатов, которые попадут в культовый обиход, а за музеями будут лишь числиться на бумаге, но, между прочим, отвечать за их сохранность и реставрацию по-прежнему должны будут музейные сотрудники.

Казалось бы, государство уже сделало навстречу РПЦ столько шагов, возвратив ей множество памятников архитектуры по закону 2010 года. Он позволил религиозным организациям безвозмездно забирать здания, ранее принадлежавшие церкви. Но пока речь шла лишь о недвижимости. Деятели культуры добились специальной оговорки, что закон не распространяется на музейные предметы и архивные документы. Ибо если массовый характер примет передача в церковный обиход древних икон, евангелий и прочего, обеспечить вне музейных стен их сохранность станет практически невозможно.

Разумеется, поднаторевшая в битвах со светским обществом госпожа Чернега изложила свой замысел так изощренно, что нет сомнений: неискушенные в музейном деле депутаты вполне могут принять его за то, что в церковных кругах называют благостным словом «соработничество». В стране множество людей искренне считают, что раз иконы когда-то были созданы для храмов, то там им и место. Не желая замечать разницу между «служением» предмета при отправлении культа и его пребыванием в музее, где он лишен утилитарной функции, но всесторонне изучен и бережно сохранен как свидетель эпохи и произведение искусства. А главное, показан посетителям независимо от их конфессиональной, национальной и иной принадлежности. Будет ли он столь же доступен в храме либо мечети? А ведь доступность объектов Музейного фонда, да и культурного наследия страны в целом, — один из важнейших постулатов ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Насколько разнятся варианты подхода к музейным ценностям, иллюстрирует летний прецедент с вывозом иконы Андрея Рублева «Троица» из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру на празднование 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. Если в 2009 году на просьбу патриарха Алексия II выдать «Троицу» в Лавру на три дня музей ответил отказом, радея о безопасности памятника начала XV века, то теперь под давлением Минкультуры дирекция ГТГ «отпустила» национальную реликвию. В чем же смысл такого решения? РПЦ будто забыла свое же правило: для молящегося нет разницы между оригиналом иконы и освященной копией, а уж списки «Троицы» в Лавре имеются. Что, как не гордыня, подвигло везти древнюю икону, находящуюся в проблемном состоянии, за сто верст ради патриаршего богослужения? Где она выступила лишь символом власти иерарха, а не русской духовности, каковым считают шедевр Рублева. И что, как не прогиб государства перед церковью (даром что отделенной от него Конституцией) продемонстрировал этот случай?

Беда в том, что и госчиновников, и клир сохранность шедевра при этом мало заботила. Утилитарный подход к произведениям искусства — давняя церковная практика. Музейных хранителей заставили выдать икону РПЦ вопреки всем рекомендациям, чуть ли не под угрозой увольнения. Хотя никто не мог знать заранее, как хрупкий древний памятник перенесет дорогу и службу в многолюдном храме с зажженными свечами. А уж опасность пожара в отсутствии сигнализации!..

Неслучайно из той поездки «Троица», которой вообще-то запрещено покидать Третьяковку, вернулась не на свое место в экспозиции, а под наблюдение специалистов. Минимум на полгода! И эту участь могут разделить другие старинные иконы. Согласны ли в Минкультуры и Госдуме, чтобы музейные предметы, погостив в храме, затем надолго исчезали из культурного оборота?

На деле лукавые поправки к закону могут разжечь вражду музеев, ученых и священников, что вряд ли укрепит социальный мир. Надменность иерархов и, что греха таить, склонность к стяжанию уже охладила чувства немалой части прихожан, еще тридцать лет назад наводнявших православные храмы.

РПЦ получила свободу в эпоху перестройки, вслед за празднованием 1000-летия Крещения Руси. Широкий размах ему придал не кто иной как Михаил Горбачев — генсек ЦК КПСС, главной антирелигиозной силы в Советском Союзе. Именно Горбачев, удивив многих, решил сделать юбилей христианства общенародным событием. Была издана Библия, в Москве отреставрировали Данилов монастырь, а ранее, летом 1987 года, как «жест доброй воли», патриархии передали Оптину пустынь под Козельском и Толгский монастырь близ Ярославля. То было лишь начало: в 1988 — 1991 годах РПЦ получила тысячи ранее оскверненных храмов. В Москве первым стал храм Архангела Михаила в Тропареве. Вы его знаете по фильму «Ирония судьбы»: это пятиглавая церковь нарышкинского барокко на вымышленной 3-й улице Строителей, а реально на проспекте Вернадского у метро «Юго-Западная», своей красотой выделяющаяся на фоне безликих советских панелек.

