Главная Культура 00:06 30 Сентября 2022 7239
Страсти по Рублеву: продолжение следует?

Поправки к «культурным» законам, предложенные РПЦ, могут столкнуть музеи и верующих

Елена Широян
Церковь хочет обойти вето на движимые памятники культуры и искусства, наложенное законом о «церковной реституции». Фото: globallookpress.com

В новой сессии Госдума РФ рассмотрит законопроект «О внесении изменений в статью 26 закона Российской Федерации «Основы законодательства о культуре» и статьи 7 и 16 федерального закона «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации». Идея — закрепить принцип целостности музейных собраний. Однако свои дополнения к законопроекту хочет внести Русская православная церковь. Будут ли ее новеллы способствовать этой целостности, не вспыхнет ли тлеющий давно конфликт между клиром и музеями, а главное — не подвергнутся ли новому риску музейные предметы?

Руководитель правового управления Московской патриархии РПЦ игуменья Ксения (Чернега) сообщила СМИ: цель поправок в том, чтобы «музейные предметы и коллекции религиозного назначения, включенные в состав Музейного фонда РФ, могли передаваться в безвозмездное пользование религиозным организациям». То есть церковь сможет бесплатно (за счет госбюджета) брать предметы из музейных фондов, хотя формально право оперативного управления ценностями сохранится за музеями.

Ясно, что церковь хочет де-факто обойти вето на движимые памятники культуры и искусства, наложенное законом 2010 года о «церковной реституции». И поправки РПЦ грозят лишить госмузеи целого ряда ценных экспонатов, которые попадут в культовый обиход, а за музеями будут лишь числиться на бумаге, но, между прочим, отвечать за их сохранность и реставрацию по-прежнему должны будут музейные сотрудники.

Казалось бы, государство уже сделало навстречу РПЦ столько шагов, возвратив ей множество памятников архитектуры по закону 2010 года. Он позволил религиозным организациям безвозмездно забирать здания, ранее принадлежавшие церкви. Но пока речь шла лишь о недвижимости. Деятели культуры добились специальной оговорки, что закон не распространяется на музейные предметы и архивные документы. Ибо если массовый характер примет передача в церковный обиход древних икон, евангелий и прочего, обеспечить вне музейных стен их сохранность станет практически невозможно.

Разумеется, поднаторевшая в битвах со светским обществом госпожа Чернега изложила свой замысел так изощренно, что нет сомнений: неискушенные в музейном деле депутаты вполне могут принять его за то, что в церковных кругах называют благостным словом «соработничество». В стране множество людей искренне считают, что раз иконы когда-то были созданы для храмов, то там им и место. Не желая замечать разницу между «служением» предмета при отправлении культа и его пребыванием в музее, где он лишен утилитарной функции, но всесторонне изучен и бережно сохранен как свидетель эпохи и произведение искусства. А главное, показан посетителям независимо от их конфессиональной, национальной и иной принадлежности. Будет ли он столь же доступен в храме либо мечети? А ведь доступность объектов Музейного фонда, да и культурного наследия страны в целом, — один из важнейших постулатов ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Насколько разнятся варианты подхода к музейным ценностям, иллюстрирует летний прецедент с вывозом иконы Андрея Рублева «Троица» из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру на празднование 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. Если в 2009 году на просьбу патриарха Алексия II выдать «Троицу» в Лавру на три дня музей ответил отказом, радея о безопасности памятника начала XV века, то теперь под давлением Минкультуры дирекция ГТГ «отпустила» национальную реликвию. В чем же смысл такого решения? РПЦ будто забыла свое же правило: для молящегося нет разницы между оригиналом иконы и освященной копией, а уж списки «Троицы» в Лавре имеются. Что, как не гордыня, подвигло везти древнюю икону, находящуюся в проблемном состоянии, за сто верст ради патриаршего богослужения? Где она выступила лишь символом власти иерарха, а не русской духовности, каковым считают шедевр Рублева. И что, как не прогиб государства перед церковью (даром что отделенной от него Конституцией) продемонстрировал этот случай?

Беда в том, что и госчиновников, и клир сохранность шедевра при этом мало заботила. Утилитарный подход к произведениям искусства — давняя церковная практика. Музейных хранителей заставили выдать икону РПЦ вопреки всем рекомендациям, чуть ли не под угрозой увольнения. Хотя никто не мог знать заранее, как хрупкий древний памятник перенесет дорогу и службу в многолюдном храме с зажженными свечами. А уж опасность пожара в отсутствии сигнализации!..

Неслучайно из той поездки «Троица», которой вообще-то запрещено покидать Третьяковку, вернулась не на свое место в экспозиции, а под наблюдение специалистов. Минимум на полгода! И эту участь могут разделить другие старинные иконы. Согласны ли в Минкультуры и Госдуме, чтобы музейные предметы, погостив в храме, затем надолго исчезали из культурного оборота?

На деле лукавые поправки к закону могут разжечь вражду музеев, ученых и священников, что вряд ли укрепит социальный мир. Надменность иерархов и, что греха таить, склонность к стяжанию уже охладила чувства немалой части прихожан, еще тридцать лет назад наводнявших православные храмы.

