Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 00:02 02 Декабря 2022 7695
Свой среди своих

Эдуарда Артемьева приглашали писать музыку Тарковский, Кончаловский, Михалков...

Сергей Бирюков
Для Эдуарда Артемьева не существует границ между классикой, электроникой, голографией… Фото из личного альбома

Парящая мелодия «Дельтаплана», но не в классической версии Валерия Леонтьева, а исполняемая супер-трендовым сегодня Shaman’ом. Трепетная «Где же ты, мечта», но не с небесным голосом Елены Камбуровой, а обретшая плоть оперного вокала международной примадонны Альбины Шагимуратовой... Еще десятки произведений, объединяет которые имя композитора, вынесенное в заглавие концерта 3 декабря в Государственном Кремлевском дворце: «Кинотеатр Эдуарда Артемьева».

Все они — в столь же необычной исполнительской подаче. Песню из кинофильма «Каждый вечер в 11» споет звездный тенор Дмитрий Корчак, «Говорят, дельфины говорят» из мультипликационной ленты «Девочка и дельфин» — солистка Молодежной оперной программы Большого театра Лилит Давтян, мелодию из картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» — юный трубач-виртуоз Александр Рублев, фортепианный наигрыш из «Неоконченной пьесы для механического пианино» — победитель юношеского «Евровидения» Иван Бессонов... Пришедшие к нам большей частью из кинофильмов легендарных режиссеров — Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова, Самсона Самсонова, Вадима Абдрашитова — эти музыкальные темы уже самой естественностью, с какой их подхватывают молодые голоса, подтверждают свою неослабевающую эмоциональную силу. А кроме того — свидетельствуют об универсальности взгляда на музыку и жизнь самого Артемьева, к своим 85 не только не утратившего свежести мировосприятия, но, кажется, лишь становящегося более жадным до поиска, творчества, преодоления границ...

— Я почти не смотрю телевизор, если только это не футбол, — рассказывает Эдуард Николаевич (на встрече с ним, любезно организованной агентством ТАСС, смог задать свои вопросы и корреспондент «Труда»). — И как-то в перерыве между таймами услышал Shaman’а. Меня по-настоящему зацепило его пение. Этот человек обладает могучей душой. Или вот Андрей Лефлер (финалист шоу «Голос» — С.Б.), поющий «Песню о корабле» из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» — абсолютно рОковый артист с потрясающим диапазоном, свободой исполнения... Как это будет соседствовать с железной оперной фактурой, классической красотой голоса, допустим, Вероники Джиоевой и Алексея Татаринцева в финале мессы «Девять шагов к преображению» (в концерте участвуют также Оркестр кинематографии и Капелла имени Юрлова — С.Б.)? Или, простите за нескромность, с исполнением Ave Maria моей внучкой Екатериной — студенткой Академии хорового искусств имени Попова?.. Но я люблю контрасты и смешения. Тело музыки неделимо: понятия стиля, жанра, направления для меня давно перестали существовать.

После концерта в Южно-Сахалинске

— Знаете, — продолжает Артемьев, — я очень редко стал слушать других композиторов. Не потому что неинтересно, но просто мне не прекращают поступать заказы на новые работы — например, несколько дней назад мы закончили сведение музыки к «Нюрнбергу» Николая Лебедева. Но главное — успеть завершить те сочинения, что задуманы мной самим: Фортепианный концерт, Скрипичный (уже почти готовый), а если Господь даст сил, то примусь за оперу «Степной волк» по Герману Гессе... Однако недавно мой друг, профессор композиции в консерватории предложил: «Послушай произведение одного молодого автора, он близок тебе по духу». Это оказалась опера композитора по имени Артем Пысь по мотивам романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Событие, какого в моей жизни не было давно! Вот этот человек, судя по всему, придерживается того же убеждения, что сочинять надо, используя все средства, какие выработало человечество к сегодняшнему дню, потому что на самом деле это единая река, даже океан: классика, электроника, голография... У меня в Скрипичном концерте солирующий инструмент будет так взаимодействовать с электроникой, что звук приблизится к гитарному... Вообще человечество, на мой взгляд, идет к созданию планетарной мистерии. Не той, о которой говорил Скрябин — у него, кроме идеи, к сожалению, не было никаких технических возможностей. Я представляю себе коллективный продукт не одного автора, а четырех-пяти творческих команд, работающих в самых разных техниках и сферах. Взять ту же голографию. Нам с Никитой Михалковым недавно показали, на что она способна: танцуют две балерины, и надо определить, какая из них настоящая, а какая — изображение. Совершенно невозможно это сделать! Никита пошутил: только если потрогать...

