В редакцию «Труда» пришло письмо от молодой мамы Ольги Халезовой, которая оказалась в диковатой ситуации. Ушла в декретный отпуск, родила малыша, а когда решила выйти на работу, то выяснилось, что в списках трудового коллектива она не значится.
Уволить женщину в декретном отпуске КЗОТ никак не позволяет. Кроме случая, когда предприятие попало под ликвидацию. Но и тогда администрация об увольнении обязана предупредить за два месяца, произвести полный расчет и выдать на руки трудовую книжку. В данном случае ничего подобного не было.
В 2009 году на территории аэровокзального комплекса Шереметьево в терминале D приступило к работе ООО «ВИП групп», которое стало заниматься встречей и посадкой ВИП-пассажиров. Сами понимаете, в эту службу абы кого не возьмут. В июне 2010-го сюда приняли Ольгу Халезову. Спустя два года она ушла в декретный отпуск, и вскоре у них с супругом (кстати, пилотом гражданской авиации) родился мальчик Вова. А когда пришло время выйти на работу, Ольга услышала от кадровика Юлии Калашниковой, что среди сотрудников фирмы она уже не значится. Как и еще четыре ее коллеги, ушедшие в декретный отпуск. И что фирма теперь не та и называется иначе: ЗАО «ВИП Интернешнл». «Так что сами ищите свое бывшее место работы», — заключила кадровичка.
«Самое удивительное для всех нас, в одночасье оставшихся без работы, — пишет Ольга Халезова, — что лишь мы остались за бортом организации. Все остальные работники благополучно перекочевали из ООО в ЗАО. Мои неоднократные попытки хотя бы получить трудовую книжку не привели ни к чему. Нам рассказывают сказки, что ООО «ВИП групп» как в воду кануло. Полгода мою жалобу рассматривают в прокуратуре и полтора месяца — в трудовой инспекции. Как юрист по образованию не могу взять в толк, почему правоохранительные органы, у которых я искала защиты, столько времени не могут найти связи между ООО «ВИП групп» и ЗАО «ВИП Интернешнл». Ведь у фирм один устав, один и тот же гендиректор, и отдел кадров, и бухгалтер...»
Наш звонок Юлии Калашниковой вызвал раздражение: «Как мне надоели эти вопросы! Ну нет уже той организации, где работала Халезова. Пусть сама ее ищет и судится!»
Совсем недавно такого рода конфликты решались в досудебном порядке — достаточно было вмешательства технической инспекции труда профсоюза. Но сегодня оказалось возможным для работодателя попросту игнорировать решения профсоюза и плевать на КЗОТ.
Вот ответ Ольге Халезовой из Московской транспортной прокуратуры. Прокурор А. Ф. Полещук сообщает, что при увольнении сотрудников из ООО кадровые документы переданы гендиректору и главному бухгалтеру общества, но о месте хранения кадровых документов ООО «ВИП-Групп» в настоящее время передавшая эти документы Ю. Б. Калашникова информацией не владеет. Заключается послание выводом: организация, поменяв адрес своего местонахождения на другой район Москвы, более не является объектом внимания Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. А потому «оснований для принятия мер реагирования по Вашему обращению не имеется».
Круг замкнулся. Получается, будущие матери, уходя в декретный отпуск, рискуют не только потерять место работы, но и накопленный трудовой стаж?
Слово эксперту
Александр Курицкий, юрист по трудовым спорам с 40-летним стажем
— Это старый прием: руководители, дабы уйти от долгов или избавиться от неугодных сотрудников, меняют вывеску и реквизиты. Типичный административный лохотрон. В данном случае имеет место грубое нарушение трудового законодательства. Согласно статье 261 ТК РФ, работник может быть уволен в связи с ликвидацией организации. Но о предстоящем увольнении администрация должна предупредить не менее чем за два месяца. При расторжении трудового договора еще в течение двух месяцев молодой маме должны были выплачивать среднюю месячную зарплату. Ни того ни другого, как я понимаю, не было сделано. Наконец, время со дня увольнения беременной женщины до достижения родившимся ребенком трех лет включается в непрерывный трудовой стаж.