РПЦ получила свободу в эпоху перестройки, вслед за празднованием 1000-летия Крещения Руси. Широкий размах ему придал не кто иной как Михаил Горбачев — генсек ЦК КПСС, главной антирелигиозной силы в Советском Союзе. Именно Горбачев, удивив многих, решил сделать юбилей христианства общенародным событием. Была издана Библия, в Москве отреставрировали Данилов монастырь, а ранее, летом 1987 года, как «жест доброй воли», патриархии передали Оптину пустынь под Козельском и Толгский монастырь близ Ярославля. То было лишь начало: в 1988 — 1991 годах РПЦ получила тысячи ранее оскверненных храмов. В Москве первым стал храм Архангела Михаила в Тропареве. Вы его знаете по фильму «Ирония судьбы»: это пятиглавая церковь нарышкинского барокко на вымышленной 3-й улице Строителей, а реально на проспекте Вернадского у метро «Юго-Западная», своей красотой выделяющаяся на фоне безликих советских панелек. Если у вас проблемы с поиском девушки для секса, вам помогут красивые индивидуалки Казани , которые занимаются любовью за деньги. Проститутки берут за час не очень большую сумму, так что вы сможете позволить себе отдых с прекрасными путанами.

Тогда в СССР подлинный религиозный ренессанс сменил десятилетия гонений на священников и их паству. Люди принимали крещение, радовались за тех прежде преследуемых, кто дождался новых времен. Да и за самих себя — мы же помним, что за посещение храма могли выгнать с работы, а милиция устраивала облавы в ночь на Пасху. Теперь это в прошлом, но как обидно видеть, чем церковь ответила обществу. Когда она пытается отнимать у него иконы, способные донести до любого атеиста или иноверца свет русского христианства... Вот уж поистине ирония судьбы!

Кстати

«Троица» кисти Рублева провела в Сергиевой обители пять веков, пока в начале ХХ века не попала на «излечение». Лишь при реставрации стало ясно, откуда у иконы ее слава. Слои поздних записей полностью скрывали авторские линии и краски, гармонией напоминавшие великолепный стиль поздней Византии («палеологовский ренессанс»).

Дело в том, что все иконы в старину покрывали олифой, но она за полвека темнеет так, что изображения не разглядеть. И обычно в храмах и монастырях его поновляли самым простым способом: поверх старой живописи накладывали новую на тот же сюжет, но чаще всего в эстетике своей эпохи. Когда же икону признавали ветхой, от нее просто избавлялись. Историк искусства академик Алексей Лидов рассказывает о традиции хоронить иконы: их закапывали в землю или сжигали. Так Россия лишилась огромного числа древних образов, включая и византийское наследие. Хотя ученые, еще в относительно недавние десятилетия ездившие в экспедиции за «черными досками» в деревни, порой находили настоящие шедевры в чуланах и подвалах в роли крышек для бочек...

Культура 00:40 / 20 Октября 2023 13080
Учитель фехтования

У Пушкина и Лермонтова был один и тот же наставник

Ирина Смирнова
Труд
Гравюра из книги Александра Вальвиля «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» 1817г. Фото из открытых источников.

Француз Александр Вальвиль учил сражаться Пушкина, Лермонтова и всю Императорскую гвардию. Увы, уроки фехтования наших великих поэтов от пули не уберегли. О том, что у Александра Пушкина и Михаила Лермонтова был...

Культура 19:02 / 14 Октября 2023 11927
Король басовой масти

Международный фестиваль Ильдара Абдразакова стал культурным событием на всю Россию

Мария Бабалова
Труд
Ильдар Абдразаков считает занятия с молодыми певцами важнейшей частью своего фестиваля. Фото Евгения Евтюхова предоставлено пресс-службой фестиваля

Именной фестиваль знаменитого оперного певца, двукратного обладателя премии «Грэмми» Ильдара Абдразакова состоялся нынче уже в шестой раз и побывал в шести городах — Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске,...

Почему Достоевский называл эту икону народной

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

6 ноября у православных верующих день почитания иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Той самой, перед которой в 1768 году молилась Екатерина II, решаясь, одной из первых, сделать прививку от оспы....

Возраст над мадемуазель Катрин (именно так она просит обращаться к себе) не властен

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Настоящий успех пришел к Катрин после красивого и грустного мюзикла «Шербурские зонтики». Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Катрин Фабьен Дорлеак, известной во всем мире как Катрин Денев, 22 октября исполняется 80 лет. О таких серьезных датах применительно к женщинам, особенно актрисам, упоминать не очень-то принято. Но возраст...

Культура 00:01 / 17 Ноября 2023 5673
Зима патриарха

Увидим ли мы на экранах фильм «Пациент №1», который совершает триумфальное шествие по фестивальным экранам?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Играет главного героя грандиозный актер Александр Филиппенко

Неделю назад на международном кинофестивале в Котбусе фильм «Пациент № 1» завоевал приз за режиссуру. В эти дни картина участвует в конкурсе Таллинского фестиваля класса А, где, судя по восторженным...