— Вы автор музыки почти ко всем картинам Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Андрея Тарковского. Почему они, такие разные мастера, призывали именно вас?

— Сам удивляюсь — улыбается Артемьев, — как смог мимикрировать под каждого из этих трех, безусловно, гениальных людей. Никита Михалков — очень жесткий режиссер, требующий четкого выполнения композиторского задания. Например, то, что звучит в «Рабе любви» и «Сибирском цирюльнике», создано под его огромным давлением, как я ни упрямился. Но он обладает, считаю, экстрасенсорными способностями — говоря с тобой, буквально закачивает в тебя свою энергию. И работать с ним, как ни парадоксально, очень легко. В наших совместных лентах я крайне редко ошибался — не попадал в требуемое не больше двух-трех раз... Тарковский о музыке вообще не говорил. О философии, о замысле, о том, как видит тот или иной эпизод — да. Но никогда не приходил на записи. Я чувствовал себя в подвешенном состоянии: подходит, не подходит?.. Он парировал: «Это же не концерт. Вот там музыка — данность, она такая и никакая другая. А в кино я ее воспринимаю только как часть целого, сопрягая с изображением, со всеми звуками кадра, поэтому должен слушать во время микса». На самом деле им всю жизнь владела одна идея — обойтись без авторской музыки вообще. И в последних картинах он без нее обошелся... А на «Сталкере» был такой эпизод: он позвонил — начинаю новую работу, заезжай за сценарием. Я заехал, он что-то печатает на машинке. И я получил от него заодно со сценарием диссертацию Григория Померанца об основах дзен-буддизма. А также наказ: не начинать работать, пока не прочту... Мы с женой не только прочли, но за две ночи переписали себе тот труд — настолько он открывал новые горизонты познания и сознания... С Кончаловским было труднее всего. Мы до третьего курса учились вместе в консерватории, но потом он ушел в кино. Я не понимал — зачем, он же был очень хороший пианист, и сейчас, кстати, поддерживает форму... А задачу он формулировал примерно следующим образом: старина, помнишь, в Третьем концерте Прокофьева есть одно место — вот у нас с тобой должно быть так же... Я делал, он отвергал, а когда идея наконец подходила, лез в партитуру: не то, не то... Я каждый раз зарекался: работаю с ним последний раз!

Эдуард Артемьев верит в планетарное предназначение музыки

Спрашиваю Эдуарда Николаевича: «Зеркало» Тарковского оканчивается «Страстями по Иоанну» Баха. Что, современная музыка не в состоянии обобщить то, о чем говорит фильм?

— То было целиком решение Андрея. Он всегда во всеуслышание заявлял, что на свете есть только один композитор — Бах, остальные — его эпигоны. С чем, кстати, я категорически не согласен. Вот рок-музыка откуда? А она ведь совершила прорыв в сознании ХХ века. Ничего подобного прежде не было в смысле манеры пения, игры, самого саунда. Самое великое сочинение столетия — опера Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». Он ее в 20 с небольшим лет обрушил на мир, и мир был вдохновлен. Я жил в районе Белорусского вокзала, место в ту пору не совсем благополучное, в старых деревянных домах подрастали мальчики, которых жизнь сбивала на не очень хорошую дорожку. И представляете, я слышу, как эти пацаны обсуждают только что невесть как к ним попавшую пластинку этой оперы! Думаю, хотя бы кому-то из них она помогла встать на правильный путь.

— Но сегодняшней музыке, мне кажется, гораздо труднее помочь людям выбрать «правильный путь». Ведь она практически отказалась от мелодии — того, что во все времена почиталось ее главной выразительной силой. Больше того — сами композиторы говорят, что время композиторов кончилось...