Тогда в СССР подлинный религиозный ренессанс сменил десятилетия гонений на священников и их паству. Люди принимали крещение, радовались за тех прежде преследуемых, кто дождался новых времен. Да и за самих себя — мы же помним, что за посещение храма могли выгнать с работы, а милиция устраивала облавы в ночь на Пасху. Теперь это в прошлом, но как обидно видеть, чем церковь ответила обществу. Когда она пытается отнимать у него иконы, способные донести до любого атеиста или иноверца свет русского христианства... Вот уж поистине ирония судьбы!

Кстати

«Троица» кисти Рублева провела в Сергиевой обители пять веков, пока в начале ХХ века не попала на «излечение». Лишь при реставрации стало ясно, откуда у иконы ее слава. Слои поздних записей полностью скрывали авторские линии и краски, гармонией напоминавшие великолепный стиль поздней Византии («палеологовский ренессанс»).

Дело в том, что все иконы в старину покрывали олифой, но она за полвека темнеет так, что изображения не разглядеть. И обычно в храмах и монастырях его поновляли самым простым способом: поверх старой живописи накладывали новую на тот же сюжет, но чаще всего в эстетике своей эпохи. Когда же икону признавали ветхой, от нее просто избавлялись. Историк искусства академик Алексей Лидов рассказывает о традиции хоронить иконы: их закапывали в землю или сжигали. Так Россия лишилась огромного числа древних образов, включая и византийское наследие. Хотя ученые, еще в относительно недавние десятилетия ездившие в экспедиции за «черными досками» в деревни, порой находили настоящие шедевры в чуланах и подвалах в роли крышек для бочек...

Комментарии для сайта Cackle
Культура 17:01 / 29 Октября 2022 14734
Опять стреляют

Литературный обзор

Олег Фочкин, книгочей
Труд
Фото: © Aleksandr Schemlyaev, globallookpress.com

В былые времена книжками «про войну» у нас в стране зачитывались все, от мала до велика. Потом вроде бы пришла мода на иное чтиво, но, увы, ненадолго. Сейчас к читателю снова косяком двинулись...

Евгений Водолазкин - о новом романе «Чагин» и человеческой памяти

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

В издательстве «АСТ» (Редакция Елены Шубиной) вышла новая книга Евгения Водолазкина «Чагин» — роман о выдающемся мнемонисте, то есть человеке с уникальной способностью запоминания, которого...

Культура 21:01 / 29 Октября 2022 13178
Лучший голос земли

Чилийский режиссер Пабло Ларраин начал снимать фильм о легендарной певице Марии Каллас

Труд
Фото:Unknown/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Чилийский режиссер Пабло Ларраин, чьи фильмы снискали успех на Каннском кинофестивале и номинировались на «Оскар», имеет особую слабость к байопикам. Он снял фильм «Джеки» о Жаклин Кеннеди,...

Культура 20:45 / 29 Октября 2022 12977
Гномы постарались

В Швеции нашли старинный волшебный амулет

Труд
Бог Тор сражается с гигантами с помощью своего молота, грома и молнии. Фото: globallookpress.com

На юго-западе Швеции ученые обнаружили редкий амулет в виде молота скандинавского бога Тора. В начале Х века, когда проповедники уже вовсю обращали местных жителей в христианство, амулет был отлит из свинца неизвестным...

Культура 20:01 / 29 Октября 2022 12523
Кому все по карману?

Netflix затеял снимать сериал по легендарному роману «Сто лет одиночества»

Труд
Сам Габриэль Маркес долго отказывался продавать права на адаптацию книги. Фото: El Universal/@WireImgId=8372800, globallookpress.com

В далеком 1982 году колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе. К 40-летию этой даты вездесущий Netflix решил приурочить начало работы над многосерийной экранизацией «Ста лет одиночества»,...

На экраны вышли два фильма с острой социальной проблематикой, что по нынешним временам уже событие

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Светлана Чуйкина в фильме «Плакать нельзя» играет несчастную мать, у которой отняли ребенка

Один из них - «Плакать нельзя» рассказывает об ужасах ювенальной юстиции в Скандинавии, жертвой которой становится русская мать и ее сын. Второй фильм «Дополнительный урок» впервые в нашем кино прикасается к такой больной...

