Главная Культура Афиша 19:02 01 Апреля 2017 3342
Что висело на стене над фортепиано?

Две страсти Екатерины Гельцер

Виктория Пешкова

В галерее «Наши художники» проходит выставка «Гельцер. Коллекция», на которой представлены полотна, некогда принадлежавшие выдающейся русской балерине. Об уровне этого собрания можно судить хотя бы по тому, что современники называли его «маленьким отделением Третьяковской галереи».

К сожалению, после смерти владелицы коллекция рассеялась: что-то удалось приобрести государственным музеям, еще больше ушло в частные руки, а многие произведения просто исчезли без следа. Вернуть из небытия, воссоздать хотя бы отчасти овеянное легендами собрание взялась арт-директор галереи «Наши художники» Наталья Курникова.

Поиски напоминали решение головоломки в духе «ищем то, не знаем что», поскольку Гельцер не вела учета своим приобретениям и точный размер коллекции установить невозможно. Курниковой и ее сотрудникам пришлось заняться настоящим детективным расследованием, штудируя музейные каталоги и стряхивая архивную пыль с воспоминаний современников, бывавших в доме знаменитой танцовщицы, рецензий на выставки, куда она передавала свои картины для экспонирования, и массы других источников.

Один из немногих сохранившихся до наших дней документов – опись наиболее ценных картин, которые в августе военного 1941 года были переданы на хранение в Третьяковку: их предстояло эвакуировать вместе с собранием галереи. В этом списке 98 полотен – Брюллов и Тропинин, Левитан и Врубель, а еще Серов, Шишкин, Репин, Поленов. Хрупкие пожелтевшие листочки под стеклом экспозиционной витрины…

Константин Коровин. «Хозяйка». 1895. Холст, масло. 65,2 х 35,7. Государственная Третьяковская галерея

В каталог выставки включено порядка 80 произведений – только то, что атрибутировано с абсолютной достоверностью. «Осколки» гельцеровской коллекции удалось обнаружить в Архангельске, Минске, Ереване, Нижнем Новгороде, Чебоксарах. Всего же в просторной квартире Екатерины Васильевны в Брюсовом переулке, занимавшей целый этаж, находилось более 200 произведений. Впрочем, по некоторым сведениям эта цифра могла быть и вдвое больше.

А в залах галереи «Наши художники» удалось собрать почти 40 работ, предоставленных Третьяковской галереей, Музеем музыкальной культуры им. Глинки, Театральным музеем им. Бахрушина и частными коллекционерами. Любимому художнику Гельцер – Исааку Левитану – отведен целый зал. Игрой туч его «Бурного дня» можно любоваться бесконечно: они меняют направление движения в зависимости от того, с какой точки ты на них смотришь. В соседнем зале глаз не отвести от «Голубых гортензий» Николая Сапунова, что висели в гостиной над фортепиано: чем больше расстояние между тобой и картиной, тем рельефнее проступают на полотне переливающиеся пышные соцветия. Пространство этой выставки можно назвать магическим – давным-давно разлученные шедевры словно вызывают из потока Времени образ той, что некогда собрала их вместе – женщины во всех отношениях незаурядной.

Путь на сцену для юной Кати был предопределен – ее отец, талантливый танцовщик Василий Гельцер прослужил в Императорском Большом театре более полувека. Его дочь, не побив отцовский рекорд количественно, превзошла его и мастерством и славой. Она царила на сцене Большого с 1894 по 1935 год, исполняя главные партии практически в каждой новой постановке. Трудно представить, сколько времени она проводила в репетиционном классе, чтобы снова и снова потрясать капризную столичную публику. Выйдя на пенсию, Гельцер продолжала ездить по стране, одаривая своим талантом публику провинциальную, тех, кому о Большом театре, возможно и слышать-то никогда не приходилось. А в годы войны разменявшая седьмой десяток балерина, отказавшись от эвакуации, выступала с концертами, сборы от которых перечислялись на нужды фронта.

Екатерина Гельцер в балете «Корсар». Фото 1912 года

При такой фантастической работоспособности и невероятных нагрузках Екатерина Васильевна отнюдь не была аскетом, ценя все те радости, которыми может одарить человека жизнь. Коллекционированию живописи и графики русских художников отдавалась столь же самозабвенно, сколь и танцу. Это было не любительское собирательство по принципу «что приглянется», а вдумчивый отбор произведений высочайшего класса. Кто пробудил в ней эту страсть – неизвестно, но сама балерина, вспоминая о работе над образом Царь-девицы в балете «Конек-Горбунок», говорила, что не только вчитывалась в пленительные строки Ершова, но всматривалась в полотна Васнецова, рисунки Билибина, и это помогало ей находить верные краски для характера своей героини. Наверняка сыграло роль и знакомство балерины с художником Константином Коровиным, который с 1898 по 1919 год служил в Большом театре главным декоратором. В коллекции были его эскизы к балетам, в которых она танцевала, включая представленные на выставке «Саламбо» Арендса и «Раймонду» Глазунова...

Основы коллекции были заложены еще в начале прошлого века – находящаяся на взлете своей славы Гельцер любила наведываться к антикварам, в том числе к Владимиру Постникову, предприимчивому родственнику знаменитого коллекционера и мецената Алексея Бахрушина. Но большую часть своей коллекции Екатерина Васильевна собрала в 20-30-е годы. Многие приобретения происходили из лучших собраний Москвы и Петербурга – Саввы Мамонтова, Алексея Бахрушина, Сергея и Александры Боткиных. Выдающийся архитектор Федор Шехтель, оставшийся после революции без работы, был вынужден распродавать свою коллекцию, но стремился, чтобы лучшее попадало в руки подлинных ценителей, каким была и Гельцер.

Исаак Левитан. «Бурный день». 1897. Холст, масло 82 х 86,5. Государственная Третьяковская галерея

После войны Екатерина Васильевна свое собрание уже практически не пополняла. В те времена коллекционеры пребывали как бы в полутени. Разумеется, официально никто не запрещал советским гражданам приобретать произведения искусства, но считалось, что место шедевра – в общедоступном музее, а не в частной квартире, где его видят лишь избранные. Государство предпочитало сосредотачивать художественные ценности в своих руках.

Гельцер такой подход не был близок, что и предопределило драматическую судьбу ее собрания. Екатерины Васильевны не стало в 1962 году. Коллекцию унаследовала племянница – Татьяна. Несколько картин она подарила Третьяковской галерее, часть эскизов к балетным спектаклям передала в театральный музей им. Бахрушина, 25 полотен были проданы ею Минскому художественному музею. В 1974 году Татьяна Гельцер умерла, и уникальная фамильная коллекция перестала существовать. Что стало с большей ее частью, сегодня неведомо даже искусствоведам.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4896
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3596
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3019
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2359
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2002
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1805
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1630
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1579
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?