— Да, так утверждает Володя Мартынов (Владимир Мартынов — знаменитый композитор, теоретик музыки, философ — С.Б.). Я ему говорю: вот кончишь сочинять, тогда поверю. А по поводу мелодии... Послушайте, что сочиняет Ханс Циммер. Вот человек, совершивший еще одну революцию. Он больше, чем кинокомпозитор — величайший симфонист нашего времени. Гармония Циммера в «Гладиаторе», а особенно в последующих картинах — это пульсирующая звуковая магма. Когда-то у нас был оркестр Бетховена, потом Берлиоза, потом Римского-Корсакова... А сейчас — оркестр Циммера. Допустим, его концерт «Голливуд в Вене» — он, кстати, с этим проектом хотел в разные города приехать, в том числе в Москву... Впечатление не укладывается в обычные человеческие чувства.

— Но будут ли слушать Ханса Циммера через 50-60 лет, как слушают сегодня, например, Андрея Петрова?

— Не равняйте, то совсем другое поле. Петров — человек выдающегося таланта, создавший море мелодий, всегда точно ложащихся на восприятие... Но ни в какой другой культуре, кроме советской, такое родиться не могло. А Циммер очень точно почувствовал интонацию своего времени. И он ведь не отказывается совсем от мелодий, у него очень интересно использованы этнические мотивы...

— А если бы вас пригласили в Государственную Думу, но предоставили не слово, а возможность дать какой-то из ваших треков?

— Я бы выбрал музыку Океана из «Соляриса». Кстати, без определенной мелодии, но там есть то самое движение масс, энергий. Видите ли, музыка, на мой взгляд, бывает двух родов. В одну заложены такие определенные образы и эмоции, что никуда тебе не деться — будешь испытывать то, что задумал, например, Чайковский. Но есть и другая музыка, которая своей энергией помогает человеку выстроить собственные образы, самому в себе, так сказать, разобраться. Таков Бах. Не сравниваю себя с ним, но в меру сил стремлюсь к тому же.

Комментарии для сайта Cackle

Знаменитый «Бухенвальдский набат» впервые увидел свет на страницах «Труда»

Анатолий Журин
Труд
Фото из открытых источников.

За такой пацифистский призыв на плакате в наше суровое время можно и срок схлопотать. Но из песни слов не выкинешь, а именно так они звучат в знаменитом «Бухенвальдском набате». Откроем...

60 лет назад на телеэкраны вышел первый новогодний «Голубой огонек»

Марина Крючкова, журналист
Труд
Ю.А. Гагарин на передаче «Голубой огонек». Фото из открытых источников

Детище хрущевской оттепели, легендарный «Голубой огонек» с декабря 1962 года был в СССР главным украшением новогоднего праздника. Да и сейчас многие из нас, выходцев из прошлого века, с удовольствием...

Культура 20:01 / 17 Декабря 2022 16127
Бэтмен - не forever

Не исключено, что уже летом в российских магазинах нельзя будет купить сувенирку с изображением этого героя

Труд
Фото: Michael Steinebach/AFLO, globallookpress.com

Конец года — время подведения итогов. С особым нетерпением зрители ждут подобной информации от IMDb, поскольку этот веб-сайт обладает крупнейшей в мире базой данных о кинематографе. И вот результаты 2022-го...

Новая экспозиция посвящена спортивной и концертной истории «Лужников»

Сергей Бирюков
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Выбор вернисажей в эти предновогодние дни — обширный, и на этот я пошел в основном потому, что давно не был в «Лужниках» — как это атмосферное место украшено к праздникам?...

В театре «Уголок дедушки Дурова» – Новая сцена. Новая руководительница. И Новый год

Александр Славуцкий
Труд
Забота и любовь даже самого колючего зверя сделают преданным другом. Фото предоставлены пресс-службой театра «Уголок дедушки Дурова»

В любимом зрителями театре «Уголок дедушки Дурова» жизнь бьет ключом. Недавно открылась Новая сцена. Амфитеатр зрительного зала полукругом спускается к манежу, а зрители первых рядов буквально окружены театральным...

Культура 21:01 / 24 Декабря 2022 14468
Секрет на миллион

Речь не о проекте НТВ с одноименным названием, а о сериале «Гарри и Меган»

Труд
Ходят слухи, что беглые герцог и герцогиня Сассекские могут получить за свои секреты до 100 млн долларов. Фото: I-Images/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Нет, речь пойдет вовсе не о проекте НТВ с одноименным названием, а о сериале (иные считают его реалити-шоу) «Гарри и Меган», где герцог и герцогиня Сассекские, отказавшиеся от выполнения официальных...