Актер и телеведущий собрался раскрыть пока еще остающиеся на карте Земли тайны

Анна Чепурнова
Труд
Просидеть всю жизнь на одном месте - это не для Вадима. Фотографии предоставлены телеканалом «Моя Планета»

Среди ближайших премьер телеканала «Моя Планета» — программа «Тайна на карте», жанр которой ее создатели определили как «тревел-детектив». Что под этим скрывается? Рассказы о самых...

Самую народную из своих ролей Анатолий Папанов почему-то не слишком жаловал…

Виктория Пешкова
Труд
Фото: © Igor Gnevashev, globallookpress.com

1983 год. Одесса. Раннее, но уже жаркое августовское утро. Под киоском с вывеской «Театральная касса» терпеливо стоит очередь, хотя до открытия еще три часа. Самые предусмотрительные здесь — со вчерашнего...

Выполнимая ли задача поставлена перед ТВ? Быть высокоморальным и в то же самое время приучать зрителя к нетерпимости?

Сергей Беднов
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Ровно через неделю страна отметит День народного единства. Помнится, когда он был учрежден, все дружно ломали головы: что же такое важное в отечественной истории случилось 4 ноября? Потом решили: ничего. А нововведение...

Иван Сергеевич Тургенев приглашает в гости

Виктория Пешкова
Труд
До конца дней Тургенев вспоминал Спасское-Лутовиново как лучшее из мест своей жизни. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

В ГМИРЛИ имени Даля открылась выставка, посвященная 100-летию Музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Своими сокровищами с организаторами поделились Орловский музей Тургенева и московский Дом-музей Тургенева на Остоженке....

Культура 00:05 / 21 Октября 2022 9863
Приказано забыть

В российской культуре формируется список запретных имен и тем

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
С проката сняли документальный фильм «Голод». Объяснение от компании «Каро» - внезапно сломался кинопроектор. Фото: Moscow-Live.ru

Ничто, казалось бы, не предвещало. Документальный фильм «Голод», который обозревателю «Труда» удалось посмотреть на московской премьере и даже написать о нем в газете, за день до очередного...

Что не так с комедией «Любовники»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Три неверных мужа приняли на грудь в бане и взялись проучить все коварное женское племя. Кадр с сайта kinopoisk.ru

«Как должен начинаться типовой сценарий типовой экранизации гоголевского «Ревизора»?» — спросил как-то Виктор Шкловский у Всеволода Пудовкина. «Свинья чешется о столб», — моментально...

В Петербурге открыт памятник драматургу Александру Володину

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Юрий Пилипенко/Russian Look, globallookpress.com

В Петербурге на Петроградской стороне открыт памятник драматургу Александру Володину. Виновник торжества больше 30 лет жил тут неподалеку, на Большой Пушкарской, 44, где висит мемориальная доска в его честь. Удивительное...

Культура 00:03 / 18 Ноября 2022 7725
Не Голливудом единым

Возвращайтесь, друзья, в кинотеатры, там сегодня интересно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Эмили» - изящная костюмная мелодрама, повествующая об Эмили Бронте — средней из трех великих сестер-писательниц

Уходящий год поставил грустный рекорд по падению посещаемости кинотеатров. Многие зрители считают, что там нынче нечего смотреть. На самом деле, это не так. Да, «большой Голливуд» ушел из нашей страны. Но киноафиша...

Увы, не все. Из всей несметной толпы «строителей отношений» служить отправился лишь один, в прошлом - десантник

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Если кто читает телевизионные обозрения «Труда» регулярно, он может заметить, что шутка, вынесенная в заголовок, уже появлялась в прошлом номере. Она была навеяна советским учебником истории, где раздел, посвященный...

Культура 00:17 / 18 Ноября 2022 7452
Дикий ангел пролетел

Уругвайская актриса – она же россиянка - Наталия Орейро сыграет в фильме «Письмо Деду Морозу»

Сергей Беднов
Труд
Но увидим мы сие великолепие лишь в 2025 году. Фото: Анатолий Ломохов, Синьхуа

Две новости — хорошая и так себе. Начнем с первой. Нам готовят новогодний сюрприз: в фильме «Письмо Деду Морозу» сыграет уругвайская актриса, а с недавних пор еще и гражданка РФ Наталия...






Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?