ВСЯ НАДЕЖДА НА ФУТБОЛ
Вот итоги одного любопытного опроса, проведенного в интернете. Зрителям задали вопрос, что станет главным телевизионным событием 2008 года, и предложили такие варианты ответов: выборы президента России, чемпионат Европы по футболу, летние Олимпийские игры, конкурс Евровидения, спецпроекты каналов, новые сериалы, политические скандалы, светские скандалы, новая война на Ближнем Востоке, чрезвычайные происшествия, выборы президента США, криминал. И в качестве альтернативы - незамысловатую формулу "поживем - увидим".
Так вот, меньше всего зрители ждут, как ни странно, собственно телевизионного продукта. Лишь по одному проценту из их числа надеются на то, что событиями станут новые спецпроекты каналов или телесериалы. А больше всего ожиданий связано с футболом (34%) и Олимпиадой (23%).
На почетном третьем месте с семнадцатью процентами оказались выборы президента России с заранее известным результатом. Нет, никто не спорит, что это событие. Но только в общественной жизни, а не в эфире ТВ. С трудом верится, что дебаты Жириновского с Богдановым, сколь бы красноречивыми ни были эти политические гиганты, будут бить рейтинговые рекорды. Тем более в семь утра. А вот выборы президента США заинтересовали только 2% респондентов, несмотря на всю их непредсказуемость. И правда, что за дело нам до Обамы и Хиллари?
Коротко об остальных предпочтениях. Конкурс Евровидения, несмотря на его прямо-таки бешеную популярность в последние годы, набрал лишь два процента. Криминал и новая война на Ближнем Востоке - тоже по два. Всевозможные скандалы и ЧП - по одному. Двенадцать процентов ответивших не стали гадать, а предпочли подождать и уж потом решать, что событие, а что нет.
С другой стороны, это ведь как что подать. Во что завернуть. Помнится, когда самолеты НАТО бомбили Белград, разные каналы выдавали в эфир одни и те же кадры: зеленоватая муть, сквозь которую абсолютно ничего не видно, и редкие вспышки разрывов. А миллионы зрителей, накачанных с помощью телеведущих справедливым гневом к агрессору, посягнувшему на братьев-славян, день за днем упорно пытались что-то разглядеть в этой кромешной тьме.
В то же время для зрителя можно убить даже футбол. Например, показывая матчи в записи, когда счет уже известен (как это было, например, только что с Кубком Первого канала).
ИТАК, ОНИ ЗВАЛИСЬ ТАТЬЯНЫ
Вот кто точно умеет делать телевизионное событие, иногда даже на пустом месте, так это как раз Первый. Для значительного числа зрителей таковым стало с помпой поданное завершение сериала "Татьянин день".
В своем роде эту в чистом виде "мыльную оперу" можно считать феноменом. Если судить по рейтингам, она покорила сердце каждого восьмого российского телезрителя. С чего бы это? Незамысловатую историю про провинциалку, приехавшую завоевывать столицу и попадающую во всевозможные переплеты, свежей уж никак не назовешь. Но, видимо, это сюжет из разряда вечных. Особенно если учесть тот факт, что "Татьянин день" - проект не оригинальный. Это русская версия колумбийского сериала "Война роз", в различных национальных вариантах обошедшего десятки стран. Точно так же с триумфом прошествовали по телеэкранам мира адаптации другого латиноамериканского "мыла" про Золушку, известного у нас под названием "Не родись красивой". Может, именно эта незамысловатость и полное отсутствие какой-либо художественной идеи и сближает рядовых зрителей Латинской Америки, Центральной Европы и России?
Показ финала "Татьяниного дня" состоялся 25 января. То есть в самый что ни на есть Татьянин день. Зрителю выдали сразу две серии, нарушив привычную эфирную линейку. А после показали еще и концерт "Татьянин день. Объяснение в любви", где оба дня, "мыльный" и студенческий, объединили. В студии пели и шутили всевозможные известные Татьяны, а также исполнители главных ролей в сериале с другими именами. В результате доля аудитории этого пира духа превысила 40%, то есть чуть ли не половина всех зрителей, смотревших в тот пятничный вечер телевизор, дружно прощалась с Татьяной с колумбийскими корнями и одновременно праздновала День студента.
ТОЛЬКО ПЕТЬ НЕ НАДО!
Вообще-то рецепт создания телевизионного события крайне прост. Берется некий информационный повод (красная дата календаря, юбилей выдающегося человека или, не дай Бог, его кончина) и весь эфир заполняется продукцией на соответствующую тематику. И уже получается как бы некий грандиозный спецпроект. Так было, например, в день десятилетия гибели принцессы Дианы, когда все федеральные каналы уделили этой, бесспорно, незаурядной, но весьма далекой от российских реалий женщине львиную долю своего эфира. При этом забыв о годовщине Беслана.
Так было и в минувшие выходные, когда страна отмечала 70-летний юбилей Владимира Высоцкого. Художественные фильмы с его участием и документальные фильмы о нем, переключая каналы, можно было смотреть практически в режиме нон-стоп. Но, обратим внимание, Первый и тут всех обошел. Владимир Семенович-то родился 25 января, аккурат в Татьянин день. На сей раз это была пятница, а серьезно перекраивать будничный эфир с его устойчивой линейкой сериалов и игровых шоу очень трудно. К тому же больно уж хорошо все было придумано со всевозможными Татьянами, чтобы отказаться от них даже ради такой глыбы, как Высоцкий. И Первый предоставил возможность в пятницу кромсать сетку и биться за рейтинги конкурентам, а сам посвятил великому барду всю субботу. Чем не телевизионное событие?
Что же касается непосредственно спецпрограмм к юбилею, то впечатление от них было таким же, как и все предыдущие годы. А именно: значение и величие Высоцкого незыблемо. Его популярность непреходяща. Его образ мифологизирован. И, как в случае с любым мифом, уже трудно отличить истинное от вымышленного.
Помнится, в первые годы после смерти поэта у него вдруг обнаружилось несметное количество друзей, спешивших поделиться воспоминаниями. Многое из этого было правдой. Что-то было выдумано ради желания приобщиться. С годами подобных откровений стало появляться все меньше. Теперь - и вовсе почти нет. Оно и понятно. Странно выглядел бы человек, больше четверти века спустя вдруг объявивший, что он был близким другом Владимира Семеновича. Вот и приходится авторам телепрограмм довольствоваться пересказом в сотый раз одними и теми же персонажами одних и тех же историй.
На "Юбилейном вечере Высоцкого" на Первом канале собрались как люди, бывшие близко знакомыми с поэтом, так и не очень. Ведущий просил что-то рассказать каждого. В результате звучали либо знакомые до боли истории, либо какие-то случайные и необязательные байки.
И еще. Почему наши певцы и артисты так любят петь со сцены Высоцкого? Ну любишь эти песни - пой дома, под одеялом или в кругу друзей. Но зачем показывать всей стране, что так, как у него, все равно ни у кого не получится?