«Студия Видеопрокат» Сергея Бондарчука объявила о начале работы сразу над несколькими документальными проектами

Труд
Фото: kinopoisk.ru

Шестисерийная «Каренина» создается по произведению Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной», занявшему первое место на Национальной литературной премии «Большая книга». Благодаря фильму...

Молодую публику мало интересуют политические взгляды артистов, которых она любит

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Автора этой статьи в уходящем году впечатлила одна песня «про политику» — «Я русский» Ярослава Дронова (он же Shaman). Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Уходящий год изменил российский шоу-бизнес до неузнаваемости. Западные звезды отменили или перенесли до лучших времен запланированные гастроли по России, а среди отечественных артистов появились десятки «невыступных»....

Билеты в Большой на «Щелкунчика» остаются самым желанным подарком на Новый год

Виктория Пешкова
Труд
Нина Капцова и Артем Овчаренко - Мари и Принц в «Щелкунчике» Большого театра. Фото Дамира Юсупова

18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась двойная премьера. Почтеннейшей публике в один вечер представили два новых сочинения Петра Ильича Чайковского: одноактную оперу «Иоланта» и двухактный...

В музее-заповеднике знают, чем увлечь и детей, и мам-пап, и их мам-пап

Виктория Пешкова
Труд
Праздничная открытка начала ХХ века. Изображения предоставлены музеем-заповедником «Коломенское»

В музее-заповеднике «Коломенское» предновогодние вернисажи устраивают уже лет двадцать. И всякий раз бессменному куратору выставок Наталье Полонниковой удается находить новые повороты. На этот раз она решила дополнить...

Ефим Шифрин сыграл скрягу-Скруджа

Анна Чепурнова
Труд
Теперь и Ефим Шифрин стал звездным дебютантом прославленной кукольной сцены. Фото предоставлено пресс-службой Театра имени С. В. Образцова

Главные праздники зимы позади. Но вновь ощутить их волшебную атмосферу вполне реально – на премьере «Рождественская история» в Театре кукол С.В. Образцова. Здесь уже второй раз подряд под Новый год выходит постановка с приглашенной...

По словам режиссера, на переговорах он написал название фильма и нарисовал рядом знак доллара

Фото: Kim Jae-Hwan/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Знаменитый голливудский кинорежиссер Джеймс Кэмерон рассказал, что ему удалось убедить инвесторов снять фильм «Чужие» благодаря игре слов. «Я был на встрече с главой студии и исполнительными продюсерами, я перевернул свой...

Разговор с Вениамином Смеховым о прожитом и пережитом рядом с «бардом всея Руси»

Леонид Павлючик
Труд
Вениамин Борисович уверен: публично распевать Высоцкого — ответственная и сомнительная история. Фото: Владимир Меклер/Russian Look, globallookpress.com

Актер театра и кино, легенда авторской песни, Владимир Высоцкий еще при жизни стал кумиром миллионов. После смерти артиста к Театру на Таганке проститься с Высоцким пришла вся Москва. За десятилетия, минувшие после ухода...

Культура 00:28 / 16 Декабря 2022 8531
Отложенная дуэль

Кто был прототипом загадочного Сильвио в повести «Выстрел»? Считается, что Липранди, лучший кишиневский друг Пушкина…

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Иллюстрация к повести «Выстрел»

О военном разведчике и историке Иване Петровиче Липранди (1790-1880), авторе замечательных воспоминаний о Пушкине, сам поэт написал так: «Он мне добрый приятель и (верная порука за честь и ум) нелюбим...

Минюст объявил о традиционных пятничных обновлениях списка 

Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Министерство юстиции РФ опубликовало традиционное пятничное обновление списка «иностранных агентов». На этот раз в перечень попала 24-летняя певица Елизавета Гырдымова, известная под творческим псевдонимом Монеточка. Помимо нее,...

Культура 00:08 / 16 Декабря 2022 7566
Авдотья и плотник

Надо ли отменять произведения уехавших из страны деятелей культуры

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм «Плотник» - из тех, которые принято называть «трудными». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На платформе КИОН вышел фильм Авдотьи Смирновой «Плотник», который параллельно завершает свое шествие по кинотеатрам страны. Ранее фильм был показан вне конкурса на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу»,...


Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr



Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?