Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий вопросы оборонной промышленности, сообщил, что работы по выполнению некоторых проектов в настоящее время пришлось остановить. Причиной, как пояснил зампред правительства, стал разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной.
В частности, было заморожено строительство новых кораблей для военно-морского флота. «Говоря о вооружении и военной технике по Украине, мы замещаем газотурбинные двигатели, производство которых исторически располагалось на территории Украины. Из-за этого мы не можем строить новые надводные корабли для ВМФ», – рассказал Рогозин в ходе своей поездки в Омск.
Позже вице-премьер уточнил, что проблемы возникли далеко не по всем направлениям. «Речь идёт только о некоторых типах надводных кораблей. По остальным проектам работа идёт по плану», – сообщил Рогозин в своем «Твиттере».
Украинское эмбарго
В марте прошлого года украинские власти ввели эмбарго на поставки военной продукции и оборудования двойного назначения в Россию. Под запрет, в числе прочего, попали и разнообразные двигатели, в том числе для вертолетов и кораблей. Президент Украины Петр Порошенко запретил поставлять в РФ даже ту продукцию, которая уже была оплачена Москвой.
Сообщалось, что выполнение данного распоряжения поставило часть украинских предприятий на грань выживания: с некоторых в прошлом году стали массово увольняться ценные специалисты, другие попытались найти посредников и возобновить отношения с российскими партнерами. Однако сделать это удалось далеко не всем.
Российские власти, в свою очередь, взяли курс на полное замещение продукции украинской оборонки отечественными изделиями. К настоящему моменту, по данным Рогозина, России предстоит заместить 186 позиций, которые ранее закрывались продукцией украинских предприятий. Впрочем, для нашей промышленности это не является особенно сложной задачей, подчеркнул вице-премьер: по его словам, производство газотурбинных установок на отечественных предприятиях удастся наладить к 2018 году.
Всего же для ликвидации зависимости российской оборонки от поставок из стран Евросоюза и стран-членов НАТО потребуется освоить выпуск 640 наименований. «В основном, речь идет об оптике и радиоэлектронике. Сроки импортозамещения здесь также жесткие», – пояснил Рогозин.
Украинские турбины в российских фрегатах
Ранее сообщалось, что украинскими турбинами планируется оснащать фрегаты проекта 11356 типа «Адмирал Григорович» и проекта 22350 типа «Адмирал Горшков».
Сторожевые корабли проекта 11356 строятся на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», разработки Северного проектно-конструкторского бюро. К настоящему времени судостроители заложили пять из шести заказанных ВМФ кораблей этого типа. Головной фрегат «Адмирал Григорович» был спущен на воду 14 марта 2014 года. В настоящее время он проходит сдаточные испытания; ожидается, что корабль передадут ВМФ в августе текущего года. Второе судно этой серии, «Адмирал Эссен», был спущен на воду в ноябре прошлого года, и пока тестируется судостроителями.
Сложность состоит в том, что украинские подрядчики поставили только три из шести двигателей для российских сторожевиков. Таким образом, российские верфи могут завершить строительство еще одного фрегата, после чего им придется ждать освоения российской промышленностью выпуска газотурбинных силовых установок.
Ранее предполагалось, что все шесть фрегатов будут переданы в состав Черноморского флота в 2017 году. Однако теперь, по словам Рогозина, эти сроки могут быть скорректированы.
Специалисты отмечают, что включение в состав ВМФ новых кораблей значительно повысило бы мощь российского военного флота. Фрегаты проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий как в морях, так и в океане. Действуя как в одиночку, так и в составе эскадры, они способны атаковать подводные лодки, надводные корабли и воздушные цели. Более того: их можно использовать для прикрытия высадки десанта на побережье и защиты других кораблей от атак с воздуха и из-под воды.