Культура 20:04 / 13 Октября 2023 5609
Конец «Сказки»?

На фестивале в Москве отменили показ фильма «Сказка» в постановке народного артиста России Александра Сокурова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Andrey Chepakin/Russian Look, globallookpress.com

На фестивале в Москве отменили показ фильма «Сказка» в постановке народного артиста России Александра Сокурова. Столичная премьера фильма знаменитого кинорежиссера, обладателя призов престижных кинофестивалей была...

А вот про народ авторы фильма «Императрицы» забыли…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Пересильд старательно играет Елизавету Петровну в зрелом возрасте

Выходящий на экраны фильм «Императрицы» создан по заказу и при поддержке «Газпрома» в рамках исторического цикла «Русь». Картина является продолжением ленты «Петр I. Последний царь...

Каждая эпоха дарит ребятам и девчатам свои сказки

Дарья ЕФРЕМОВА, Ольга ЛЕРНЕР
Труд
Семейство Кассилей. Внизу Лев с женой Еленой, наверху Иосиф (Оська) с женой Зинаидой. Изображения предоставлены ГМИРЛИ

Что фантастичнее — жизнь или воображение? Казалось бы, ответ очевиден, но главная книга классика детской литературы Льва Кассиля спорит с общепринятой логикой. А благодаря нынешней экспозиции Государственного музея...

Что общего у двух таких разных фильмов?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жесткий по драматургии, фильм «Край надломленной луны» не выглядит тяжеловесной драмой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Они выходят на экраны одновременно — два фильма, похожие и не похожие друг на друга. Оба сняты в Питере и его окрестностях. Оба поставили женщины — дебютантки в большом кино. Оба рассказывают...

Культура 00:02 / 10 Ноября 2023 5126
Голову снесло

На экраны выходит лихая комедия «Год рождения»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм показывает, что нашим сумасшедшим миром все-таки правят любовь, творчество, мечты, внутренняя свобода. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Поставил картину Михаил Местецкий, который вернулся в кино после затяжной творческой паузы. На вопрос, где он был восемь лет, прошедших со времен его яркого дебютного фильма «Тряпичный союз», Михаил может честно...

ТНТ планирует увеличить количество музыкальных проектов

Труд
Тина Канделаки. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Глава ТНТ Тина Канделаки на презентации сезона сообщила, что количество музыкальных проектов на канале будет увеличено. И вот как раз в эти дни начинается кастинг участников для перезапуска «Фабрики звезд». Напомним,...

Один из самых северных в мире Воркутинский драматический театр отметил 80-летие

Виктория Пешкова, Воркута - Москва
Труд
Та самая «Сильва» 1943 года. На первом плане Наталья Глебова (Сильва), Борис Дейнека (Эдвин). Фото предоставлены Воркутинским драматическим театром

Главный подарок себе и своей публике театр преподнес сам, спев и станцевав о том, с чего все начиналось. «Сильва. Дойти до премьеры» — спектакль, поставленный режиссером Валерием Маркиным по пьесе...

«Пиковая дама» Петра Ильича впервые обрела свое полное киновоплощение

Сергей Бирюков
Труд
Герман (Иван Гынгазов) фанатично стремится разгадать тайну трех карт. Изображения предоставлены «Геликон-оперой»

Удивительно, но выходящий 12 ноября в прокат фильм «Пиковая дама», снятый коллективом московской «Геликон-оперы» в содружестве с телеканалом «Россия-Культура» и киноконцертом...

У гражданской войны выход один – трагедия, убежден обладатель «Книги года-2023» Александр Мелихов

Дарья Ефремова
Труд
Фото: West Coast Surfer, globallookpress.com

Парадоксальный и даже «еретичный», рушащий читательские каноны лауреат множества премий — Набоковской, «Студенческий Букер», Искандера, Гончарова, Петербургского ПЕН-клуба, Гоголя (четырежды), правительства...

Культура 00:05 / 27 Октября 2023 4543
Календарь: 27 октября

65 лет назад Бориса Пастернака исключили из Союза писателей СССР

Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov,globallookpress.com

1449 Скончался Мухаммед Улугбек, среднеазиатский ученый, построивший в 1428-1429 годах около Самарканда обсерваторию. Внук Тимура. 1492 Христофор Колумб открыл Америку. 1698 В Москве по приказу Петра I казнены 109 стрельцов....

Театр «Эрмитаж» обратился к теме изгнанничества – вольного и невольного

Любовь Лебедина, театральный критик
Труд
Разрыв с любимой женщиной (Валерия Столбикова в роли Елены Николаевны), а до того утрата Родины лишают Александра Вольфа (Павел Мамонов) смысла жизни. Фото предоставлено театром «Эрмитаж»

Театр «Эрмитаж» вернул зрителям удивительного писателя первой эмигрантской волны Гайто Газданова, поставив по его роману «Призрак Александра Вольфа» спектакль «Слепые кони фортуны» о людях, потерявших...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?